Я - учитель. И непросто учитель, а учитель музыки. Бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, развлекательный: песню спел, пятерку получил – и никаких забот. Это не так! Музыка - самый важный предмет в школе и очень трудный. Я не оговорилась, именно важный. Урок музыки – это урок , задевающий душу, вызывающий эмоции, чувства, идущие изнутри. Предмет, формирующий человека. Обратимся к детской считалки «палка, палка, огуречек, появился человечек», которую я применяю на одном из моих уроков при разборе темы «преобразующая сила музыки». Эта считалочка натолкнула меня на мысль, что музыка формирует человечка.
Музыка – искусство, которое обладает большей силой эмоционального воздействия. Если обернуться назад и посмотреть, с чего берет музыка своё начало, то мы с вами окажемся в далеком прошлом. Всё началось с колыбельной. Чтобы успокоить малыша, мать запела нежную мелодию, пока без слов, только гласный звук, (этот приём пения мы изучаем на первой ступени - вокализ) и ребёнок успокоился, прильнул к матери. И в этом есть что-то магическое. Такой музыке никто не учит, она приходит сама собой, через сердце. Интонации родных напевов впоследствии обогащаются, разрастаются в сознании, способствуют формированию будущего мироощущения и мировосприятия. С неё начинается любовь к матери, к Родине, к Отчизне.
Неурожай, голод, холод! Наши соплеменники стали верить в «высшие силы природы». Развивалось язычество. Так появились обрядовые песни. Поклонение богу солнца Яриле. Солнце круглое и обряд поклонения связан с кругом, считалось, что круг защищает от нечистой силы. Народная песня помогала справиться с трудной работой в поле, в доме, в лесу. А когда вся работа сделана - «потехе час», опять же песня. Не было музыкальной техники, а были скоморохи – бродячие артисты. Развлекали танцами, песнями, игрой на простейших музыкальных инструментах. Балалайка – пустозвонка, расскажет всё, недаром её название произошло от старинного глагола балакать. Под балалайку смеялись, частушки пели и плакали. Народных песен было много: солдатские, свадебные, хороводные, плясовые, трудовые, плач. Я посвящаю очень много уроков народной музыке. Мы с ребятами играем на народных инструментах: ложках, трещотках, бубенцах, колокольчиках. Переодеваемся в скоморохов, поем заклички, водим хороводы. Ни один народ в мире не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Через народную песню я стараюсь прививать ценности гармоничного человека. Это отражено в понятиях «добрый молодец», «красна девица», лучшие качества которых обобщены в устном народном творчестве и музыкальном фольклоре. Признаками «добра молодца» являются мужество, храбрость, честность, твёрдость характера, доброта, отзывчивость.«Красная девица» отличается добротой, скромностью, верностью, умом, трудолюбием, преданностью мужу, хозяйственностью, высоким чувством материнства.Более тысячи лет назад Владимир Красное Солнышко крестил нашу Русь. И музыкальное искусство прочно вошло в духовную культуру. Церковь стала центром музыкального творчества. Распевы, духовные концерты, псалмодии, знаменные распевы, партесное пение – виды православных песен. Кним обращались прихожане и во время молитв, при рождении и крещении младенца, венчаний. Духовная музыка это островок полной Гармонии. В современном мире появляется интерес к русской духовной музыке, но я стараюсь разграничитьна музыку церковную, звучащую в храме как богослужебные песнопения, и светскую духовную музыку, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Духовно-нравственное воспитание является важнейшим аспектом в воспитании подрастающего поколения.
В XVIII веке благодаря усилиям Петра I сблизилась русская и европейская культура. Четкий ритм, торжественность породили большое количество маршей. В своей работе я использую давно забытые пионерские барабаны. Конечно, пришлось много потрудиться, чтобы ударные инструменты привести в порядок. Зато теперь я вижу, как горят у ребят глаза, когда они выстукивают ритм, сопровождая «Марш Преображенского полка», кстати, он пришёл к нам из петровской эпохи.
Появляется новая песенная лирика чисто светского типа, отражающая те глубокие, коренные сдвиги, которые произошли во всем строе русской жизни и образе мысли русских людей. Я люблю исполнять романсы и практически всегда на своих уроках детям пою романсы, серенады. Детям очень нравится слушать живое исполнение. Через романсы дети узнают о любви, красоте, нежности. Этот вид вокального жанра обращается к сути человеческих мыслей, чувств, переживаний, к сути жизни. Всё строится на любви.
В 17 веке прочно входят в жизнь общедоступные театры. Появляются новые жанры, более сложные - это балет, опера, концерты. Со своими учениками я совершаю заочные и очные путешествия в театры, вместе пишем либретто к спектаклям, рисуем декорации, придумываем костюмы для артистов. Умение что-то создавать своими руками всегда пригодится в жизни.
Если рассматривать военные периоды в истории нашего государства, то без музыки и оно не обошлось. Песня поднимала на подвиг, с песней шли и знали, что идут на смерть.Патриотическому воспитанию детей, подростков способствовали эпические песни, которым свойственны героические сюжеты. Они повествуют о том, что «было»: о важнейших моментах государственной жизни, об исторических событиях, о героях-богатырях, о борьбе с агрессией степных народов, о возникновении казачества на Днепре, Дону и Волге и у нас в Забайкалье
Герой борется с полчищами врагов, демонстрирует храбрость, отстаивает справедливость, являя пример высокой нравственности.
