12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Остапенко Роман Иванович328
Руководитель редакционно-издательского центра Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа. Учредитель научного журнала “Перспективы науки и образования“. Главный редактор научного журнала “Государственный советник“. Кандидат педагогических наук.
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Методическая разработка практического занятия

«Электронные таблицы. Прогнозирование в Excel на основе Интернет-ресурсов»

Цель методической разработки: рассмотреть методические аспекты использования Интернет-информации и табличного процессора Excel для решения практических задач в процессе преподавания информатики учащимся.

Аннотация. Актуальность изучения возможностей применения Интернет-ресурсов в преподавании информатики связана: с увеличением объема Интернет-информации, нуждающейся в поиске, систематизации и использовании; с востребованностью специалистов владеющих математическими методами моделирования и умеющих проводить расчеты с использованием современного программного обеспечения; с необходимостью активного внедрения современных информационных технологий на занятиях по информатике.

Анализ литературы. Использование Интернет-ресурсов в обучении и преподавании дисциплин математического и информационного цикла рассмотрены в ряде исследований Я. И. Мельниченко [1], В. С. Новиковой [2], Р. И. Остапенко [3-5], Е. В. Потехиной [6] и др. Авторы показывают, что Интернет-технологии эффективно используются в качестве наглядного и доступного средства обучения, обеспечивают многозадачность и дифференцированный подход в процессе обучения. В большинстве этих исследований авторы под Интернет-ресурсом понимают какой-либо сайт или портал на котором размещены электронные учебные издания (учебные и учебно-методические пособия, журналы, энциклопедии), ресурсы, предоставляющие возможность обработать данные в режиме онлайн, либо провести эксперимент или получить образование дистанционно. Под Интернет-ресурсом мы понимаем сайт в сети Интернет, имеющий исходные данные (сырую информацию) для решения прикладных задач, в частности, на уроках информатики.

На наш взгляд вопросы использования информационных технологий в преподавании дисциплин математического и информационного цикла рассматриваются чаще всего без учета профиля ученика, а также присутствует дефицит методических разработок по каким-либо конкретным направлениям. Разработанное практическое занятие проводится по дисциплине "Информатика" в 11 классе по основной профессиональной образовательной программе.

Необходимое техническое обеспечение: компьютеры с операционной системой Windows, стандартный пакет офисной программы MS Excel и наличие Интернета.

Педагогические принципы:

преобладание активных методов и форм обучения;

увеличение доли самостоятельной работы;

включение учащихся в исследовательскую деятельность;

ориентация на познавательную самостоятельность учащихся.

ПЛАН УРОКА

Цель урока: научиться представлять информацию с помощью табличного процессора Excel для ее дальнейшей обработки, графического представления и анализа при решении практических задач.

Задачи занятия:

образовательные:

1. Поиск информации в Интернете ее и систематизация;

2. Обработка данных с помощью соответствующего программного обеспечения (Microsoft Excel и т.д.);

3. Интерпретация результатов, выводы.

изучить способы систематизации информации, найденной в Интернете;

получить опыт обработки данных с помощью программы Microsoft Excel;

сформировать умение строить график регрессии, ее аналитический вид и интерпретировать результаты.

развивающие:

развивать внимание;

логическое мышление и умение обобщать;

воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к предмету, интерес к его изучению и понимание значимости предмета, через иллюстрацию прикладного характера информационных и математических средств;

Тип урока: комплексный, состоящий в закреплении пройденного материала по текстовому редактору Word и в первоначальном формировании умений и навыков.

Организационная форма урока: смешанная, включающая в себя как практическую, так и самостоятельную работу.

Принципы:

1. доступности;

2. наглядности;

3. системного подхода к изучению материала.

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.

Формирование новых понятий и способов действий.

Применение понятий и способов действий.

