Эссе « Я – учитель или 13 причин любить свою работу»
Конкурсное задание: эссе « Я – учитель или 13 причин любить свою работу»
Игнатьева Наталья Борисовн, учитель начальных классов МБОУ «Локнянская СОШ»
На моём рабочем столе под стеклом лежит календарь. Его название «13 причин любить свою работу». Теперь у меня появился ежедневник с таким же названием. Сегодня я хочу приоткрыть вам странички своего ежедневника. А вместе с тем и странички своей души…
Причина первая - я люблю учиться. Тренинги, курсы, конкурсы, семинары, методические объединения, конференции… Человек учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. Если человек сам любит учиться, он сможет научить этому других. "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог А. Дистервег. Основой своей работы я выбрала организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Организация проектной деятельности невозможна без сотрудничества. Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Только с их помощью я могу понять, куда двигаться дальше, вижу, что получается хорошо, а что нужно менять. В этом, по моему мнению, заключается смысл сотрудничества. Я постоянно нахожусь в поиске чего-то нового, принимаю активное участие в разработке и внедрении инноваций, успешно использую современные педагогические технологии на уроках.
Причина вторая - мне нравится заботиться о других. Ребёнку должно быть комфортно в школе. Я стараюсь создать комфортные условия для каждого ребёнка. Для этого я использую технологию модерации, сочетая её с технологией проектной деятельности. Успешность у каждого своя, она есть всегда, просто её нужно заметить, собирать по крупинкам, отслеживать. В школе важно создать залог успешности на всю жизнь. Сложно двигаться к успеху, не умея планировать свою деятельность, работать над ошибками. Когда дети работают над проектом, они учатся планировать свою работу, оценивать себя со стороны, исправлять ошибки, рефлексировать. В любом проекте можно найти свою «зону комфорта». И только пройдя много-много таких зон можно найти в себе силы выйти из «зоны комфорта» и войти в «зону развития». С какой гордостью мои ученики демонстрируют свои портфолио!
Причина третья – моя работа – это постоянное творчество. Творчество-это здорово, только в творчестве люди развиваются. Развитие – это открытые души моих учеников, их «А давайте ещё и так попробуем!». Мне повезло: в моём классе много творческих детей. Мы говорим, спорим, что-то я поддерживаю, с чем-то не соглашаюсь, но у всех одинаково горят глаза. Моя главная задача- не погасить эту искру, направить в нужное русло, окультурить. Увлеченный учитель – учитель который получает удовольствие от работы и для которого вся школьная жизнь озарена радостью творчества.
Причина четвёртая- каждый день я вижу детские улыбки. Успех педагогической деятельности заключается в соблюдении этических норм, основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей. Как бы невесело было у меня на душе, своё плохое настроение я стараюсь оставить за дверью класса, захожу в класс с улыбкой. А в ответ вижу много-много солнечных лучиков детских улыбок. Уверена, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные раны, ведь недаром говорят, что все наши комплексы из детства. «Будьте доброжелательны!» – советовал В.А. Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.
Причина пятая - каждый день приносит что-то новое. Педагог –это человек, покой которому только снится. Я – первый учитель. Я взяла руку ученика из руки его мамы. Теперь я продолжаю писать книгу под названием «Мои дети». Каждый ребёнок- это отдельный мир. Со своими законами, со своими успехами и неудачами. У них впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь. А в руках у меня- возможность им помочь…
Причина шестая - мы одна большая семья. Меня привлекает основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальных особенностей. Люблю ли я своих учеников? Да! Верю ли я в своих учеников? Да! Любить трудно, верить ещё труднее. Но – мы семья. Выслушать ребёнка в доверительном разговоре, вспомнить случай из своей жизни, пошутить – все это должно быть естественным. Сначала необходимо наладить односторонний эмоциональный контакт, а двусторонний контакт – это уже мастерство. Это личностный подход. Главное здесь - внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых.
Причина седьмая – я никогда не сижу на одном месте. Наверное это стало главным в выборе для работы здоровьесберегающих технологий. Ещё Жан Жак Руссо говорил «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Здоровьесбережение – это не только физическое, но и психическое здоровье. У меня нет деления на "хороших" и "плохих", для меня все дети интересны. Просто есть дети, которым нужно чуть больше внимания, любви и веры.
Причина восьмая – у меня всегда есть повод устроить праздник. Важно научить ребёнка относится к жизни как к празднику( не праздности, а радости). Радости от успеха, своего и чужого, радости от сознания того, что ты преодолел трудности, иногда преодолел себя. Самые яркие моменты в жизни - это победы. Над ленью, над хамством, над неумением. Для того, чтобы радоваться, нужно отследить своё развитие. В ходе работы я учу детей самооцениванию, взаимооцениванию, оцениванию работы группы. Перед каждым видом работы нужно изучить критерии, по которым будет проходить оценивание. Применяю этот приём не только в проектной деятельности, но и на уроках.
Причина девятая – педагог – самая уважаемая профессия. Лев Толстой выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Будут ли уважать тебя ученики? Будут, если ты будешь для них примером, каждый день, каждый урок, каждую минуту. Трудно ли это? Безусловно. Нужно ли это учителю? Нужно, без уважения не будет сотрудничества.
Причина десятая – у меня всегда есть возможность вернуться в детство. Чего ждет ребенок от меня? Понимания. Уважения. Сочувствия. Успешность общения с учениками во многом зависит от того, насколько близко я воспринимаю то, что переживает ребёнок, могу ли откликнуться на проблемы ребёнка. В этом выражается умение поставить себя на место детей, взглянуть на события с их позиций. Способность к сотрудничеству вбирает в себя умение слушать и слышать ученика, умение разрешать разногласия с помощью аргументов, а не давления. Надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает и воспринимает как личность.
Причина одиннадцатая - у меня два Новых года. Новый год –это всегда начало чего-то нового. Я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, методов, технологий. Известно, что универсальные учебные действия формируются лишь тогда, когда ученики не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод, который я использую в обучении, может решить эту задачу. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Я помогаю им совершать эти открытия. Для меня важным является включение учащихся в исследовательский поиск на уроках через использование приёмов и методов проблемного обучения, информационных технологий, личностно-ориентированного обучения.
Причина двенадцатая – никому не дарят так много цветов, как мне.
Доброты и любви никогда не бывает много. Люби и любима будешь. Любовь учителя к детям должна быть без условий. Любить ребенка - значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков. Я люблю своих детей. Я уже не могу без десятков смешных, восторженных, пытливых, влюблённых глаз моих учеников. Мне порою кажется, что цветы, подаренные моими учениками - это ростки посеянного мной добра.
Самая главная( тринадцатая) причина: быть учителем – это моё призвание. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» - говорил Аристотель.
Вот и закрылась последняя страничка моего ежедневника. Но моя душа открыта. Завтра я опять войду в класс, увижу глаза своих учеников и мы пойдём снова « через тернии к звёздам», вместе…
Степаненко Валентина Ивановна
Игнатьева Наталья Борисовна
Чепелева Татьяна Александровна