Статья «Из опыта организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Учитель музыки высшей категории
МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска»
Кривова Г.М.
Март 2018г.
Из опыта организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Одним из аспектов реформирования образования в период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является создание адаптивной системы дополнительного образования. Согласно документам международных организаций (Международная Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка), и законодательству Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации « Об образовании») каждый ребёнок имеет право на получение образования, гуманное отношение к его индивидуальности, охрану жизни и здоровья.
Эти положения являются основными критериями для создания адаптивной системы дополнительного образования, которая должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Целью организации внеурочной деятельности обучающихся в сфере реализации программ осуществления адаптивного дополнительного образования может быть развитие творческого потенциала в области музыкального образования.
В МАОУ СОШ № 13 г.Челябинска нами были созданы: развивающая программа «Обучение музыке. Семь нот» для обучающихся в 1 классе (кадетский класс); обучающая программа «Обучение игре на фортепиано. 1, 2 класс»; художественно-эстетическая программа «Домисолька» (1-4класс).
Программа «Обучение музыке. Семь нот» направлена на приобщение детей к миру певческого искусства, формирование любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных уроков, очевидна, поскольку именно здесь обучающиеся не просто реализуют багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства, в частности –хорового пения.
Программа «Обучение игре на фортепиано» решает одну их важных и сложных задач: пробуждает интерес к исполнительскому искусству, подготавливает к поступлению в музыкальную школу. Развивая музыкальные способности, расширяя и пополняя круг знаний, умений и навыков учащегося, обучение игре на фортепиано знакомит с высокохудожественными произведениями искусства, увлекает детей музыкой, развивает их творческое самовыражение и воспитывает людей, любящих музыку.
Программа «Домисолька» сочетает музыкальную и театральную деятельность обучающихся. С увеличением темпа жизни, занятостью родителей происходит уменьшение взаимодействия родителей с детьми, а это приводит к недостаточному развитию эмоциональной сферы ребёнка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у обучающихся детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребёнка.
Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению предоставляет театрализованная деятельность. В течение учебного года в коллективе ставятся две музыкальные сказки, разучиваются песни по различной тематике, подходящей для участия в школьных концертах, отчётных концертах для родителей.
Технология реализации программ предполагает проведение занятий по группам, индивидуально, изучение материала от простого к сложному.
Еженедельные занятия предполагают последующие выступления на школьных тематических концертах, на Отчётных концертах для родителей, участие в конкурсах: «Хрустальная капель», «Звонкие голоса», «Опалённые сердца», для детей с ограниченными возможностями – фестиваль «Искорки надежды».
Таким образом внеурочная деятельность обучающихся открывает широкие возможности в плане творческой самореализации каждого ребёнка, приобщения к законам музыкального искусства, духовно-нравственного развития.
6