Распределение учебного времени:

пп

Структурный элемент занятия

Время

1

Организационный момент

2 минуты

2

Постановка дидактической цели

3 минуты

3

Мотивация предстоящей деятельности

2 минуты

4

Повторение изученного материала

10 минут

5

Изучение и закрепление материала на практике

15 минут

6

Закрепление практического материала

10 минут

7

Подведение итогов

3 минуты

 

Всего

45 минут

Содержание учебной деятельности

Структурный элемент занятия

Деятельность учителя,

краткое содержание урока

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель приветствует группу и проверяет ее готовность к занятию.

Ученики приветствуют учителя. Староста группы сообщает о явке учащихся на занятие.

Постановка дидактической цели

Добрый день! Сегодня хочу Вам рассказать о том, как используется табличный процессор Excel для анализа данных с помощью метода прогнозирования.

При моделировании различных экономических

процессов на практике широко используются возрастающие возможности современных компьютерных технологий, а также эффективные способы прогнозирования. Так, для разработки прогнозов в пакете Exсel можно воспользоваться таким инструментом, как построение регрессии. А какие математические программы Вы еще знаете?

Учащиеся слушают рассказ учителя. Предлагают варианты ответа на вопрос учителя.

Мотивация предстоящей деятельности

Метод регрессии эффективен в ряде наук, а также во многих работах, связанных с Вашей будущей профессиональной деятельностью.

Например, регрессионный анализ применяется при изучении экономического развития предприятия, для анализа социально-экономического развития какого-либо региона, определения технико-экономических параметров продукции какого-либо предприятия, планирования хозяйственно-экономической деятельности предприятий, в биологических, психологических, педагогических и других науках.

Ученики слушают рассказ учителя. Воспринимают информацию в текстовой и аудиовизуальной форме.

Рассказывают известную им информацию о возможном применении метода прогнозирования в других областях человеческой деятельности.

Повторение изученного материала

Итак, регрессионный анализ это статистический метод, позволяющий изучать влияние одной (или нескольких), т.е. независимой переменной на другую, т.е. зависимую переменную.

Фактически между переменными ставится причинно-следственная зависимость.

В курсе математики Вы уже изучали уравнение линейной функции y = kx + b и строили ее график.

Для того, чтобы вспомнить как строится график этой функции, мы используем интерактивную модель, созданную в «Математическом конструкторе»: № 27. Решение линейного уравнения ( http://obr.1c.ru/pages/read/mk_collection /).

Записывают тему занятия и новый материал в тетрадь.

Вспоминают с помощью интерактивной модели, как строится линейная функция.

программы 1С.

Наиболее активные учащиеся участвуют при решении примеров, которые предлагает программа.

Изучение материала на практике

Однако, проблема в том, что не все зависимости одного явления от другого можно построить прямой линией, а точнее почти даже невозможно, если мы имеем дело с реально происходящими изменениями в жизни. Например, когда наступает зима, то температура воздуха не уменьшается по прямой линии, а колеблется в сторону уменьшения, то повышаясь то понижаясь. В таком случае график зависимости погоды от дня зимы может выглядеть так:

Мы видим, что температура падает, это не происходит прямолинейно, но есть тенденция к ее уменьшению. И возникает задача как эту тенденцию нам измерить, и сказать, в какой степени мы уверены, что завтра, скажем, будет вероятнее что -10 чем +2? Для такого типа задач можно применять регрессионный анализ. Причем, при решении таких задач нам нужно не только рассчитать степень уверенности в «завтрашнем дне», но и построить график линейной (или другой) функции максимально близко «объясняющей» данную связь между изменяющимися данными.

Для того чтобы понять как рассчитывается прогноз и строится соответствующий график, рассмотрим реальный пример, где в качестве исходных данных для решения задачи используем Интернет-ресурс, т.е. сайт: http://www.kurs.metrinfo.ru/kurs/, на котором представлена актуальная информация по курсы валют в табличной форме.

Условие задачи. На основе фактических данных курса валют спрогнозировать стоимость доллара (евро) по отношению к рублю на следующий день. Построить регрессию, график и указать процент достоверности прогноза.

