Материал на проверке

Элементы формирующего оценивания на уроках математики в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

3
0
Материал опубликован 6 March в группе

Овсянников Евгений Михайлович

учитель математики

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» при исправительном учреждении, ст. Александрийская, Георгиевский округ, Ставропольский край

Разработка новых форм, методов и средств обучения и воспитания по теме:

Элементы формирующего оценивания на уроках математики в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта


Целью данной работы является: Устранить негативные моменты в обучении, способствовать учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся школы. Корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения для улучшения результатов обучения.


ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Формирующее (текущее) оценивание


Констатирующее (итоговое ) оценивание

1.Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе.

2. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.


1.Определение уровня

сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.

2. Отметки, выставленные за

констатирующие работы, являются

основой для определения итоговых

отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

ПОНИМАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА УЧЕНИКОМ ОЗНАЧАЕТ ВСТУПЛЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

П. Блек и Д. Уильям обозначили как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения». «Черный ящик: что там внутри?... »

Цель урока должна быть не только осмыслена учителем в периоде¸ написания, она обязательно должна быть:

(1) озвучена учителем в самом начале урока;

(2) представлена ученикам в виде текста на доске, плакате или иным способом;

(3) понята и принята учениками. Например, после представления цели урока учитель при помощи вопросов обязательно проверяет, насколько ученики поняли поставленные цели.

Ученики должны проговорить цель урока (ожидаемый результат) как личную цель, например:

К концу урока я смогу находить значения выражений, содержащих степень с

натуральным показателем.

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ (ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА)

Уровень

Что делает учащийся

Глаголы, определяющие

деятельность учащегося

Пример

10 класс Тема. Радианная мера угла

Знание

Воспринимает, запоминает,

распознает

Перечислить, запомнить, назвать

определение понятия «окружности» и длина этой окружности как мы помним из уроков геометрии, t1741294346aa.png

Понимание

Интерпретирует, ищет и

приводит примеры,

объясняет на основе изученного

материала.

Обсудить, определить, рассказать,

сформулировать, объяснить

Найти градусную меру угла, равного t1741294346ab.png рад.

Применение

Умеет использовать изученный материал в конкретных

условиях и других ситуациях

Применить, вычислить, изменить, выбрать,

классифицировать, завершить, решить….

Найти радианную меру угла, равного 60 t1741294346ac.png

Анализ

Разделяет, обсуждает,

раскрывает. Видит ошибки и

упущения в логике рассуждения

Проанализировать, сгруппировать,

вычислить,…

Аналитический

метод

доказательства.

Синтез

Обобщает, формулирует,

планирует

Сгруппировать, собрать, составить, создать,

разработать, сформулировать, обобщить

Синтетический

метод доказательства

Оценка

Дискутирует, оценивает,

выбирает

Представить аргументы, защитить точку

зрения,

спрогнозировать, доказать

Аргументировано обосновать наилучший способ

решения

задач.


ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ


Цели урока

Какую я цель выбрал

Достиг ли я своей цели

1.Пообщаться с учителем



2.Пообщаться с товарищем



3.Показать свои знания



4.Получить новые знания



5.Научиться решать



6.Подготовиться к контр.работе



7.Получить удовлетворение от урока



8.Свои цели




Если да «+»

Если нет «─»


ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся

комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса

собственного обучения.

3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения

результатов обучения учащихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает

мотивацию и самооценку учащихся.

5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и

способам улучшения собственных результатов

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Портфолио

Планы ИОТ

Недельные отчеты

Дневники планирования

Ментальные карты

Листы самооценивания

Составление тестов

Опросники «Проверь себя»

Сигналы, сигнальные карточки

Взаимопроверка

Самопроверка

«Проверка ошибочности понимания».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РАБОТ

Правильный выбор действий, операций;

верность вычислений (в случае проверки вычислительных умений);

соответствие пояснительного текста, ответа заданий, наименования величин, выполненным действиям и полученным результатам;

полнота выполненных действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

соответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам;

правильное записывание, списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

правильные записи математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

наличие записи действий;

умение устно дать соответствующее объяснение при правильно выполненном задании.

Формирующее оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения

Тетрадь «Помогите мне!»

Письменные комментарии

Наблюдения

Опросы – молнии

Фронтальный опрос

Вопросы

Дневники обратной связи

Тетради самоконтроля и др.

ПОЭТАПНАЯ ПОМОЩЬ

Может осуществляться посредством вопросов;

Например: Почему через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной?

ƒОписания;

Например: Опишите схему построения биссектрисы угла с помощью циркуля.

незаконченных предложений;

Например: Закончи предложение: Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ..


НЕДОПУСТИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Сколько раз можно повторять!

Я уже сто раз сказал …

Если ты будешь продолжать в том же духе, то...

Вы что, забыли, что скоро конец четверти…

Что с тебя возьмешь…

Смотри лучше, как отвечает Иванов.

Тебе что, нечего делать?

Мое терпение лопнуло!

ХВАЛИТЕ УЧЕНИКА!

Я не видел ничего подобного!

Ещё лучше, чем прежде.

Это как раз то, что нужно.

С каждым днём у тебя получается

лучше.

Прекрасно! Молодец! Умница!

Хорошо!

Удивительно! Остроумно!

Несравненно! Очень точно!

Ты увлек всех. Ты помог другому!

Выдающаяся работа!

Ты хорошо постарался!

Великолепное открытие!

Я знал, что ты сможешь это сделать.


САМООЦЕНИВАНИЕ

При самооценивании можно использовать следующий прием:

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку по критериям, с которыми ознакомлен в начале изучения темы.

За ту же работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где: 4 – отметка ученика, а 5 – отметка преподавателя. Результаты обсуждаются с учеником.

Со временем числитель и знаменатель все чаще будут совпадать.

Прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных, самостоятельных работ, индивидуальных домашних заданий.


ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ

УЧАЩИХСЯ К ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ УЧЕНИЮ

Акцентировать внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. Не угрожать отметкой.

ƒПроверочные работы должны способствовать познанию, а не внушать страх.

ƒ Предоставлять своевременную обратную связь.

ƒВознаграждать успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием.

ƒВсегда в первую очередь отмечать положительные стороны, а затем обсуждать проблемные места в работе учащихся. Негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося.

ƒНе торопиться с подсказкой, предоставлять учащимся возможность подумать.

Давать возможность учащимся оценивать работы друг друга и комментировать как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!).


Литература:


1.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/М.А.Пинская.-Москва: Логос,2010г


2.ЛогвиноваИ., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания и деятельности учителя-предметника: учебное пособие/ И.Логинова, Л.Рождественская.-NarvaTartulikool?2012/


3.Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС НОО: методические рекомендации/сост. Н.В.Храмцова, Л.А.Горюнова.-Чита: ГУДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2016.-127с.


4. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.