Рабочая программа по спецкурсу «ЭлиТан» (начальное общее образование, базовый уровень, лицейский компонент)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Лицей № 126»
ОБСУЖДЕНО | | УТВЕРЖДЕНО |
На МО\ кафедре | | Директор |
_иностранных___________________ | | МБОУ лицей №126 |
__языков_____________________ | | |
Руководитель МО/ кафедры Митьковская Г.В . | | |
| | Ю.Ю. Черявко |
« » 2019 г. | | « » 2019 г. |
Рабочая программа
по__спецкурсу «ЭлиТан» (начальное общее образование, базовый уровень, лицейский компонент)_
Количество уроков: всего 69 часов
Класс 3 всего 35 часов , в неделю 1
Класс____4 всего 34 часа , в неделю 1
Методическое объединение (кафедра) иностранных языков_____
Новосибирск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения. Особую проблему представляет отношение младших школьников к иностранному языку. Востребованность знания иностранного языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Однако у школьников часто имеется большой разброс в уровне владения им.
Все чаще школьники во всем мире, которые не говорят по-английски дома, изучают такие предметы, как естественные науки, на английском языке, что означает, что изучение английского языка происходит одновременно с изучением контента.
Преимущества включают в себя:
• знакомство и овладение английским языком в контексте, поощряя более естественный процесс изучения языка;
• осмысленное использование английского языка, мотивация использовать английский, чтобы узнать больше о реальном мире, о темах, которые их интересуют;
• повышение английского языка благодаря использованию языка для разнообразных целей и несколькими различными способами;
• более быстрое и качественное развитие навыков работы, особенно чтение и письмо
• подготовка к будущим исследованиям и международному обмену.
Курс является поддержкой для изучающих английский язык как дополнительная справочная информация, а также изучение стратегий и методов развитие навыков работы.
Рабочая программа предназначена для 3-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели курса – расширить и углубить знания английского языка в сфере современных технологий; развить мотивацию учащихся к дальнейшему изучению английского языка и подготовить их к осознанному выбору профессии.
На основе сформулированных выше целей изучение спецкурса «ЭлиТан» в начальной школе решает следующие задачи:
расширение лингвистического кругозора младших школьников; обобщение ранее изученного языкового материала, необходимого для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на допороговом уровне (А1);
использование двуязычных (толковых) словарей и другой справочной литературы;
развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке;
развитие умений обобщать информацию, выделять её из различных источников;
интерпретация языковых средств, отражающих особенности культуры англоязычных стран;
участие в проектной деятельности, в том числе с использованием Интернета1.
Общая характеристика курса «ЭлиТан»
Предлагаемый курс выводит учащихся за рамки школьной программы, с одной стороны, повторяя лексико-грамматический материал за курс начальной школы, а с другой, расширяя полученные знания в таких областях, как информационные технологии, электроника, физика, химия и биология.
В процессе изучения курса «ЭлиТан» продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;
языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения;
компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.
Развитие универсальных учебных действий
По мере освоения курса происходит развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобщающих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и профессиональных фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями.
Личностные и метапредметные результаты освоения
спецкурса «ЭлиТан»
Рабочая программа способствует достижению следующих личностных результатов учащихся:
стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; освоение ценностей культуры страны / стран изучаемого иностранного языка; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; лучшее осознание себя гражданином своей страны и мира;
формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны;
сдвиги в самоопределении;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы.
Метапредметные результаты освоения курса «ЭлиТан» проявляются в:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Содержание курса «ЭлиТан» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 69 учебных часов.
3 класс – 1 час в неделю, 35 недель, 35 часов
4 класс – 1 час в неделю, 34 недели, 34 часов
Предметное содержание программы (69 часов)
Наука, Инжиниринг, технологии (12 часов)
Наука о жизни ( 16 часов)
Наука о Земле ( 12часов)
Электроника как наука (29 часов)
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить/разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ситуации. на основе образца, а также фразы-клише. Участие в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Объём диалогического высказывания составляет 4–5 реплик с каждой стороны.
Аудирование
дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов технических жанров и длительности звучания:
развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
развитие умений отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, определять своё отношение к информации, а также извлекать из аудиотекста интересующую информацию.
Чтение
развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов (на основе текстов различных стилей (газетные статьи, документы, рекламные буклеты, информация с интернет-сайтов и т. п.)): ознакомительное чтение, изучающее, поисковое/просмотровое.
развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному.
знакомство с узуальным употреблением нового лексического материала.
умение пользоваться толковым словарем
Письмо
развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида;
излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Структура и содержание курса 3 класса
п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | Наука, Инжиниринг, технологии | развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов (на основе текстов различных стилей (газетные статьи, документы); развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/ факты развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида | 6 часов |
2. | Наука о жизни | дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов технических жанров и длительности звучания; развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/ факты; раскрывать причинно-следст-венные связи между фактами | 8 часов |
3. | Наука о Земле | Дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить /разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ ситуации. на основе образца, а также фразы-клише; Высказываться по предложенной проблеме, излагать свою точку зрения по ведению эксперемента | 6 часов |
4. | Электроника как наука | Дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить /разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ ситуации. на основе образца, а также фразы-клише; Высказываться по предложенной проблеме, излагать свою точку зрения по ведению эксперемента | 15 часов |
Итого: | 35 часов |
Контроль реализации программы.
3 класс
Уроки защиты проектов проводятся в конце каждой четверти. Проекты учащихся представляются в виде презентаций и макета. Выступление каждого учащегося не должно превышать 2 минуты.
Список тем проектов:
The device of putting up the weight
How to make up your own protecting device.
How to move an object easily.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦКУРСА 3 КЛАСС
ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ И ЭЛЕКТРОНИКИ
«ЭЛИТАН»
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания курса 3 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных средств, умение импровизировать.
Предметные результаты
В результате изучения иностранного языка ученик 3 класса должен:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой «Наука» и «Электроника», в том числе оценочной лексики;
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую научный опыт школьников.
уметь
говорение
вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения ; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
аудирование
извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения.
чтение
читать аутентичные научно-популярные тексты, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
писать заполнять анкету, составлять план исследования;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования.
Говорение Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать диалогах-расспросах, диалогах - обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики и участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;
осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями;
выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов - до 3-4 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Совершенствование умений выступать с устными сообщениями в связи с виденным/прочитанным.
Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;
кратко передавать содержание полученной информации;
Объем монологического высказывания 7-10 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов до 1 минут:
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
Развитие умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных:
ознакомительное чтение - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, несложных публикаций научно-познавательного характера;
просмотровое/поисковое чтение - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений:
заполнять анкеты, бланки; составлять план, тезисы устного/письменного сообщения;
Компенсаторные умения
Совершенствование следующих умений:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, комментарии, сноски);
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний:
использовать одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу;
ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке.
Развитие специальных учебных умений.
Структура и содержание курса 4 класса
п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | Наука, Инжиниринг, технологии | развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов (на основе текстов различных стилей (газетные статьи, документы); развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/ факты развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида | 6 часов |
2. | Наука о жизни | дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов технических жанров и длительности звучания; развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/ факты; раскрывать причинно-следст-венные связи между фактами | 8 часов |
3. | Наука о Земле | Дискуссия по предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба уточнить /разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ ситуации. на основе образца, а также фразы-клише; Высказываться по предложенной проблеме, излагать свою точку зрения по ведению эксперемента | 6 часов |
4. | Электроника- как раздел законов физики | Дискуссия по предложенному экспериментальному плану, и запрос информации, и просьба уточнить /разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к проблеме/ ситуации. на основе образца, а также фразы-клише; Высказываться по предложенной проблеме, излагать свою точку зрения по ведению эксперемента | 14 часов |
Итого: | 34 часов |
Контроль реализации программы.
4 класс
Уроки защиты проектов проводятся в конце полугодий. Проекты учащихся представляются в виде презентаций. Выступление каждого учащегося не должно превышать 3 минут.
Список тем проектов:
1. How do you solve the problem?
2. What do I need to be healthy?
3. How can you built a boat?
4/ How do different seeds grow?
4/ How does the sunscreen protect the skin?
4. Electronic as a means of defenses.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦКУРСА 4 КЛАСС
ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ
«ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания курса 4 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных средств, умение импровизировать.
Предметные результаты
В результате изучения иностранного языка ученик 4 класса должен:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой «Наука» и «Электроника», в том числе оценочной лексики.
уметь
говорение
участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета.
аудирование
извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения.
чтение
читать аутентичные научно-популярные тексты, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи.
письменная речь
писать деловое письмо;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования.
Говорение
Диалогическая речь
осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями;
выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов - до 4-5 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Совершенствование умений выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным.
Развитие умений:
кратко передавать содержание полученной информации;
Объем монологического высказывания 7-10 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов до 1,5 минут:
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
Развитие умений:
определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических:
ознакомительное чтение - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающее чтение - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, статистических данных);
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений:
писать деловое письмо, заполнять анкеты, бланки; составлять план, тезисы устного/письменного сообщения;
Компенсаторные умения
Совершенствование следующих умений:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, комментарии, сноски);
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний:
использовать двуязычный тодноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу;
ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке.
Развитие специальных учебных умений.
Социокультурные знания и умения
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:
социокультурных знаний в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной сфер общения в иноязычной среде;
учатся работать в глобальной телекоммуникационной сети INTERNET.
формированию активной жизненной позиции;
развитию таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве;
приобретению опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка в русле ‘электроники.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «ЭЛИТАН»
Курс внеурочной деятельности «ЭлиТан» предполагает использование следующего учебно-методического обеспечения:
Учебник «Большая наука» (Virginia Evans, Jenny Dooley, Stanley Wright. Big science. “Express Publishing”, 2011)
Аудиоприложение к учебнику (Virginia Evans, Jenny Dooley, Stanley Wright. Big science. Audio CDs. UK version. “Express Publishing”, 2011)
При проведении занятий по курсу «ЭлиТан» требуется следующее материально-техническое обеспечение:
Телевизор (диаметром не менее 72 см);
DVD-плеер;
Интерактивная доска (по возможности);
Конструктор «Знаток»;
Компьютер с доступом к сети Интернет;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Классная доска с набором приспособлений для плакатов и раздаточного материала.
Стенд для размещения проектов учащихся.
1 Примерные программы начального общего образования. Английский язык/www.ed.gov.ru.