Статья «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… или духовно-нравственные аспекты дизайна костюма»

3
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… или духовно-нравственные аспекты дизайна костюма.

Хохлова Н.Б. , педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Костюмерия»

МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины

были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и личного счастья

И. Ф. Свадковский.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. В центре современной стратегии развития российской школы – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Содержание воспитательной работы ориентировано на усвоение общечеловеческих, гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций народа.

Хочется заметить, что позитивного результата в воспитательном процессе невозможно достичь без понимания потребности и направленности интересов учащихся и умелого педагогического управления процессом развития личности каждого обучающегося с учётом этих интересов.

Современный ученик – это человек с кипучей энергией, инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни, стремящийся к самовыражению. И одним из способов самовыражения является создание собственного имиджа с помощью одежды, кроме того, мода – это способ привлечения к себе внимания. Молодые девушки, хотят одеваться красиво, привлекательно, современно. Именно поэтому у юных модниц популярно объединение «Костюмерия» по созданию коллекций одежды Дома детского творчества. Наш коллектив объединил учащихся разного возраста, разных взглядов, разных способностей. Здесь раскрывается индивидуальность детей, корректируются межличностные отношения. Распределяя роли и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

Дополнительная общеразвивающая программа «Театра моды» художественно-эстетического направления приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды и предусматривает постепенный переход от обучения азам моделирования, конструирования и технологической обработки швейных изделий к созданию творческих коллекций для театра мод " Костюмерия " и демонстрация их на сцене (подиуме). Главная цель программы – приобщение детей к миру культуры одежды через создание и постановку театрализованных представлений коллекции моделей. Кроме того, в программе присутствуют идеологические аспекты и духовная сущность.

У современных детей происходит утрачивание национальных традиций, нивелирование людей (одежда делает похожими друг на друга, идет «европеизация» стиля), поэтому в программу объединения мною введен раздел «Современный русский костюм», так как возрождение, сохранение и развитие русских народных традиций костюма очень важный аспект, который формирует у обучающихся чувство гордости и причастности к национальной культуре. Русские - самый крупный и широко расселенный народ в нашем регионе, поэтому, учитывая местные социокультурные особенности, стало целесообразно изучать именно русский народный костюм.

Осмысление и освоение основ народной культуры одежды, как и традиций, и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Ведь всякое дошедшее до нас произведение народного искусства, в том числе и народный костюм, способны дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица.

Старинные элементы костюмов успешно нами используются и переосмысливаются при современном моделировании нарядов: искусство кроя, узорного ткачества, характер декора: вышивки, аппликации и многое другое. Творческий коллектив «Костюмерия» постоянно находится в творческом поиске, работает над новыми идеями, у него немало задумок и замыслов, которые он удачно воплощает. За время своего существования театр мод создал интересные коллекции: «Узоры России», «Русь колокольная», «Разноцветье Руси», «Варенька» (коллекция с использованием Павловопосадских платков).

В арсенале театра есть коллекция «Мой дом - Россия», основой для которой послужила государственная символика: красно-сине-белое цветовое решение, внимание к деталям и вечный романтический стиль. Коллекция предназначена для широкого круга пользователей и в первую очередь для российской молодежи, для всех любящих Россию, ее традиции, историю и символику.

Коллекция «Виват, Гусария!» была разработана и создана в Год истории и стала нашим посвящением героям Отечественной войны 1812 года. Обучающимися были изучены составляющие униформы русских гусар, полковая расцветка, значимость отделки: галунов, шнуров, бахромы и тесьмы.

Коллекция «Женский дозор» была посвящена 25-летию МЧС России. Обучающиеся изучали форменную одежду служащих, различительные знаки, историю создания. Участницы коллектива познакомились с Гимном данной службы, ремикс на его музыку был положен в основу дефиле показа.

К празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитанницы объединения принимали участие в региональных и муниципальных акциях «Солдатский платок», «Лепесток Победы», «Звезда Победы», ими был реализован творческий проект «Цветы Победы». Данный проект включал в себя разработку коллекции одежды, которая была представлена на суд зрителей 9 мая 2015 года на праздничном концерте, посвященному Дню Победы и имела большой успех, особенно у ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, исследование наследия местных поэтов и музыкантов, посвященного событиям тех лет, ветеранам войны и т.п. В рамках проекта мы познакомились с Георгиевской лентой, ее символикой, значением цветов и изготовили из нее памятные броши в подарок ветеранам и приняли участие во всероссийском проекте «Георгиевская лента- онлайн» ( http://lenta-on-line.ru).

Теперь в связи с именем России у нас возникают ассоциации: Добро, чистота, святость. Родина, дом, семья. Сила, характер, воля.

В рамках экологического воспитания, как составляющей духовно-нравственного развития, обучающиеся объединения учатся экономить, беречь материальные ресурсы, шить костюмы из отходов производства и нетрадиционных материалов. Ими созданы коллекции «Цветочный рай» и «Времена года» с использованием техники гильоширования, «Бумажная кукла» (из газет), «Зимний сон» (из ватмана), «Все дело в шляпе» (из гофрированной бумаги), которые стали победителями разных конкурсов. Участвуя в ежегодной муниципальной экологической конференции, мы часто представляем свои работы в номинациях «Отходы в доходы», «Из бабушкиного сундучка» и т.п. За проект «Текстильному мусору - красивую жизнь!» его автор - Шашкова Ирина была награждена Почетной грамотой «Самый оригинальный проект».

Ведь кроме основной деятельности, мы участвуем в различных конкурсах декоративно-прикладного характера, в том числе носящих краеведческий характер. Это и народные куклы, обереги, и выполнение изделий в традиционных техниках: лоскутное шитье, вышивка, мережка и т.п. «Русалочьи сказки», «Страна березового ситца», «Сельский шик» - это коллекции, созданные специально для участия в традиционном фольклорно-краеведческом празднике «Край Духовницкий наш…».

Это позволяет приобщать детей к духовной и национальной культуре своего народа, формируется чувство патриотизма, подлинная любовь и уважение к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, тем самым закладывается фундамент духовно-нравственного человека.

Обучение в творческом объединении дополнительного образования художественно-эстетического направления «Костюмерия» опирается не только и не столько на пропаганду и просвещение, а еще на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но оно краткосрочное: треххлетние. У педагога немного времени на воспитание, но при умелой постановке задач и умелом распределении учебного времени можно оперативно и гибко реагировать на развитие социокультурной ситуации и добиться многого в сфере воспитания.

Как говориться

Если твои планы рассчитаны на один год – сей пшеницу.

Если твои планы рассчитаны на десятилетие — сажай деревья.

Если твои планы рассчитаны на века – Воспитывай людей!

Использованная литература:

1.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/ Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко.- М.: «Архитектура-С»,2004.

2.Кулайкин В. И., Калиничева М. М. Духовный аспект дизайна как фактор формирования социокультурной личности/ Дизайн. Эргономика. Сервис. Выпуск 7. –М.:ВНИИТЭ, 2009.

3.Священник Родион. Люди и демоны.-СПб., 2009.

4.Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно- художественного формообразования в дизайнерском творчестве: уч. Пособие.-2-е изд., уточненное и доп./В. Б. Устин. - М.: Астрель, 2006.

5. Новейшая мода/под ред. Терри Джонса и СьюзиРаштон; пер. с англ. Д. Перовой. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации