Эссе «Социальный педагог ХХI века»
Социальный педагог ХХI века
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Чтобы понять, как я работаю социальным педагогом, я попробую создать следующий художественный образ. Педагог представляется проводником на горной дороге, в чьи обязанности входит сопровождение группы на сложном участке. Проводник должен перевести всю группу, но работать с каждым индивидуально, показывая наилучший маршрут, подбадривая и подавая руку в случае необходимости. Я должна показать путнику единственно верный путь, по которому он должен пройти, чтоб достичь цели. Этот образ кажется мне подходящим, потому что я встречаю своих подопечных в самом начале, когда они приходят в школу. Я должна не только учить своих учеников азам прогнозировать личностные изменения, но и стараться увидеть и развить в каждом ребенка талант. И если я хочу влиять на ситуацию, необходимо возникновение доверия как результата отношений «субъект-субъект».
Основой моей деятельности является педагогика сотрудничества. Сформировавшаяся в 80-х годах прошлого столетия, педагогика сотрудничества стала одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В современных условиях школы педагогика сотрудничества может рассматриваться как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и учителей, построенная на осознании педагогом и обучаемым общности целей в педагогическом процессе.
Особенно важным аспектом для меня является то, что принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучаемых, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными организациями).
С одной стороны, эта система близка мне лично. Своеобразную базу для текущей работы мне дает не совсем обычный предыдущий опыт. Я 15 лет проработала с детьми-сиротами, начинала воспитателем, потом учителем русского языка. Вроде, казалось бы, дети они все дети, но нет, дети-сироты это отдельная категория. У каждого ребенка своя история, с детства он учится выживать. Эти ребятишки учили меня любить, прощать, жить.
Основной целью работы моей работы научить ребенка быть человеком в социуме, понимать и принимать нормы жизни при демонстрации уважения и интереса к их национальным культурам. Работа в этом направлении требует от меня как от социального педагога полного самоконтроля, осознания себя представителем культуры своей страны, неослабевающего внимания к малейшим проявлениям личности растущего человека, контроля вербального и невербального общения. Опыт работы с детьми-сиротами является бесценным, он помогает мне и сейчас, когда я уже три года работаю социальным педагогом в коррекционной школе VIII вида.
Педагогика сотрудничества является продуктивной и при работе с родителями. При встречах с родителями, я стараюсь убедить их не просто интересоваться успехами детей, но больше вовлекать детей в творчество, демонстрировать им принятые нормы поведения. На практике это перерастает в постоянный контакт с родителями, обсуждение их радостей и печалей, побед и поражений, связанных с развитием их ребенка.
В настоящее время я строю свою работу на 3 основных принципах:
· Постоянное стремление к заранее определенной цели.
· Учет индивидуальных особенностей.
· Гибкость в выборе средств.
Взаимопомощь, ответственность, работоспособность — вот к чему я стремлюсь в своей профессиональной деятельности и чему пытаюсь научить своих подопечных, с которыми работаю.
Закончить свое рассуждение на тему «Социальный педагог ХХI века» хочется словами Лукиана: «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».
Немировская Ольга Михайловна