Эссе на тему «Я - учитель»
Управление образования администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Мугур-Аксы
Эссе на тему «Я - учитель»
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2» с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского района Республики Тыва
Базаа Айлан Александровна
Эссе на тему «Я - учитель»
Учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского района Республики Тыва
Базаа Айлан Александровны
Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян.
Д.И.Менделеев.
Встретить хорошего учителя в жизни – великая удача в судьбе каждого человека. Именно учитель направляет и ставит нас на правильный путь. Этими словами, хочу выразить огромную благодарность своим путеводителям-учителям. В свои школьные годы, мне удалось побыть счастливым и благодарным учеником. Помню вас как прекрасного учителя истории и обществознания. Многое зависит от учителя: от его знаний по предмету и умения увлекательно преподнести его. С вашего первого появления в классе была идеальная тишина, мы слушали вас, затаив дыхание, мне казалось, что я нахожусь в том далеком историческом времени. Вы не только знаете свой предмет, но и имеете к каждому свой подход. Классный руководитель - это призвание! Вы в одном лице – и родитель, и психолог, и няня! Даже покинув стены школы, до сих пор получаю мудрые советы от Вас. Думаю, вам благодарны каждые ваши ученики. Пусть такие учителя окружают нас по жизни. Очень уважаю Вас. Желаю Вам творческих успехов в работе и в жизни!»
Эти строчки написала выпускница 2012 года, Салчак (Амыр-оол) Ай-кыс Орлановна, в канун Дня учителя. Кого могут оставить равнодушными подобные строчки? Меня они растрогали до слез: кому-то дарят открытки, кому-то сладости в блестящих обертках, кому-то букеты шикарных цветов… Мне же выпускница посвятила строки сокровенными словами. Но именно они, неловкие, трогательные, трепетные, простые и вместе с тем сердечные, тронули меня до глубины души! Наверное, каждый учитель рад услышать слова искренней благодарности за свой ратный труд.
Итак, а кто же я? Я одна из многомиллионной армии рядовых российских учителей, Базаа Айлан Александровна, учитель истории и обществознания своей любимой школы №2 с.Мугур-Аксы.
Сегодня я буду в роли путеводителя по тернистой тропинке учительства.
У каждого человека есть свой Путь - путь, который он выбирает и следует по нему на протяжении всей жизни. Жизнь - это книга… Повествование с бесконечным количеством сюжетов и финалов. Каждая страница - кусочек души, частичка общего и очень важного. Я считаю, что мне в жизни очень повезло с учителями. Со школьной скамьи и до теперешней моей педагогической деятельности меня окружали мудрые, неравнодушные, интересные люди. Многие из них помогли мне в становлении меня как учителя. Многие стали для меня примером профессионального мастерства: мой первый учитель - Саая Клара Монгушовна, учитель начальных классов Эрги-Барлыкской средней школы, Даржаа Клара Санааевна классный руководитель, Балгановна Екатерина Ивановна учитель истории и обществознания школы №1 г.Ак-Довурак. Учителя, встретившиеся в начале моей трудовой деятельности: Маадыр Салбакай Дугаржаповна, Эрес-оол Радина Багай-ооловна, Ховалыг Алдынай Чыртак-ооловна, Сарыг-Хаа Аянмаа Мочак-ооловна, Хуурак Шончалай Александрвна.
В стенах Тувинского государственного университета моя любовь к истории продолжилась. Я с замиранием сердца слушала лекции преподавателей, чувствуя себя частью истории. Сидя на лекциях, порой возникало чувство, что ты, по какому то, волшебству попадаешь в ту эпоху, о которой минуту назад рассказывали преподаватели. Это: Хомушку Ольга Матпааевна, Ашак-оол Андрей Чолдак-оолович, Люндуп Татьяна Викторовна, Саая Саида Владимировна. Неизгладимое впечатление на меня произвела педагогическая практика на 4 курсе обучения. Мой незабываемый первый опыт общения с детьми как учителя.
