Эссе «Особенному ребенку – особый педагог»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»
Эссе «Особенному ребенку – особый педагог»
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому
неизвестной пылинкой. Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В
этом высшее счастье и смысл жизни.
В. А. Сухомлинский
Жизненный девиз
«Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Удивительная эта должность – учитель! Есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждение, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии? А какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь педагогу: ведь каждую минуту он должен ответить на самые неожиданные, совсем «не по предмету» вопросы ребят, дать совет, помочь делом «своим» детям.
Каким же должен быть настоящий учитель?
Что определило мой выбор, мою профессиональную линию?
Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Кто-то станет поэтом или музыкантом, другой – учёным, третий – врачом... Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Школа - особый мир детства. Этот мир тонок, хрупок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым…
С детства не вставал вопрос, кем я буду. Я не предполагала, что стану учителем - пришло само собой. Я росла в учительской семье: моя бабушка Рыбакова Александра Ивановна– учитель немецкого языка. Мама, экономист по образованию, была вынуждена пойти работать в детский сад из-за меня. Казалось, она так была далека от этой профессии, но быстро переучилась и стала воспитателе «по призванию», проработала до последнего своего дня в детском саду №14 «Рябинушка»
Теперь с уверенностью могу сказать: учитель – это мое призвание. В детстве мне очень нравилось наблюдать за тем, как мама готовится к занятиям, пишет планы, перечитывает заранее свои выступления на родительские собрания, репетирует выступления на различных праздниках. Глядя на неё, я всё время пыталась подражать и «играла в учителя» (ведь многие дети часто «играют в школу» и представляют себя учителями).
В школьные годы на меня произвела огромное впечатление учитель истории. Добрая, чуткая, отзывчивая, она постепенно открывала всему классу неведомый мир. И после этих открытий жизнь становилась удивительной, чудесной и просто сказочной. И когда я окончила школу, то не могла и представить себя в другой жизни, без звонков, дневника, без светлого и просторного класса. Такое ощущение, что я не выбирала свою профессию, она сама выбрала меня.
Учеба в университете все ближе и ближе приближала мое возвращение в школу, но только теперь не в качестве ученика, а в качестве учителя. Учитель – это самая гуманная, творческая и важная профессия, которая играет неоценимую роль в формировании личности ребенка.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могу самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Способные к сотрудничеству, отличаться мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за себя и окружающему миру. В связи с этим встает вопрос о том, как процесс обучения сделать ярким, увлекательным. Как побудить ребенка учиться без принуждения? С помощью каких средств и методов можно сделать обучение не навязчиво- интересно- познавательной?
Ребенок – кто и что это? Ребенок- человек, который несет миру что-то; человек не достигший самостоятельности, и потому мы за него в ответе. Ребенок- тайна, которую невозможно и не нужно отгадывать.
Нашим детям нужен утренний ветерок и весеннее солнце. Задача педагога, на мой взгляд - помочь ребенку раскрыть свои способности научить любить труд и стать в нем творцом, научить любить другого человека и быть любимым взаимно. Ребенок не вещь он не поддается исправлению. И всегда задается вопрос ремонтного свойства: как исправить? И никто не спросил: как сделать? Как сделать, чтобы ничего в ребенке не пришлось исправлять. Все это требует усилий для понимания, требует нравственных усилий, требует перемены взглядов, перемены педагогической ВЕРЫ.
Каждому учителю хочется иметь ярких, талантливых учеников - «Знаек». Но дети к нам приходят очень разные. И нужно любить своих ребят всей душой, разных – способных и не очень, добрых и ершистых. Конечно, учитель должен уметь находить подход к любому ребёнку.
Моя профессиональная деятельность привела меня к общению с особенными детьми. С теми, которых называют, дети с ограниченными возможностями развития. Профессиональная деятельность педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выходит за рамки традиционной учительской деятельности. Он тесно взаимодействует со специалистами различных видов деятельности: социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной, работающих на одну цель: помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в его социальной адаптации и интеграции средствами созданных специальных условий образования.
Ориентиром в своей работе с детьми считаю слова В. А. Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей».
Ограниченные возможности здоровья – это не приговор. Общество учится жить с такими людьми, понимать их, помогать им в самореализации. Это очень трудный путь, который начинается в школе. С такими детьми когда-то работала моя мама и вот через несколько лет я сама встретилась ними. Трепетно и волнительно было для меня переступить порог класса. Но благодаря её творческой работе, прошедшей у меня перед глазами, поняла-все получится.
И вот они полюбили читать стихи, рассказывать их на различных школьных мероприятиях, рисовать и лепить, причем многое раньше делать не могли (некоторые даже не держали ножницы в руках)-это счастье для меня, как учителя. Для них первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. В процессе рисования и конструирования своими руками ученики испытывают разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам. Многие проблемы решала, подружив ребёнка с образом. Так в изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка», и её подружки, «мальчик Треугольник» и его старшие братья, закончи цепочку с примерами. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания. Загадки моменты неожиданности, удивления, загадочность, соревнования, стихи способствуют активизации мыслительной деятельности. Дидактические игры помогают формированию связной речи, прививает прилежность и трудолюбие, усидчивость. Чем больше ученик сделает своими руками, тем лучше у него отложится в памяти. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке.
Важным направлением в своей работе считаю помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными потребностями. Ведь так важно поддержать родителей в определенный момент жизни, объяснить им то, что непонятно, вселить надежду, показать перспективу в дальнейшей жизни. «Чему нас могут научить дети, тем более дети с ограниченными возможностями здоровья?» - возразят скептики. А научить они могут многому – просто радоваться наступившему дню, солнышку за окном, неожиданной прогулке с другом, интересной книге. Но самое главное – они учат нас обращать внимание на обычные вещи и видеть их в необычном свете, то есть тому, мимо чего мы проходим в спешке, не замечая в суете повторяющихся дней.
Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед. Я получаю удовольствие от работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя деятельность делает чью-то жизнь легче, интереснее, лучше.
Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку с особыми образовательными потребностями высокого качества образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнять любовью и добротой каждое мгновение.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой. Продуктивность учебы напрямую зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Если контакт не налажен, то положительного результата в обучении не жди. Сначала взаимопонимание, и только потом обучение. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
На основании всего вышеизложенного, моя педагогическая философия основывается на следующих заповедях:
- ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.
- каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь.
- учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования. («Кто не в силах учиться, тот не в силах учить», - гласит старинное изречение).
Впереди меня ждет еще много нового и интересного, ведь в профессии педагога всегда есть место открытиям. В этой профессии никогда не будет застоя и однообразия.
А закончить свое эссе хотелось бы высказыванием древнегреческого мыслителя Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Чем больше нового я узнаю, тем сильнее понимаю, сколько всего я еще не знаю, и сколько мне предстоит узнать!
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»