Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта

3
0
Материал опубликован 24 October 2020 в группе

Моделирование современного урока в условиях федерального государственного образовательного стандарта


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции

В.А. Сухомлинский


Современный урок отличается новыми задачами, которые ставятся перед учителем и учащимися, необходимостью использования в обучении приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы и умозаключения. Время, когда учитель вещал, а дети слушали, т.е. линейное строение урока, уходит в прошлое. Новейшие работки в области психологии, методики преподавания, дидактики показали, что этого недостаточно. У сегодняшнего ученика должны быть сформированы универсальные действия, которые будут обеспечивать способность к организации самостоятельной учёбы. Соответственно, признанным подходом в современном образовательном процессе считается системно-деятельный. Учитель не просто должен давать знания, а являться личностью, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Для того чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, нужно по-другому моделировать урок.

ФГОС предполагает:

- Формирование и развитие личности, обладающей современными знаниями. На сегодняшнем этапе, когда буквально ежемесячно происходит огромное количество открытий в науке и технике, чтобы обладать знаниями, важно пользоваться методикой их овладения (слушать, понимать, задавать вопросы, находить на них ответы).

- Воспитание гражданина многонационального, поликультурного и многоконфессионального общества.

- Воспитание личности, живущей в демократическом обществе.

Системно-деятельностный подход в обучении означает:

Включение учащихся в деятельность во время урока. Учащиеся не просто слушают, они делают, пробуют, создают. На уроке необходимо создавать ситуации, при которых полученные знания могут быть применены в практической деятельности учащихся.

Прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что значительно увеличивает эффективность обучения. Эвристический подход, когда учитель направляет и учащиеся сами приходят к правильному решению проблемы или задачи.

Самоконтроль и рефлексия. При выполнении какой-то задачи ученик сам может проконтролировать, получилась она или нет, заставить себя изменить ход решения, дать себе оценку. Например, одна из методик предлагает в конце урока детям самим посчитать баллы, которые они заработали на занятии, т.е., решая каждую задачу, ребёнок анализирует и контролирует свои действия. Ученик видит, сколько он сам заработал. Здесь можно, пообщавшись лично с ребёнком, попытаться выяснить, благодаря чему результат получился лучше предыдущего или, наоборот, из-за чего произошёл спад. Это и есть элементы рефлексии. Ребёнок должен осмысленно подходить к процессу обучения и понимать, от чего зависит степень усвоения им материала.

Разноуровневое обучение. Сейчас практикуется инклюзивное образование. Здесь задача заключается в том, как сделать так, чтобы любой ребёнок мог обучаться в соответствии со своими возможностями и получил максимальное количество знаний.

Дидактический принцип обучения. Он в свою очередь включает в себя:

Принцип развивающего обучения или непрерывности. Мы даём учащемуся не просто то, что он может усвоить, а подготавливаем его внимание, готовим почву для следующей темы, чтобы ему хотелось исследовать, изучать, найти решение самому. Это развивает интерес к познанию. На этом принципе построены сериалы, когда каждая серия заканчивается на каком-то захватывающем моменте.

Принцип целостности. Предполагает формирование у учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире, о роли и месте каждой науки в системе наук и их взаимосвязи).

Принцип воспитывающего обучения. На уроке учителем не только даётся информация, но и включается элемент воспитания. Здесь уместны разъяснения, ситуативные игры. Учитель не подсказывает, а подбадривает, для него главное – навести на правильное решение.

Принцип наглядности. Нужно не абстрактно рассказывать, а использовать наглядность. Для этого можно применять компьютеры, электронные доски, учебные кинофильмы и т.д.

Принцип активности. Необходимо вовлечь учащихся в активное обсуждение, исследование изучаемого вопроса, устраивать дискуссии, учить обмениваться мнениями.

Принцип системности и последовательности. Обучая, нужно помнить о системном подходе. Одна тема должна вытекать из другой, дополняя, расширяя предыдущую. Это не изучение разрозненных фактов или понятий, а единая наука, которую мы познаём постепенно. Так, например, сначала мы изучаем слово, его значение, потом из слов конструируем словосочетания, а затем используем их в построении предложения.

Принцип доступности. Каждому учащемуся материал должен быть доступен. Даже в период карантина информация должна быть понятна, осуществляться обратная связь с ребёнком.

Принцип индивидуальности. Учитель знакомится о особенностями каждого учащегося, пытаясь найти к нему подход.

Принцип связи теории с практикой. После объяснения теоретического материала обязательно должна проводиться практическая работа, связанная с применением этого материала.

Принцип творчества. Поощрять и воспитывать творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности, обмен мнениями в урочное и внеурочное время.

Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому изучению и отбору вариантов, а затем адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Психологической комфортности. Предполагает предупреждение стрессообразующих факторов учебного процесса, для чего создаёт в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество и развитие конструктивного диалога в общении.