А сколько стилей родилось уже в послевоенное время: авторская (бардовская) песня отличалась легкостью, доступностью исполнения. Она звучала везде: во дворах на танцплощадках, на стройках, на целине, на БАМе. Она помогала справиться с трудными поставленными задачами в развитии нашей любимой страны. Бардовские песни учащиеся любят исполнять принося с собой на урок гитары, подбирают аккорды на синтезаторе. Очень часто звучит песня Митяева «Изгиб гитары желтой». Исполнение таких песен звучит как единый монолит, тем самым воспитывается коллектив.
Любовь к музыке мне привили мои родители. Я не помню ни одного дня, чтобы прошёл без песни. Моя семья: папа, мама, сестра и я - каждый вечер садились перед затопленной печью и пели. Не просто пели, а ещё слушали рассказы о песнях, авторская или народная, при каких событиях написана. Я хорошо помню песни «Тамара» (песня Кавказкой войны) на слова Лермонтова, «По диким степям Забайкалья», фронтовые «Дороги», «Огонёк» «Вот вспыхнуло утро» (песня, посвященная красному командиру Журавлеву), «Не для меня Бук разольется» ( эти слова были оригиналом песни «Не для тебя », где сейчас исполняются слова «Не для тебя Дон разольется»), а ещё много казачьих песен. Эти знания, полученные мною в детстве от родителей, я передаю и детям. Старюсь наладить доверительный диалог на уроке, как в детстве говорили с нами мои родители, прибегая к событиям из своей биографии. Когда рассказываешь детям о себе, у них появляется желание поделится своими переживаниями, эмоциями. Это так необходимо на моем предмете – уметь выговориться. Бабушка с дедушкой у нас играли на музыкальных инструментах. Бабушка на балалайке, а дедушка на баяне. Песни всегда исполнялись в два голоса. И я пробую научить детей петь, несложные песни, на два голоса.
Мой предмет преобразовывает школьников. А что такое преобразование? Это изменения в лучшую сторону. Приведу пример одного, по моему мнению, яркого фрагмента урока. Подводя к теме, я рассказываю историю, произошедшую с Александром Сергеевичем Пушкиным, когда он впервые услышал песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Он плакал, не скрывая слёз. А почему это произошло? На него так повлияла эта народная песня. После этого я знакомлю учащихся с музыкальным материалом. Дети сначала даже не понимают, о чем эта песня, хотя многие слышат цокот скачущих лошадей, быстрый темп, диалог двух женщин, так как исполняет произведение певица Людмила Зыкина, и не более того. Начинаем разбирать. Знакомимся с картиной известного художника В. Пукирева «Неравный брак». Дети не остаются равнодушными. Им глубоко жаль молодую девушку, которую выдают замуж за пожилого человека. А после прочтения отрывка Некрасова из поэмы «Русские женщины» :«Поживешь и попразднуешь вволю…» у некоторых ребят я замечаю даже слёзы. Повторное слушание музыкального произведения «Матушка, матушка, что во поле пыльно» приносит свои плоды. Ребята уже слушают очень внимательно, вслушиваясь в слова, делая правильные выводы. В песне идет диалог матери и дочери о том, что мать сначала пытается успокоить свою дочь, что она не выдаст её, спрячет, но в конце ничего не выходит и девушку выдают замуж против её воли. Её мать была в таком же положении, как и дочь. Тяжёлое положение женщин затрагивается в произведениях музыки, литературы и изобразительного искусства. А что с преобразованием? Дети говорят, что в них что-то изменилось, пока ещё сами не знают что. Не этот ли эффект мы желали? Музыка воспитывает, преобразовывает, делает наших детей лучше, чище, способными сопереживать, сочувствовать.
Вот и получился человечек.
Творчество учителя рождается в мучительных поисках, преодолении каких-то уже известных или неожиданных трудностях. Шероховатость, неточность методического «попадания» влечет за собой неудовлетворенность, рождается стремление сделать что-то по-другому, искать, пробовать новое.
Для того чтобы свободно, раскованно чувствовать себя в музыкально- педагогическом процессе, охватывая ступени формирования музыкальной культуры от первоклашек до восьмиклассников, нужно, прежде всего, глубоко проникнуться духом музыкального искусства. Четко понимать задачи, которые ты ставишь перед собой. Хорошо знать свой предмет и программу по которой работаешь, и усвоить ее содержание. Только тогда у педагога возникает реальная основа для постоянного « забегания вперед» и « возвращения к пройденному» - метода, цементирующему весь учебный процесс.
Преподавание музыки… Чем дольше преподаешь, тем больше понимаешь, какая это невероятная ответственность. Учительское желание все разложить по полочкам борется с тем, что не всегда укладывается в рамки урока. Поэтому нужно раскрывать ребятам музыку как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению, к тайне. Настоящее произведение искусства невозможно познать до конца.
Основная позиция - задавать ребятам высокий уровень духовных, человеческих требований, не делая скидку на возраст. Напротив, в период нравственного, гражданского становления человека - а этот период приходится чаще всего на школьные годы - надо стараться сделать все, что в силах учителя музыки, для того, чтобы заставить ребят приобщиться к высоким идеалам, к серьезным проблемам жизни, к шедеврам искусства.
Это по плечу педагогу, лишь когда сам он имеет четкую позицию в мире музыки и вообще искусства, когда он способен убедительно отстоять эту позицию, не навязывая ее подросткам, ибо такого диктаторства они не терпят. Нельзя подстраиваться под музыкальные вкусы старшеклассников, нельзя идти на поводу их модных увлечений, но нельзя и отвергать то новое, что появляется в музыкальном мире, знакомя ребят с лучшими образцами современной музыки. Это создает на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания - главное условие для проведения занятий в школе.
Евгений Алексеевич
Козлова Нина Анатольевна
Евгений Алексеевич