Эссе «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… »
Эссе
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».
К хорошему человеку, как к солнцу,
все тянутся, чтобы согреться его теплом.
Соловьёвой Марине Константиновне
Антон Павлович Чехов … это имя знакомо каждому русскому человеку. Чеховские рассказы и пьесы давно уже стали для многих поколений россиян незаменимым читательским опытом, которым так ненавязчиво делится писатель: «В человеке дОлжно быть всё прекрасно…». Именно дОлжно, потому как Чехов-учитель никогда не был морализатором, как Толстой, или идеалистом в отношении человеческой природы, как Достоевский; он никогда не настаивал и ничего не требовал, а его жизнь всегда была примером сопротивления окружающей глупости, серости, наконец, безысходности. А мы, читатели разных поколений, неизменно вместе с Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским из рассказа «Человек в футляре» вздыхаем: «Больше так жить невозможно!» - и после этого каждый сам решал для себя сам, как он будет поступать в дальнейшем, соотнося свои поступки с камертоном собственной совести, совсем по-чеховски; восклицаем вместе с Петей Трофимовым и Аней из «Вишнёвого сада»: «Вся Россия – наш сад» - чеховский оптимизм не столько в умных и красивых словах, сколько в поступках. Это и подвижническая работа на Сахалине, где он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей - все эти наблюдения вылились в художественно-документальный труд «Остров Сахалин». Или в 1891-92-е годы, когда организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, куда сам дважды выезжал. А жизнь в Мелихове - это не только вдохновенный литературный труд, но и активная медицинская практика, колоссальная общественная деятельность. Чехов работает здесь земским врачом, принимая множество больных. Кроме этого, в Мелихове и его окрестностях писатель строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. Но и этого мало: он организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Он неизменно проповедовал любовь к конкретным живым людям, призывал быть отзывчивым на их горести и быть милосердным к их недостаткам. Наверное, поэтому мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества в Чехове делали его слова и поступки такими зримыми, что появлялась потребность в их продолжении. Он сам постоянно стремился к идеалу, ненавязчиво увлекая за собой всё новых и новых знакомых, и даже его книги выполняют ту же задачу: зовут деятельно преобразовывать мир к лучшему. Поэтому, на мой взгляд, Чехов - один из немногих русских писателей, которых можно и нужно принимать в любом возрасте и при любом недуге без ограничений. Опять же без насилия, как это у нас в России любят, иначе это будет уже не чеховский диалог, а чеховская сатира.
Поэтому становится так ясно и понятно, почему каждое слово в чеховских рассказах и пьесах, каким бы афористичным оно не было, несёт очень важное смысловое значение, как явное, так и скрытое (знаменитый чеховский подтекст). Как неслучайно Антон Павлович вложил заявленные в заголовке слова в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Они знакомы многим, но мало кто знает вторую часть высказывания и кому они отнесены.
Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою.
Значит, внешняя красота – это ещё не залог любви и почитания. Доктор Астров, очарованный внешним обликом Елены Андреевны, молодой жены профессора Серебрякова, понимает, что его чувства – это не любовь, а что-то другое. Но что? На этот вопрос должны опять же ответить сами читатели или хотя бы задуматься… Астров строго оценивает чету Серебряковых: «Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью... Куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение...». Чеховский идеал красоты всегда соединён с постоянным вдохновенным трудом.
Времена меняются, но человеческая природа остаётся неизменной, и каждая эпоха предлагает свой шаблон красоты, который человеческое большинство считает идеалом; так в имиджевый 21-й век – это стандартные 90*60*90. В результате миллионы однотипных девушек и молодых людей. А если никакими средствами невозможно добиться этого эталона? … анорексия, алкоголь, наркотики, суициды? Необходим сильный характер, уважение к себе и, конечно, любимое дело, чтобы выйти из заколдованного круга «красоты».
Но, и с этим нельзя поспорить, безусловно, каждому из нас хотелось бы быть абсолютно красивым, но это ежедневный тяжкий труд, который не всякому по плечу, но, к счастью, вокруг нас всегда есть такие удивительные люди, бескорыстно дарящие нам свою красоту, согревающие наш мир и делающие его светлее. Когда такой человек входит в твою жизнь, пусть даже на мгновение, ты забываешь обо всем и ощущаешь блаженство; появляется неосознанное желание, как можно дольше находиться рядом, и не уставать от этого. Мой пример – Марина Константиновна Соловьёва. Все её роли сложно перечислить: дочь, супруга, мама и одновременно руководящий работник, учитель, классный руководитель … и всегда элегантная дама с блеском в глазах. Каждому её наряду, макияжу, причёске позавидуют известные кинодивы: Катрин Денёв, Джина Лолоджиба, Элизабет Тейлор, Софи Лорен… И в то же время, когда она входит в школу, от её светлой улыбки всё преображается: становится светлее, теплее, появляется чувство неосознанной радости, а, главное, ощущение собственной значимости, что так важно и необходимо не только ученикам, но и коллегам. СловаРР, ученицы СОШ №3: «Спасибо Марине Константиновне СОЛОВЬЕВОЙ, которая больше нас переживала, когда результаты по истории еще не пришли», истинны для каждого человека, кто знает её. Чувство сопричастности с каждый, кто нуждается в ней, высокая степень эмпатии – это качества, ставшие редкими в современном мире, и, к сожалению, среди нашего учительства, ярчайшие в обрисовке ее характера. Марина Константиновна очень давно составила для себя своеобразный «кодекс чести», законы которого исполняет неукоснительно. Поэтому она всегда всё успевает, всегда в центре событий, ни одни дело не обходится без неё, -
иначе нельзя: на неё равняются. Никто никогда не скажет вам, что Марина Константиновна что-то не сделала или что-то забыла. А вы видели ли её когда-нибудь злой, раздражённой? Никогда!!! Как уместны будут здесь слова великого учёного, защитника древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным….».
Мне же хочется отметить особый талант классного руководителя, ибо для каждого ученика 5А класса (Какой по счёту класс?!) её слово было столь значимо, что всегда принималось как единственно верное и нужное, но это был не страх маленького человека перед большим и опытным, а искреннее уважение. Но дети есть дети, и потому иногда приносят и тревоги, и разочарования. Я же никогда не забуду, когда Марина Константиновна говорила своему любимому классу о их проступке, а они в гробом молчании слушали её, потупив головы. У некоторых девчонок показались слёзы. У самой классной мамы дрожал голос, и то же время она не старалась скрыть своей обиды. В этот момент мне, стороннему наблюдателю, передалось чувство общности, удивительного единения, когда каждый сидящий получил свой урок, ненавязчиво, аккуратно, тактично. Это был высший пилотаж педагогики, которая всегда останется искусством личностным, индивидуальным. И таких воспитательных моментов было множество, и Марина Константиновна никогда не стояла над своими пятиклассниками, она всегда была наравне с ними и, самое главное, рядом с ними. Для меня, как учителя, это была замечательная школа педагогического мастерства: мастер-классы, семинары, выполнение домашнего задания.
Можно говорит до бесконечности, описывая достоинства Марины Константиновны, с ней интересно и учиться, и работать, и отдыхать – костёр, горящий в сердце этой женщины согревает всех, но как он особенно необходим серым, безликим людям, занятым серыми, безликими занятиями; он преображает их души и сердца, и совсем по-чеховски призывает деятельно изменить своё будущее: «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал всё, что от него возможно, как прекрасна стала бы земля наша» (А.П.Чехов).