Остановимся на требованиях к современному уроку. Для сравнения можно привести таблицу:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Как мы видим, основным требованием является работа самих учащихся, осуществляемая под руководством учителя.

Что касается деятельности учителя, выделю следующие:



Чёткое, качественное планирование и организация урока.

Сильное начало и чётко сформулированные тема, цели и задачи урока.

Хорошее окончание урока. Выводы, результат. Объективное оценивание и обозначение значимости проделанной работы как учителя, так и учащихся.

Урок должен быть проблемным и развивающим.

Разнонаправленное сотрудничество. Работа между парами учащихся или в группах, а также учитель - ученик.

Минимум репродукции и максимум творчества.

Здоровьесбережение.

Бережное использование времени.

Учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Выделю следующие принципы педагогической техники.

Свобода выбора. Учитель, исходя из темы урока, сам его планирует и моделирует, выбирает формы и методы, наиболее уместные на конкретном уроке. Для этого учитель должен знать и уметь пользоваться средствами педагогической техники, изучить и использовать разные модели урока. Выбор уровня сложности при подаче материала зависит от контингента класса.

Открытость. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Решать задачи на примерах из реальной жизни (особенно актуально на уроках литературы. Изучая произведения, написанные в прошлых веках, сравнивать проблемы, обозначенные в них, с проблемами сегодняшнего дня). Учитель должен выслушать точку зрения ученика, и, если ответ неверный, не нужно отчитывать его за ошибку, тем самым занижая самооценку или заставляя ребёнка замкнуться в себе. Откровенно признать, что на какой-то вопрос у самого учителя нет ответа и он будет его искать к следующему уроку.

Деятельность. Освоение знаний, умений и навыков преимущественно на практике. Ученик должен уметь использовать свои знания в практической деятельности, знать, где их можно применить и как решать жизненные задачи.

Идеальность. Мы должны знать идеальную цель нашего урока: какое действие должны совершить, чтобы максимально достигнуть поставленных целей и задач, рассчитывая на получение учащимися знаний в полном объёме. Сильная мотивация как учителя, так и учащихся несомненно будет способствовать этому.

Обратная связь. Использование разных способов контроля знаний учащихся. Коррекция процесса, исходя из контрольных знаний. Если тема слабо изучена, вернуться, объяснить заново, использовать другие способы для объяснения и проверки знаний. Продуктивна обратная связь высокого качества, которая предполагает выявление в работе ученика сильных сторон, и объективная критика слабых с использованием следующих формулировок: «мне бы хотелось, чтобы ты еще раз изучил тему», «мне бы хотелось, чтобы ты был более внимательным», «как ты думаешь, эти ошибки допущены на какое правило?», «как ты думаешь, каким образом избежать появления таких ошибок?» «как сделать, чтобы таких ошибок не было?» и т.д.

Какие вопросы должен ставить для себя учитель при подготовке к уроку:

Как цель данного урока связана с предыдущим уроком? (Важно систематически проводить повторение, связав предыдущий и настоящий урок.)

Какова главная цель этого урока?

Как можно достичь этой цели?

Какой учебный материал можно отобрать и как его скомпоновать?

Каковы особенности данного класса? (Гуманитарный, математический и т.д. или сильный и слабый класс).

Какие средства обучения выбрать?

Какие формы наиболее эффективны на разных этапах урока?

Какие виды деятельности наиболее уместны?

Вспомним основные типы уроков:

урок изучения нового,

урок закрепления знаний,

урок комплексного применяя знаний,

урок обобщения и систематизации знаний,

урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Новое понятие, которое вводится сегодня в практическую деятельность учителя, – учебная ситуация. Учебная ситуация - это такой учебный процесс, в котором дети с помощью учителя

обнаруживают предмет своего действия,

исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

преобразуют его, например, переформулируют или предлагают своё описание,

частично запоминают.

Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приёмы:

- предъявление противоречивых фактов, теорий;

- житейские представления и предъявление научного факта;

- использование приёмов «яркое пятно» и «актуальность».

Необходимо уделять большое внимание общим учебным умениям и навыкам. Их можно поделить на 4 группы.

Учебно-организационные, которые включают в себя:

организацию учебного места в классе и дома,

следование правилам санитарных норм, гигиены,

принятие учебных задач,

выбор методов работы,

консультирование (с учителем, родителями, одноклассниками),

планирование (своего учебного времени, организация для прослушивания материал в школе и подготовка к выполнению домашних заданий).

Учебно-интеллектуальные навыки:

абстрагирование,

сравнение,

моделирование,

анализ,

классификация,

обобщение,

систематизация,

выявление причинно-следственных связей,

проведение мыслительных экспериментов.

Эти навыки из года в год усложняются и углубляются, дополняются. Они все взаимосвязаны, поэтому недостаточное владение или неумение пользоваться одним навыком затрудняет работу с другим.