Решение задачи.

На начальном этапе данные копируются с сайта и подготавливаются для последующей обработки (см. табл.1).

Таблица 1

Курс валют в таблице

.

Дата

Курс доллара

Курс евро

31.10.2015

43.39

54.64

30.10.2015

42.65

54.34

29.10.2015

42.39

53.87

28.10.2015

41.95

53.23

27.10.2015

41.81

52.91

26.10.2015

41.81

52.91

25.10.2015

41.81

52.91

24.10.2015

41.50

52.44

23.10.2015

40.97

52.14

22.10.2015

41.05

52.65

21.10.2015

40.88

52.12

20.10.2015

41.05

52.53

19.10.2015

41.05

52.53

18.10.2015

41.05

52.53

17.10.2015

40.75

52.15

16.10.2015

40.94

51.78

15.10.2015

40.53

51.51

14.10.2015

40.33

51.08

13.10.2015

40.21

51.05

12.10.2015

40.21

51.05

11.10.2015

40.21

51.05

10.10.2015

39.98

50.96

09.10.2015

39.98

50.51

08.10.2015

39.74

50.20

07.10.2015

39.98

50.08

06.10.2015

39.70

50.20

05.10.2015

39.70

50.20

04.10.2015

39.70

50.20

03.10.2015

39.55

49.95

02.10.2015

39.66

50.06

01.10.2015

39.38

49.98

Для подготовки таблицы 1 к обработке необходимо решить ряд сопутствующих задач:

Форматирование таблицы, т.е. изменение заливки, границ таблицы и т.д.

Сортировка данных по дате так, чтобы внизу таблицы отражалась текущая информация.

Применение функции «Найти и заменить» во вкладке «Заменить» для замены точек на запятые (см. рис.1).

Перекодировка даты на числовой формат.

Рис.1. Панель «Найти и заменить»

В результате этих преобразований получим таблицу 2.

Таблица 2

Курс валют в таблице

Дата

Курс доллара

Курс евро

1

39,38

49,98

2

39,66

50,06

3

39,55

49,95

4

39,7

50,2

5

39,7

50,2

6

39,7

50,2

7

39,98

50,08

8

39,74

50,2

9

39,98

50,51

10

39,98

50,96

11

40,21

51,05

12

40,21

51,05

13

40,21

51,05

14

40,33

51,08

15

40,53

51,51

16

40,94

51,78

17

40,75

52,15

18

41,05

52,53

19

41,05

52,53

20

41,05

52,53

21

40,88

52,12

22

41,05

52,65

23

40,97

52,14

24

41,5

52,44

25

41,81

52,91

26

41,81

52,91

27

41,81

52,91

28

41,95

53,23

29

42,39

53,87

30

42,65

54,34

31

43,39

54,64

Графически изменение курса доллара по дням представлено на рисунке 2.

Рис.2. Изменение курса доллара по дням

С помощью функции «Добавить линию тренда …» (см. рис.3) добавляем к графику уравнение и величину достоверности аппроксимации (см. рис.4, 5).

Рис.3. Формат линии тренда

Уравнение регрессии и величину достоверности аппроксимации мы можем получить с помощью надстройки «Анализ данных» → «Регрессия».

Рис.6. Окно выполнения регрессии

Результат работы программы показан в таблице 3.

Таблица 3

Вывод итогов

Регрессионная статистика

Множественный R

0,958934

             

R-квадрат

0,919554

             

Нормированный R-квадрат

0,91678

             

Стандартная ошибка

0,292304

             

Наблюдения

31

             
 

 

df

             

Регрессия

1

             

Остаток

29

             

Итого

30

             

 

Коэффициенты

             

Y-пересечение

39,06142

             

Переменная X 1

0,106867

             

Коэффициенты регрессии, которые показаны на рисунке 4, выделены в таблице 3 жирным шрифтом. Регрессионная модель вида Y = kX + b будет выглядеть:

Y = 0,0169*x + 39,0614 (R2 = 0,9195).

