Методическая разработка практического занятия «Электронные таблицы. Прогнозирование в Excel на основе Интернет-ресурсов»
Методическая разработка практического занятия
«Электронные таблицы. Прогнозирование в Excel на основе Интернет-ресурсов»
Цель методической разработки: рассмотреть методические аспекты использования Интернет-информации и табличного процессора Excel для решения практических задач в процессе преподавания информатики учащимся.
Аннотация. Актуальность изучения возможностей применения Интернет-ресурсов в преподавании информатики связана: с увеличением объема Интернет-информации, нуждающейся в поиске, систематизации и использовании; с востребованностью специалистов владеющих математическими методами моделирования и умеющих проводить расчеты с использованием современного программного обеспечения; с необходимостью активного внедрения современных информационных технологий на занятиях по информатике.
Анализ литературы. Использование Интернет-ресурсов в обучении и преподавании дисциплин математического и информационного цикла рассмотрены в ряде исследований Я. И. Мельниченко [1], В. С. Новиковой [2], Р. И. Остапенко [3-5], Е. В. Потехиной [6] и др. Авторы показывают, что Интернет-технологии эффективно используются в качестве наглядного и доступного средства обучения, обеспечивают многозадачность и дифференцированный подход в процессе обучения. В большинстве этих исследований авторы под Интернет-ресурсом понимают какой-либо сайт или портал на котором размещены электронные учебные издания (учебные и учебно-методические пособия, журналы, энциклопедии), ресурсы, предоставляющие возможность обработать данные в режиме онлайн, либо провести эксперимент или получить образование дистанционно. Под Интернет-ресурсом мы понимаем сайт в сети Интернет, имеющий исходные данные (сырую информацию) для решения прикладных задач, в частности, на уроках информатики.
На наш взгляд вопросы использования информационных технологий в преподавании дисциплин математического и информационного цикла рассматриваются чаще всего без учета профиля ученика, а также присутствует дефицит методических разработок по каким-либо конкретным направлениям. Разработанное практическое занятие проводится по дисциплине "Информатика" в 11 классе по основной профессиональной образовательной программе.
Необходимое техническое обеспечение: компьютеры с операционной системой Windows, стандартный пакет офисной программы MS Excel и наличие Интернета.
Педагогические принципы:
преобладание активных методов и форм обучения;
увеличение доли самостоятельной работы;
включение учащихся в исследовательскую деятельность;
ориентация на познавательную самостоятельность учащихся.
ПЛАН УРОКА
Цель урока: научиться представлять информацию с помощью табличного процессора Excel для ее дальнейшей обработки, графического представления и анализа при решении практических задач.
Задачи занятия:
– образовательные:
1. Поиск информации в Интернете ее и систематизация;
2. Обработка данных с помощью соответствующего программного обеспечения (Microsoft Excel и т.д.);
3. Интерпретация результатов, выводы.
изучить способы систематизации информации, найденной в Интернете;
получить опыт обработки данных с помощью программы Microsoft Excel;
сформировать умение строить график регрессии, ее аналитический вид и интерпретировать результаты.
– развивающие:
развивать внимание;
логическое мышление и умение обобщать;
– воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к предмету, интерес к его изучению и понимание значимости предмета, через иллюстрацию прикладного характера информационных и математических средств;
Тип урока: комплексный, состоящий в закреплении пройденного материала по текстовому редактору Word и в первоначальном формировании умений и навыков.
Организационная форма урока: смешанная, включающая в себя как практическую, так и самостоятельную работу.
Принципы:
1. доступности;
2. наглядности;
3. системного подхода к изучению материала.
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Применение понятий и способов действий.