Учебно-информационные навыки:

работа с учебником,

чтение текста,

практические занятия,

работа с дополнительными источниками, справочными материалами,

работа с аудио- и видеоматериалами,

работа с компьютером.

Учебно-коммуникативные умения и навыки:

Письменная речь: умение правильно оформлять и писать письменные работы (диктанты, сочинения, изложения и т.д.), умение конспектировать.

Устная речь: умение рассуждать, отвечать на вопросы, пересказывать, вести диалог.

Учебное слушание: умение слушать и слышать, выделять главное из услышанного, задавать вопросы.

Какие бывают модели урока. Самая простая – линейная модель планирования. Она состоит из

- введения в тему,

- презентации,

- закрепления материала,

- текущего контроля,

- переноса материала,

- самостоятельной работы.

Джереми Хармер, всемирно известный специалист по методике преподавания английского языка, лингвист, методолог, педагог, предлагает использовать и две альтернативные модели планирования урока:

циклическую модель;

модель бумеранга.

Под циклической моделью Хармер понимает структуру «лоскутного одеяла», при которой в рамках одного урока фазы могут повторяться в зависимости от этапов урока:

- введения в тему,

- проработки темы,

- самостоятельной работы.

Например, презентационный этап. Т.е. введение может повторяться в зависимости от того, что подлежит предъявлению: лексический или грамматический материал.

Модель бумеранга предполагает опережающее или предсказывающее употребление новой структуры. Согласно данной модели, за фазой введения следует фаза опережающего употребления новой структуры, и лишь затем вычленяется и прорабатывается материал. [1] Следовательно, в основе данной концепции лежит проблемно-ориентированный подход, который, согласно последним исследованиям западноевропейских учёных, играет важную роль в процессе осознанного усвоения материала. Проблемно-ориентированный подход направлен на развитие навыков самостоятельной работы над учебным материалом и призван моделировать ситуации, в которых учащиеся должны прийти к рефлексии и анализу употребляемых ими структур.

Нельзя забывать о корректировке планирования. Мы можем много лет пользоваться составленными заранее планами уроков, но нужно учитывать уровень подготовки класса. Другой аспект: когда по результатам проверок, срезов знаний, просто самостоятельных работ необходимо вернуться и что-то повторить, объяснить заново. Можно выделить следующие моменты корректировки:

Темп освоения (зависит от уровня подготовки класса)

Интересы

Возраст

Система ценностей

Экстренные ситуации (карантин, эпидемии).

Как же планировать процессы?

Оценка времени необходима для каждого этапа урока. Иногда приходится менять какие-то виды работ на уроке, но нельзя забывать о хорошем, качественном конце урока. Он не должен быть смазанным.

Выстраивание иерархии целей. На уроке нельзя решить все вопросы. Мы выбираем главные для конкретного урока.

Выстраивание системы оценки и контроля. Использование самостоятельных работ, контрольных, тестирований, взаимопроверки на самом уроке. Часто учащиеся сами принимают участие в проверке письменных работ, что, на мой взгляд, улучшает качество знаний.

Предварительное планирование собственных дидактических целей. Современный учитель не должен быть единоправным ораторам на уроке, необходимо чаще привлекать учащихся в качестве консультантов, помощников, экспертов. Настоящий педагог должен быть членом команды, а не её командиром. Говоря о предварительном планировании, нужно упомянуть о практике использования творческих заданий на уроке, это могут быть мини-сочинения или мини-изложения, их даже можно давать заранее. Продумывать дифференцированные домашние задания, учитывая направленность класса или отдельного учащегося (гуманитарный, спортивный, технический и т.д.)

Забота о здоровье включает в себя проведение динамических пауз во время урока, гимнастику для глаз, рук, слежение за осанкой во время урока, при некоторых видах работ учащимся можно позволить стоять или ходить по классу.

Джон Дьюэй (1859 – 1951), американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам, писал: «Главная цель обучения – научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мылец других людей». [2] Когда была написана эта фраза, компьютеров еще не было, не было такого обилия информации. Сегодня наличие разных источников информации усложняет работу, распыляя внимание ученика. На мой взгляд, учащийся должен уметь сам понять смысл прочитанного текста, проанализировать его, сделать выводы, найти общее с ранее изученным. И это уже будет значимым в подготовке к любому предмету.


На современном уроке педагог ведёт за собой обучающихся по пути новых открытий, он штурман, который указывает путь, направляет, создаёт условия для появления у учащихся мотива к личностному росту. Знания учащиеся получают через деятельность, которую организует учитель. Отношение учителя к учебному процессу, его креативность, профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Хочется закончить словами поэта Николая Рыленкова:

Хоть выйди и не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.




Список литературы



РИММАР А.И. Минск, https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193441/1/153-156.pdf

МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации