Публикация «Энциклопедия коммуникативных барьеров»
ФИО: Пономаревой Анны Николаевны.
ГРУППА: 1-16/1-ПДО-ОЗО.
Энциклопедия коммуникативных барьеров
№ п/п | Название коммуникативного барьера | Смысловая характеристика коммуникативного барьера | Пример |
1 | Компетентность | Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. | На деловом совещании встретились: опытный, проработавший на данном предприятии более 30 лет, менеджер, не имеющий управленческого образования, и молодой специалист 26 лет, только что закончивший самый прогрессивный экономический вуз, факультет управления. |
2 | Избирательное слушание. | При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. | В женской консультации встретились: Молодая девушка знающая полную и достоверную информацию о последствиях послеродовой депрессии и женщина солидного возраста, имеющая закрепленную информацию со времен СССР о данной проблеме и путях ее решения. |
3 | Оценочные суждения. | В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. | Николай говорит : «Я вообще не знаю, о чем разговаривать с человеком, который не разбирается в математике хотя бы на уровне дифуров. Таких надо гнать из программистов прямо сейчас.» Так тебе же не нравится заниматься математикой и программированием? Что ты за человек такой? Что с тобой не так? |
4 | Достоверность источника. | Базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта взаимодействия с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения. | Я люблю копченную или вяленную рыбу. Стоит всем у себя дома иметь по упаковке копченной рыбы. Как тебе не нравится вкус рыбы ? Что ты за человек такой? С тобой что-то не так |
5 | Фильтрование. | Распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. | Аня и Елена не сделали домашнее задание на урок по искусству . Учительница решила не проверять работы в этот раз но задал вопрос всему классу : " Дети, сегодня все сделали домашнее задание? Эскизы попрошу вас сдать на следующем уроке". Аня и Елена дружно с классом ответили "да". |
6 | Внутригрупповой язык. | Каждый из нас в разное время сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. | В молодом коллективе педагогов часто в разговоре упоминаются ситуации из фильма «Игра престолов». При разговоре с матерью молодой человек приводит цитату из кинофильма “Игра престолов”, что вызывает непонимание со стороны родителя. |
7 | Различие статуса. | Во многих учреждениях зачастую используются различные статусные символы (например, в вузе — ректор, проректор, декан, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия могут восприниматься как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, амбициозности. | Стажеры собрались отметить Рождество в неформальной обстановке. Руководителя не позвали. |
8 | Давление времени. | Давление времени также может стать серьезным барьером для эффективной коммуникации. Например, из-за дефицита времени кому-то на совещании не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться). | Педагог в художественной школе дал задание подготовить Небольшой проект в эскизном варианте и пообещал спросить каждого на следующем уроке. Николай готовится всю ночь, вкладывая всю душу и силы в проект, рисуя иллюстрации, схемы очень качественно. В день выступления последними выступают Николай и Валентин. Валентин выступает настолько долго, что Николай не успевает продемонстрировать всем свой проект из – за чего сильно расстраивается. |
9 | Перегрузка общения. | Люди не могут своевременно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому они их «отсеивают», и, следовательно, некоторые из сообщений никогда не прочитываются, например сотни резюме, которые присылаются в специальные службы по подбору персонала. | Молодой программист Константин решил отправить своё резюме в лучшую кампанию своего города, оцененную на 5 звезд «Каруна»,,. Константин указал 3 способа некоторые из сообщений никогда не прочитываются, например сотни резюме, которые присылаются в специальные службы по подбору персонала. связи с ним. Эти же 3 способа связи он указал в открытом резюме на сайте для поиска работы. Через месяц Константин, думая что ресторан не ответил на его резюме, идет работать в небольшую студию рядом с домом. Хотя письмо от кампании «Каруна»,,., скорее всего затерялось. |
Специфические коммуникативные барьеры | |||
1 | Логический | Возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Как свидетельствуют специалисты, основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой. | Вопрос: «Как мне пройти к метро?». Варианты ответов: «Идите прямо 300 метров, повернете налево, еще через 500 метров увидите подземный переход, в нем переход на станцию метро» или «Идите вот так (жестом указывают направление), затем повернете, там увидите, как все идут в переход – вам туда на метро». |
2 | Семантический барьер | Это смысловой барьер, связанный со значением слова. Барьеры подобного рода возникают неизбежно, поскольку человек фиксирует услышанную информацию не с точностью диктофона, а преломляет воспринятое через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и. т.п. | |
3 | Стилистический барьер. | Это отношение формы представления информации к ее содержанию: стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника. | |
4 | Фонетический барьер. | Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин, помех, речевых трудностей ими не воспринимается. | Продавщица в мясном отделе консультирует покупателя, какое мясо ему лучше выбрать, и произносит слова очень тихо не слыша большую часть предпочтений, о которых говорит покупатель. |
Психологические барьеры | |||
Установки, психологической защиты, характера и др.,которые могут возникать как до начала контакта, в его процессе, так и после его завершения | |||
1 | Барьер установки | Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. | Ольга захотела воспользоваться услугой электрика, но однажды уже пользовалась услугами другой фирмы, где ей оказали услуги некачественно. При выборе новой фирмы, Ольга задает укоризненные вопросы и изначально сомневается в деятельности и квалификации еще не знакомого ей электрика. |
2 | Барьер психологической защиты | Психическое состояние человека, вызванное желанием защититься в диалоге. Зачастую собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли. | На основе травматичного опыта бывших отношений, девушке может быть сложно раскрыться в общении с новым партнером. Поэтому в общении она будет избегать тем , которые травмировали ее в прошлом. Например, внешности, манер и проч. |
3 | Барьер характера | Черты характера человека могут спровоцировать конфликтную ситуацию. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками. | На позиции бармена красоты стоит молодой человек Петр с темпераментом “холерик”, при конфликтной ситуации, не сдерживая своих эмоции, повышает голос на клиента, чем провоцирует конфликт еще больше. |