Коэффициент детерминации (R-квадрат) приблизительно составил 0,91 или 91%. Это означает, что модель хорошо объясняет изменчивость уровня цены доллара от времени. 9% – доля изменчивости уровня цены, объясняемая другими факторами.

Вычислим на основе указанной регрессии стоимость доллара по отношению к рублю на следующий день:

Y = 0,0169*x + 39,0614 = 0,0169*32 + 39,0614 = 42,4811 (руб.). Конец решения.

Ученики слушают рассказ учителя.

Приводят примеры других нефункциональных зависимостей в природе, биологии, экономике и других науках.

Вместе с учителем решают задачу.

Закрепление практического материала

Учитель сообщает, что полезным для решения задач методами математического прогнозирования, является сайт Гидрометцентра России http://www.meteoinfo.ru/ где представлены фактические данные атмосферного давления, температуры.

Учитель формулирует задачу на закрепление практического материала.

Задача. На основе фактических данных атмосферного давления и температуры воздуха построить регрессию, график и указать процент достоверности прогноза на следующий день.

Таблица 4

Архив фактической погоды

Дата

Атмосферное давление, мм. рт.ст

Температура воздуха, С

01.09.2015

752

18,3

02.09.2015

753

18,4

03.09.2015

753

18,7

04.09.2015

755

13,6

05.09.2015

755

14,3

05.09.2015

744

13,4

05.09.2015

745

13,7

05.09.2015

750

12,5

05.09.2015

753

12,9

05.09.2015

753

11,4

05.09.2015

756

12,5

Ученики самостоятельно решают задачу.

Подведение итогов

Учитель делает выводы по пройденному материалу.

Дает домашнее задание и рекомендует интернет-сайты, и литературу для более глубокого изучения материала.

В заключение учитель рассказывает, что есть ряд сфер, где регрессионный анализ малоэффективен и применяются другие, более сложные методы, например, при анализе стихийных бедствиях, военных действиях, общественных беспорядках, при резком изменении параметров внутренней или внешней ситуации (уровня инфляции, цен на сырье); при коренном изменении плана деятельности фирмы, терпящей убытки.

В конце занятия учитель просит ответить на вопросы анкеты!

Что вы нового узнали сегодня на занятии?

Хотите ли узнать еще о методах прогнозирования?

Какие интернет-ресурсы можно использовать еще для применения метода регрессии?

Учащиеся записывают домашнее задание, сайты и литературу для самостоятельного изучения нового учебного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты и сдают их учителю.

Вывод.. Методическая система преподавания математических и информационных дисциплин учащимся старших классов, а также студентам начальных курсов средних профессиональных учебных заведений, помимо информационных ресурсов, автоматизированных обучающих и компьютерных математических систем и сред должна включать Интернет-ресурсы как источник возникновения интерактивных задач. Одной из приоритетных задач в данной области выступает изучение особенностей организации работы учащихся по решению задач при изучении математических и информационных дисциплин, разработка основных этапов реализации методической системы и контрольных средств.

Литература

Мельниченко Я.И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Орел, 2008. – 249 с.

Новиков В.С. Использование компьютерных сетевых технологий для организации самостоятельной работы студентов при обучении математике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Орел, 2006. – 209 с.

Остапенко Р.И. Применение интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 6 (84). С. 12-17.

Остапенко Р.И. Использование интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. 2015. № 2 (8). С. 90-94.

Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования, 2013. – №4. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/ (дата обращения: 15.04.2015).

Потехина Е.В. Использование интернет-технологий при обучении студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 188 с.7

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 09.04.16 в 19:38 1Ответить Пожаловаться
Для меня это не просто сложно, а дебри, но методика серьёзная, своими печатными материалами обеспечено. Дальнейших творческих успехов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.