Эссе по теме «Влияние внеурочной деятельности "Ритмика и танец" на физическое и психическое здоровье школьника»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тогучинского района
«Киикская средняя школа»
Эссе по теме: «Влияние внеурочной деятельности «Ритмика и танец» на физическое и психическое здоровье школьника»
Учителя технологии и изобразительного искусства первой квалификационной категории
Курносовой Светланы Владимировны
2016г.
Что заставляет меня заниматься этим видом деятельности?
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Младший школьный возраст является плодотворным периодом жизни человека. И нам педагогам, работающим со школьниками важно в это время помочь ребенку раскрывать и развивать природные задатки для гармоничного формирования личности. В настоящее время увеличилось количество детей с проблемами в психическом развитии. Многие дети испытывают неуверенность, трудность в общении со сверстниками и взрослыми. Они скованы в проявлении своих эмоций и чувств. У них наблюдается мышечная зажатость и напряженность. Им сложно преодолеть психологический барьер и при исполнении индивидуального задания.
Другие же дети, напротив, проявляют несдержанность эмоциональных импульсов. Им сложно контролировать и регулировать свое поведение. Они проявляют нетерпимость к другим детям, акцентируют внимание на собственной персоне и пренебрегают правилами и установками.
Анализируя данные наблюдения, я скажу об актуальности вопроса психического и физического здоровья школьника.
Если обратиться к старинным книгам, где описаны различные методики лечения, можно убедиться, что ни один врач не обходился также и без музыки. В легендах Древней Греции можно найти такую фразу: "Знали титаниты океана, что нет лекарства целительней, чем песня". В древние времена существовали музыкально-медицинские центры лечения людей от нервных расстройств, заболеваний сердца. Наукой доказано, что музыка влияет также на интеллектуальное развитие, оживляет процесс познания мира и эмоционально насыщает учебу особым интересом и смыслом. Не случайно занятия в школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие, ускорять и замедлять рост клеток; влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта способны активизировать его физическое оздоровление. По мнению Платона трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
Таким образом, на уроках ритмики, где происходит связь движения с музыкой можно создать уникальные возможности оздоровления и активизации развития детей.
Креативная деятельность в танцевальных композициях выступает как лечебный, гармонизирующий фактор. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
На языке жеста, мимики, в позах и движениях отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Внимание акцентируется не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы и их подвижность. Движения являются как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психимоторного развития ребенка.
В. М. Бехтерев, выдающийся ученый XX столетия в области психиатрии и неврологии. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на слуховые и зрительные раздражители.
В. А. Гиляровский писал, что ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Выдающийся специалист в области музыкатерапии Г. П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей не только музыкальный слух, творческие способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе (память, внимание, воображение, мышление, волю). Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова авторы книг по логопедической ритмике в своих работах доказали, что с помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализация ребенка через игру.
Моя цель - это развитие у детей школьного возраста способности к эмоциональной регуляции собственного поведения с помощью музыкально - ритмических движений. В силу этого я использую движение, как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.