Эссе на тему «Педагог ХХI века»
Эссе на тему «Педагог ХХI века»
Бойкив Н.Ю., и.о. директора ГБПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»
Педагог ХХI века. Какой он? Прежде всего, профессионал. А кто такой профессионал? Человек, просто имеющий профильное образование? Но сегодня в принципе сложно себе представить себе любого работающего человека, не имеющего диплом. Токарь, пекарь, шахтер, электрик – все должны иметь документ об образовании. Но достаточно ли только наличия диплома о педагогическим образовании для того, чтобы называться Учителем? И нужен ли он вообще?
В системе СПО работают люди, имеющие огромный опыт практической работы в как-либо отрасли, и пришедшие в педагогику, скажем так, в зрелом возрасте. Галина Васильевна, более 40 лет заведовавшая аптекой, пришла к нам преподавать в 68 лет. Сейчас ей почти 75, и она с удовольствием делится своим опытом со студентами, выпустила уже две группы студентов в качестве классного руководителя. Конечно, преподаватели спецдисциплин проходят переподготовку, получают диплом, дающий право быть преподавателем СПО, но это уже потом.
И все-таки профильное образование необходимо. Необходимы курсы, семинары, вебинары, ибо только здесь можно поделиться своими педагогическими находками с коллегами, узнать о таких же «жемчужинах» из опытах других педагогов. Как правило, курсы активизируют всех. Вспомним великих: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» (Н. В. Гоголь). Перефразируя, чтобы учить других, нужно учиться самому. Учиться постоянно, открывать что-то новое, расти в профессии, с каждым днем расширяя горизонты своего профессионализма.
Итак, педагог ХХI века – человек, постоянно работающий над собой.
Обязательной составляющей любого педагога стала компьютерная грамотность. Информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что представить себя без компьютера и интернета нельзя. Многие педагоги ведут свои блоги, имеют свой личный кабинет на педагогических сайтах, а зачастую создают и собственные сайты.
В Донецке уже второй год обучение проводится в дистанционном формате. И без компьютера при этом обучать невозможно. Необходимо не просто составлять лекции и презентации, но и проводить он-лайн занятия и мероприятия, участвовать в педсоветах, совещаниях и т.д. Поэтому педагог ХХI века – человек, обладающий компьютерной грамотностью.
Еще одно немаловажное слагаемое – личностные качества обучающего. Если человек, обладающий огромным запасом знаний и умений, будет унижать своих учеников, требовать от них невозможного, совершать неблаговидные поступки, он никогда не сможет называть себя Педагогом. Не следует забывать, что статьей 48 ФЗ «Об образовании в РФ» установлены как права, так и обязанности педагогических работников, такие как:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Не хочется вспоминать о неблаговидных поступках некоторых учителей, взорвавших интернет. Зачастую эти ролики вырваны из контекста, спровоцированы заранее, но тем не менее нельзя забывать, что учитель свои внешним видом, поведением подает пример своим ученикам. Вновь обратимся к великим: «Обучать - значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер).
Поэтому педагог ХХI века – человек высокоморальный и психологически устойчивый, который может служить примером для своих учеников.
Мне, например, очень приятно, когда мои выпускники становятся учителями. Я горжусь тем, что, например, директор школы в многострадальной Волновахе – выпускница нашего техникума, которая была членом команды техникума по игре в Дебаты Карла Поппера. Она до сих пор вспоминает дебатные турниры и считает, что это была прекрасная школа общения.
А как всего это достичь, как постоянно повышать свою квалификации, развиваться, расти над собой, читать литературу, быть в курсе новинок культурной жизни политики, где найти на это время? К тому же, нельзя забывать о родных и близких, которые тоже требуют к себе внимания? Я согласна с А. П. Чеховым: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело». Ключевые слова здесь – ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО. И тогда появится все – и время, и желание расти профессионально.
Поэтому педагог ХХI века – прежде всего человек, влюблённый в своё дело. Я так думаю.