Распределение учебного времени:
№ пп |
Структурный элемент занятия |
Время |
1 |
Организационный момент |
2 минуты |
2 |
Постановка дидактической цели |
3 минуты |
3 |
Мотивация предстоящей деятельности |
2 минуты |
4 |
Повторение изученного материала |
10 минут |
5 |
Изучение и закрепление материала на практике |
15 минут |
6 |
Закрепление практического материала |
10 минут |
7 |
Подведение итогов |
3 минуты |
Всего |
45 минут |
Содержание учебной деятельности
Структурный элемент занятия |
Деятельность учителя, краткое содержание урока |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Учитель приветствует группу и проверяет ее готовность к занятию. |
Ученики приветствуют учителя. Староста группы сообщает о явке учащихся на занятие. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка дидактической цели |
Добрый день! Сегодня хочу Вам рассказать о том, как используется табличный процессор Excel для анализа данных с помощью метода прогнозирования. При моделировании различных экономических процессов на практике широко используются возрастающие возможности современных компьютерных технологий, а также эффективные способы прогнозирования. Так, для разработки прогнозов в пакете Exсel можно воспользоваться таким инструментом, как построение регрессии. А какие математические программы Вы еще знаете? |
Учащиеся слушают рассказ учителя. Предлагают варианты ответа на вопрос учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация предстоящей деятельности |
Метод регрессии эффективен в ряде наук, а также во многих работах, связанных с Вашей будущей профессиональной деятельностью. Например, регрессионный анализ применяется при изучении экономического развития предприятия, для анализа социально-экономического развития какого-либо региона, определения технико-экономических параметров продукции какого-либо предприятия, планирования хозяйственно-экономической деятельности предприятий, в биологических, психологических, педагогических и других науках. |
Ученики слушают рассказ учителя. Воспринимают информацию в текстовой и аудиовизуальной форме. Рассказывают известную им информацию о возможном применении метода прогнозирования в других областях человеческой деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение изученного материала |
Итак, регрессионный анализ это статистический метод, позволяющий изучать влияние одной (или нескольких), т.е. независимой переменной на другую, т.е. зависимую переменную. Фактически между переменными ставится причинно-следственная зависимость. В курсе математики Вы уже изучали уравнение линейной функции y = kx + b и строили ее график. Для того, чтобы вспомнить как строится график этой функции, мы используем интерактивную модель, созданную в «Математическом конструкторе»: № 27. Решение линейного уравнения (http://obr.1c.ru/pages/read/mk_collection/). |
Записывают тему занятия и новый материал в тетрадь. Вспоминают с помощью интерактивной модели, как строится линейная функция. программы 1С. Наиболее активные учащиеся участвуют при решении примеров, которые предлагает программа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение материала на практике |
Однако, проблема в том, что не все зависимости одного явления от другого можно построить прямой линией, а точнее почти даже невозможно, если мы имеем дело с реально происходящими изменениями в жизни. Например, когда наступает зима, то температура воздуха не уменьшается по прямой линии, а колеблется в сторону уменьшения, то повышаясь то понижаясь. В таком случае график зависимости погоды от дня зимы может выглядеть так:
Мы видим, что температура падает, это не происходит прямолинейно, но есть тенденция к ее уменьшению. И возникает задача как эту тенденцию нам измерить, и сказать, в какой степени мы уверены, что завтра, скажем, будет вероятнее что -10 чем +2? Для такого типа задач можно применять регрессионный анализ. Причем, при решении таких задач нам нужно не только рассчитать степень уверенности в «завтрашнем дне», но и построить график линейной (или другой) функции максимально близко «объясняющей» данную связь между изменяющимися данными. Для того чтобы понять как рассчитывается прогноз и строится соответствующий график, рассмотрим реальный пример, где в качестве исходных данных для решения задачи используем Интернет-ресурс, т.е. сайт: http://www.kurs.metrinfo.ru/kurs/, на котором представлена актуальная информация по курсы валют в табличной форме. Условие задачи. На основе фактических данных курса валют спрогнозировать стоимость доллара (евро) по отношению к рублю на следующий день. Построить регрессию, график и указать процент достоверности прогноза. Решение задачи. На начальном этапе данные копируются с сайта и подготавливаются для последующей обработки (см. табл.1). Таблица 1 Курс валют в таблице .
Для подготовки таблицы 1 к обработке необходимо решить ряд сопутствующих задач: Форматирование таблицы, т.е. изменение заливки, границ таблицы и т.д. Сортировка данных по дате так, чтобы внизу таблицы отражалась текущая информация. Применение функции «Найти и заменить» во вкладке «Заменить» для замены точек на запятые (см. рис.1). Перекодировка даты на числовой формат.
Рис.1. Панель «Найти и заменить» В результате этих преобразований получим таблицу 2. Таблица 2 Курс валют в таблице
Графически изменение курса доллара по дням представлено на рисунке 2.
Рис.2. Изменение курса доллара по дням С помощью функции «Добавить линию тренда …» (см. рис.3) добавляем к графику уравнение и величину достоверности аппроксимации (см. рис.4, 5).
Рис.3. Формат линии тренда
Уравнение регрессии и величину достоверности аппроксимации мы можем получить с помощью надстройки «Анализ данных» → «Регрессия».
Рис.6. Окно выполнения регрессии Результат работы программы показан в таблице 3. Таблица 3 Вывод итогов
Коэффициенты регрессии, которые показаны на рисунке 4, выделены в таблице 3 жирным шрифтом. Регрессионная модель вида Y = kX + b будет выглядеть: Y = 0,0169*x + 39,0614 (R2 = 0,9195). Коэффициент детерминации (R-квадрат) приблизительно составил 0,91 или 91%. Это означает, что модель хорошо объясняет изменчивость уровня цены доллара от времени. 9% – доля изменчивости уровня цены, объясняемая другими факторами. Вычислим на основе указанной регрессии стоимость доллара по отношению к рублю на следующий день: Y = 0,0169*x + 39,0614 = 0,0169*32 + 39,0614 = 42,4811 (руб.). Конец решения. |
Ученики слушают рассказ учителя. Приводят примеры других нефункциональных зависимостей в природе, биологии, экономике и других науках. Вместе с учителем решают задачу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление практического материала |
Учитель сообщает, что полезным для решения задач методами математического прогнозирования, является сайт Гидрометцентра России http://www.meteoinfo.ru/ где представлены фактические данные атмосферного давления, температуры. Учитель формулирует задачу на закрепление практического материала. Задача. На основе фактических данных атмосферного давления и температуры воздуха построить регрессию, график и указать процент достоверности прогноза на следующий день. Таблица 4 Архив фактической погоды
|
Ученики самостоятельно решают задачу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
Учитель делает выводы по пройденному материалу. Дает домашнее задание и рекомендует интернет-сайты, и литературу для более глубокого изучения материала. В заключение учитель рассказывает, что есть ряд сфер, где регрессионный анализ малоэффективен и применяются другие, более сложные методы, например, при анализе стихийных бедствиях, военных действиях, общественных беспорядках, при резком изменении параметров внутренней или внешней ситуации (уровня инфляции, цен на сырье); при коренном изменении плана деятельности фирмы, терпящей убытки. В конце занятия учитель просит ответить на вопросы анкеты! Что вы нового узнали сегодня на занятии? Хотите ли узнать еще о методах прогнозирования? Какие интернет-ресурсы можно использовать еще для применения метода регрессии? |
Учащиеся записывают домашнее задание, сайты и литературу для самостоятельного изучения нового учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы анкеты и сдают их учителю. |
Вывод.. Методическая система преподавания математических и информационных дисциплин учащимся старших классов, а также студентам начальных курсов средних профессиональных учебных заведений, помимо информационных ресурсов, автоматизированных обучающих и компьютерных математических систем и сред должна включать Интернет-ресурсы как источник возникновения интерактивных задач. Одной из приоритетных задач в данной области выступает изучение особенностей организации работы учащихся по решению задач при изучении математических и информационных дисциплин, разработка основных этапов реализации методической системы и контрольных средств.
Литература
Мельниченко Я.И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Орел, 2008. – 249 с.
Новиков В.С. Использование компьютерных сетевых технологий для организации самостоятельной работы студентов при обучении математике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Орел, 2006. – 209 с.
Остапенко Р.И. Применение интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 6 (84). С. 12-17.
Остапенко Р.И. Использование интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. 2015. № 2 (8). С. 90-94.
Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования, 2013. – №4. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/ (дата обращения: 15.04.2015).
Потехина Е.В. Использование интернет-технологий при обучении студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 188 с.7
Федорова Людмила Ивановна