12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Татьяна Николаевна41
Россия, Самарская обл., Тольятти

Если в классе появился ребенок с ОВЗ…

Статья заместителя директора по УВР и учителя начальных классов Зайцевой Татьяны Николаевны, работающей в МБУ «Школа № 94» г. о Тольятти Самарской области.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится, что дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование. Число детей с ОВЗ неуклонно растет. Этот вопрос является одним из самых актуальных в работе всех педагогов, всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Для таких детей надо создать специальную коррекционно- развивающую среду в классе, которая будет обеспечивать адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

А что такое специальная среда, специальные условия? Это прежде всего необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг, приспособления, технологии, способы, программы, методы, пособия, учебники- все те средства, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод каждого ребенка. Для себя я сделала вывод, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Для таких детей самое главное- общение и положительное отношение к ним. Они очень благодарны, если учитель не делает никаких разграничений между детьми в классе. Все равны – вот мой девиз! Когда ребенок с ОВЗ учится в обыкновенном классе, ему есть с кого брать пример, на кого равняться. В таком коллективе ребенок с ОВЗ учится правильно общаться, дружить, переживать за коллектив, заботиться о ком-либо. Он учится работать в группе, в коллективе, а это ему пригодится в дальнейшей жизни.

Когда в класс пришел ребенок с ОВЗ, я растерялась, даже можно сказать испытала какой- то страх. Что делать? Как себя вести? Прочитав большое количество литературы, я пришла к выводу, что принимать ребенка надо таким, каким он есть. Старалась общаться с ним как можно чаще, но следила, чтобы он не переутомился, не устал. Никогда не сравнивала его с детьми из класса или с кем- то из параллели. Хвалила за все, за что можно было похвалить. Ведь как гласит народная мудрость: «Ласковое слово и кошке приятно». Обращалась всегда по имени, спрашивая, как ему нравится, чтоб его называли. Замечания тоже были, но очень редко. Тесная работа велась с медиком, школьным психологом, логопедом. Они оказали огромную помощь в моей работе, консультировали, тестировали или просто помогали добрым словом. Но самое главное в адаптационный период большую помощь в работе должны оказывать родители ребенка. Семья в жизни любого человека играет большую и очень важную роль. Ведь родители-это те близкие люди, которые принимают ребенка таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья или индивидуальных особенностей. Родительское гнездо-это то местечко, где можно решить все проблемы, найти помощь, понимание, сочувствие и сострадание. Я прекрасно понимала, что нужно пройти курс обучения с целью овладения специальными знаниями в рамках инклюзивного образования. Ведь реализация инклюзивного образования ребенка с ОВЗ требует не только высокого педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя ГПД, но и умения владеть специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Конечно, при этом родители должны стать активными участниками образовательного процесса. Они всегда считались главным фактором развития и становления личности ребенка, поэтому важно, в какой семье он воспитывается.

Мне многое пришлось пересмотреть в своей работе. Пересмотрела здоровьесберегающие технологии и решила применять их как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

Я поняла, что дети с ОВЗ очень любят физминутки, а если попросить провести их, это будет счастье на весь день. Им очень нравится разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика. Они хорошо выполняют упражнения на снятие нервного напряжения, с особым энтузиазмом откликаются на упражнения для развития эмоциональной сферы и на задания, связанные с расслаблением мышц рук, ног, шеи и всего организма.

Педагогам, работающим с детками, у которых ОВЗ, хочется пожелать терпенья, любви, надежды и оптимизма. Ведь недаром Виктор Гюго сказал: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они и сами по природе своей – радость и счастье».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.