Дерево не сможет вырасти без надежных корней. В жизни человека роль этих корней играет история. Мы редко задумываемся над тем, что самые обычные предметы, которыми мы пользуемся каждый день, язык, на котором мы общаемся друг с другом, и многое другое - все это частички истории.
Когда я много лет назад впервые вошла в класс, чтобы учить, а не учиться, мне стало легко и просто жить. Первое время в роли учителя я себя видела как бы со стороны: я оценивала себя, делала себе замечания и вносила коррективы. Чем старше я становилась, чем больше накапливался опыт, тем больше моя книга становилась похожа на черновик, с рисунками на полях, пометками и закладками. Я взрослела вместе с моими учениками. В этом процессе проб и ошибок постепенно и приходили ответы на вопросы: почему, как и зачем.
Теперь моя жизнь связана со школой. Уже не один год я преподаю в школе. И мне всегда хотелось найти свой путь, свою тропу, по которой я могла бы с уверенностью вести своих учеников, хотелось обрести ориентиры. Я вхожу в класс и вижу глаза моих учеников. В одних - настороженность, в других -интерес, в - третьих -надежда, в чьих-то равнодушие. Какие они разные! Перед тобой ученик со своим неповторимым внутренним миром. Сколько надо любви и огня, чтобы они почувствовали, что этот мир - самое главное, ценное на земле. В этом состоит моя педагогическая задача. В каждом ребёнке скрыт неизвестный потенциал, который должен обязательно реализоваться.
Прокладываем свой маршрут дальше.
Закончились уроки, наступает блаженное спокойствие, чувствуешь (а иногда и нет) удовлетворение от выполненной работы. Хочется верить, что все задуманное реализовано, но об этом мы узнаем не сразу, порой спустя месяцы, а то и годы. Дорога домой — это опять анализ проведенных уроков. К счастью или к сожалению, никогда не получается полностью абстрагироваться от учеников и школьных проблем… Но ведь я еще и мать! Как сложно совместить в себе и учителя, и просто женщину со всеми своими слабостями… Закончив свои домашние хлопоты, вновь садишься за рабочий стол и остаешься один на один с разными мыслями. И часто ловлю себя на одной из них. С чего все началось?
…Вспоминая, мысленно переношусь в далекий 1999 год.
Наступило время выбора профессии. Однажды, поймала себя на мысли, как увлеченно я слушаю рассказ учителя истории Балгановы Е.И об исторических событиях. А после окончания урока я спросила ее: «А вам нравится работать учителем?». Она ответила: «Учитель — это тот человек, который остается всегда молодым, никогда не стоит на месте, живет в детстве». Эти слова я запомнила на всю жизнь… И вы знаете, наверное, именно поэтому я и выбрала самую трудную профессию. Ведь я буду счастливой, зная, что я тот проводник, который ведет детей через трудности жизни, достойно их преодолевая…
И вот уже без малого тринадцать лет я работаю в школе. Я уверена, что мы с ребятами преодолеем все трудности и невзгоды, было бы понимание с их стороны. А вдохновение и силы я получаю не от шоколада, а от любящих детских сердец.
Мне очень хочется, чтобы однажды мои выпускники пришли ко мне и сказали:
Спасибо тебе, мой учитель и друг,
Открыл ты мне много заветных дорог.
Мне в дар преподнес чудо — знаний страну,
Чтоб я в этом мире достойно жить смог.
Хоть стали мы выпускниками,
Года нам память не сотрут!
Любая педагогическая деятельность, в моем понятии, должна быть направлена на реализацию не личных амбиций, а повторение и развитие в своих учениках. Я постоянно учусь, чтобы соответствовать их мнению обо мне. Участие в этом конкурсе - ещё один шаг на пути к гармонии с миром и собой. Я доказываю себе и другим, что учитель - это не профессия, это образ жизни. Уроки складываются в дни, дни в четверти… Выпуск за выпуском я наблюдаю, как школа меняет меня в лучшую сторону, учит мудрости и любви.