Эссе «Социальный педагог ХХI века»

6
1
Материал опубликован 22 March 2017

Социальный педагог ХХI века

Ученик – это не сосуд,

 который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

  

         Чтобы понять, как я работаю социальным педагогом, я попробую создать  следующий художественный образ. Педагог представляется проводником на горной дороге, в чьи обязанности входит сопровождение группы  на сложном участке. Проводник должен перевести всю группу, но работать с каждым индивидуально, показывая наилучший маршрут, подбадривая и подавая руку в случае необходимости. Я должна показать путнику единственно верный путь, по которому он должен пройти, чтоб достичь цели.  Этот образ кажется мне подходящим, потому что я встречаю своих подопечных  в самом начале, когда они приходят в школу.   Я должна не только учить своих учеников азам  прогнозировать личностные изменения, но и стараться увидеть и развить  в  каждом ребенка  талант. И если я  хочу  влиять на ситуацию, необходимо возникновение доверия как результата отношений «субъект-субъект».

      Основой моей деятельности является педагогика сотрудничества.  Сформировавшаяся в 80-х годах прошлого столетия, педагогика сотрудничества стала одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В современных условиях  школы педагогика сотрудничества может рассматриваться как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся  и учителей, построенная на осознании педагогом и обучаемым общности целей в педагогическом процессе.

     Особенно важным аспектом для меня является то, что принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучаемых, учителей  и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными организациями).

    С одной стороны, эта система близка мне лично. Своеобразную базу для текущей работы мне дает не совсем обычный предыдущий опыт. Я 15 лет проработала с детьми-сиротами, начинала воспитателем, потом учителем русского языка. Вроде, казалось бы, дети они все дети, но нет, дети-сироты это отдельная категория. У каждого ребенка своя история, с детства он учится выживать. Эти  ребятишки учили меня любить, прощать, жить.

      Основной целью работы моей работы научить ребенка  быть человеком в социуме, понимать и принимать  нормы  жизни  при демонстрации уважения и интереса к их национальным культурам. Работа в этом направлении требует  от меня как от социального педагога полного самоконтроля, осознания себя представителем культуры своей страны, неослабевающего внимания к малейшим проявлениям личности растущего человека, контроля вербального и невербального общения. Опыт работы с детьми-сиротами  является бесценным, он  помогает мне и сейчас, когда я уже три года  работаю  социальным педагогом в коррекционной школе VIII вида.

       Педагогика сотрудничества является продуктивной и при работе с родителями. При встречах с родителями,  я стараюсь убедить их не просто интересоваться успехами детей, но больше вовлекать детей в творчество, демонстрировать им принятые нормы поведения.  На практике это перерастает в постоянный контакт с родителями, обсуждение их радостей и печалей, побед и поражений,  связанных с развитием их ребенка.

В настоящее время я строю свою работу на 3 основных принципах:

·         Постоянное стремление к заранее определенной цели.

·         Учет индивидуальных особенностей.

·         Гибкость в выборе средств.

      Взаимопомощь, ответственность, работоспособность — вот к чему я стремлюсь в своей профессиональной деятельности и чему пытаюсь научить своих подопечных, с которыми работаю.

     Закончить свое рассуждение на тему «Социальный педагог  ХХI века» хочется  словами Лукиана:  «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось  и стало хорошим».

Комментарии

Хорошо сказано,точно и без лишних слов,спасибо!)

29 January 2019