12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пономарева Анна Николаевна350
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

ФИО: Пономаревой Анны Николаевны.

ГРУППА: 1-16/1-ПДО-ОЗО.

Энциклопедия коммуникативных барьеров



п/п

Название

коммуникативного

барьера

Смысловая характеристика

коммуникативного барьера

Пример

1

Компетентность

Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации.

На деловом совещании встретились: опытный, проработавший на данном предприятии более 30 лет, менеджер, не имеющий управленческого образования, и молодой специалист 26 лет,

только что закончивший самый прогрессивный экономический вуз,

факультет управления.

2

Избирательное слушание.

При этой форме избирательного

восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям.

В женской консультации встретились:

Молодая девушка знающая полную

и достоверную информацию о

последствиях послеродовой депрессии и женщина солидного возраста, имеющая закрепленную

информацию со времен СССР о

данной проблеме и путях ее решения.


3

Оценочные суждения.

В каждой ситуации общения собеседник

высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом.

Николай говорит : «Я вообще не знаю, о чем разговаривать с человеком, который не разбирается в математике хотя бы на уровне дифуров. Таких надо гнать из программистов прямо сейчас.» Так тебе же не нравится заниматься математикой и программированием? Что ты за человек такой? Что с тобой не так?

4

Достоверность источника.

Базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта взаимодействия с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Я люблю копченную или вяленную рыбу. Стоит

всем у себя дома иметь по упаковке копченной рыбы. Как тебе не

нравится вкус рыбы ? Что ты за

человек такой? С тобой что-то не

так

5

Фильтрование.

Распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно.

Аня и Елена не сделали

домашнее задание на урок по искусству . Учительница

решила не проверять работы в этот

раз но задал вопрос всему классу : "

Дети, сегодня все сделали

домашнее задание? Эскизы

попрошу вас сдать на следующем

уроке". Аня и Елена дружно с

классом ответили "да".

6

Внутригрупповой язык.

Каждый из нас в разное время сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи.

В молодом коллективе педагогов часто в разговоре упоминаются ситуации из фильма «Игра престолов». При

разговоре с матерью молодой человек приводит цитату из кинофильма “Игра престолов”, что

вызывает непонимание со стороны

родителя.

7

Различие статуса.

Во многих учреждениях зачастую используются различные статусные символы (например, в вузе — ректор, проректор, декан, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия могут восприниматься как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, амбициозности.

Стажеры собрались отметить

Рождество в неформальной

обстановке. Руководителя не позвали.

8

Давление времени.

Давление времени также может стать серьезным барьером для эффективной коммуникации. Например, из-за дефицита времени кому-то на совещании не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

Педагог в художественной школе дал задание подготовить

Небольшой проект в эскизном варианте и пообещал спросить

каждого на следующем уроке.

Николай готовится всю ночь,

вкладывая всю душу и силы в проект,

рисуя иллюстрации, схемы очень качественно.

В день выступления последними

выступают Николай и Валентин.

Валентин выступает настолько долго, что

Николай не успевает продемонстрировать всем

свой проект из – за чего сильно

расстраивается.

9

Перегрузка общения.

Люди не могут своевременно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому они их «отсеивают», и, следовательно, некоторые из сообщений никогда не прочитываются, например сотни резюме, которые присылаются в специальные службы по подбору персонала.

Молодой программист Константин решил отправить

своё резюме в лучшую кампанию своего города, оцененную на 5 звезд «Каруна»,,. Константин указал 3 способа некоторые из сообщений никогда не прочитываются, например сотни

резюме, которые присылаются в

специальные службы по подбору

персонала. связи с ним. Эти же 3 способа связи он указал в открытом резюме на сайте для поиска работы. Через месяц Константин, думая что ресторан не ответил на его резюме, идет работать в небольшую студию рядом с домом. Хотя

письмо от кампании «Каруна»,,.,

скорее всего затерялось.

Специфические коммуникативные барьеры

1

Логический

Возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Как свидетельствуют специалисты, основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой.

Вопрос: «Как мне пройти к метро?».


Варианты ответов: «Идите прямо 300 метров, повернете налево,

еще через 500 метров увидите подземный переход, в нем

переход на станцию метро» или «Идите вот так (жестом

указывают направление), затем повернете, там увидите,

как все идут в переход – вам туда на метро».

2

Семантический барьер

Это смысловой барьер, связанный со значением слова. Барьеры подобного рода возникают неизбежно, поскольку человек фиксирует услышанную информацию не с точностью диктофона, а преломляет воспринятое через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и. т.п.


3

Стилистический барьер.

Это отношение формы представления информации к ее содержанию: стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника.


4

Фонетический барьер.

Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин, помех, речевых трудностей ими не воспринимается.

Продавщица в мясном отделе консультирует покупателя, какое мясо ему лучше выбрать, и произносит слова очень тихо не слыша большую часть предпочтений, о которых говорит покупатель.

Психологические барьеры

Установки, психологической защиты, характера и др.,которые могут возникать как до начала

контакта, в его процессе, так и после его завершения

1

Барьер установки

Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам.

Ольга захотела воспользоваться

услугой электрика, но однажды

уже пользовалась услугами другой

фирмы, где ей оказали услуги

некачественно. При выборе новой

фирмы, Ольга задает

укоризненные вопросы и

изначально сомневается в

деятельности и квалификации еще

не знакомого ей электрика.

2

Барьер психологической

защиты

Психическое состояние человека, вызванное желанием защититься в диалоге. Зачастую собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли.

На основе травматичного опыта

бывших отношений, девушке может

быть сложно раскрыться в общении

с новым партнером. Поэтому в

общении она будет избегать тем ,

которые травмировали ее в

прошлом. Например, внешности,

манер и проч.

3

Барьер характера

Черты характера человека могут спровоцировать конфликтную ситуацию. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.

На позиции бармена

красоты стоит молодой человек Петр с темпераментом “холерик”, при конфликтной ситуации, не

сдерживая своих эмоции, повышает

голос на клиента, чем провоцирует

конфликт еще больше.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.