Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика и танец» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР МБОУ «Малоенисейская СОШ» «____» _______ 20___ | РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол №_____ «______»___________20____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Малоенисейская СОШ» Приказ № _______ от «____» _________ 20___ |
Программа
курса внеурочной деятельности
«Ритмика и танец»
Направление: спортивно - оздоровительное
Тип: авторская
Возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: Карташова Н.А.
учитель начальных классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа «Ритмика и танец» 1-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И… учителя средней школы №66 г. Тюмени. Так же оздоровительная – развивающая программа «Са – Фи – Дансе» используемая в возрастной категории с 4 – 7 лет.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Основными задачами программы начальной школы по ритмике являются:
1 - выявление творческих способностей в области искусства танца;
2 - приобретение навыков хореографического движения;
3 - ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Ценность искусства танца- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
В программу включен танцевальный материал наиболее значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца.
Программа по ритмике включает в себя музыкальные, ритмические, танцевальные упражнения, разучивание репертуарных парных танцев, музыкальные игры, ритмическую гимнастику, игровой стрейчинг и игро ритмику.
Основная цель:
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Основные задачи программы:
Укрепление здоровья: формирование правильной осанки, развитие опорно-двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, развивать ручную умелость и мелкую моторику;
Развитие творческих и созидательных способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения движений под музыку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Задачи курса:
дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских парных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Цели обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга
Нормативно-правовая база
При разработке программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
Международная конвенция ООН о правах ребенка,
Конституция РФ;
Федеральный закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей ;
Устав МБОУ «Малоенисейская СОШ»Характерные особенности программы:
1. Стержневая специализация программы, её основная художественно-эстетическая направленность — детская бальная программа с элементами свободной пластики, игры, гимнастики, ритмики.
2. На основе ведущих методик создание собственной модифицированной программы, адаптированной для детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
3. Создание комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребёнок может радостно и свободно работать.
4. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приёмов собственной разработки, направленное на эффективное освоение ритмики, танца, игр, импровизации, на развитие и реализацию творческого потенциала школьников.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которых ориентируется автор в хореографической работе с младшими школьниками. Доступность, последовательность (от простого к сложному; по этапность;) учёт психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность, актуальность, результативность.
Основные направления и содержание деятельности:
Программа составлена для учащихся 1-4 классов, имеет вариативный характер, построена по принципу постепенного усложнения материала, тесно связанного с программой следующего года обучения, может быть успешно применена как для учащихся массовых общеобразовательных классов, так и для классов компенсирующего и коррекционного обучения. Занятия по танцу с младшими школьниками значительно отличаются от танцевальной подготовки учащихся других возрастных групп. Поэтому данная программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей учащихся начальных классов.
Основные направления и содержания деятельности
Программа рассчитана на 4 года обучения школьников (7-11 лет). Основная форма работы – урок (40 минут)
Младший школьный возраст (1-4 класс, 7-11 лет) – 2 раза в неделю.
Объём учебной нагрузки
Класс | Часов в неделю | Часов в месяц | Всего часов в год |
1 | 1 | 4 | 33 |
2 | 1 | 4 | 35 |
3 | 1 | 4 | 35 |
4 | 1 | 4 | 35 |
Этапы реализации программы:
Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрасту учащихся, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами учебно-воспитательного процесса.
Первый этап (1-й и 2-й год обучения, 1-2 класс) — начальный этап познания и освоения ритмики с элементами музыкальных игр, постановок музыкальных сказок. Он заключается в освоении азов ритмики, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребёнка.
Второй этап (3-й,4-ий год обучения, 3 и 4 класс) — на этом этапе изучаются дальнейшие основы хореографии с элементами свободной пластики, усложнённых форм танцевальной ритмики, освоение игрового этюдного материала, основ актёрской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, совестные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
образный показ педагога;
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
подражание образам окружающей действительности;
приём тактильно-мышечной наглядности;
наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
использование наглядных пособий
Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
рассказ;
объяснение;
инструкция;
лекция;
беседа;
анализ и обсуждение;
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
приём раскладки хореографического па;
приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
приём словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
игровой приём;
детское «сотворчество»;
соревновательность и переплясность;
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
комплексный приём обучения;
выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
фиксация отдельных этапов хореографических движений;
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
приём пространственной ориентации;
развитие основных пластических линий;
музыкальное сопровождение танца как методический приём;
хореографическая импровизация;
приём художественного перевоплощения.
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:
приём педагогического наблюдения;
проблемного обучения и воспитания;
приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
приём подсознательной деятельности;
приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.
Содержание программы
класс
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
2.Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3 . ры под музыку
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски, народные игры-танцы.
Основные требования к умениям
1 год обучения
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
регулятивные
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
познавательные
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и, не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
2 год обучения
Упражнения на ориентировку в пространстве
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные движения
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся 2 класса
Личностные результаты
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
познавательные
Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
Год обучения
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Ритмико –гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Игры под музыку.
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения.
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся 3класса
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
Метапредметные результаты
регулятивные
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
познавательные
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
коммуникативные
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;
4 год обучения
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся
4 класса
Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
регулятивные
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
познавательные
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
коммуникативные
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ урока | Неделя по плану | Дата провед. по факту | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | | |
2 | | Разминка. | 1 | | |
3 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
4 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
5 | | Танец «Полька». | 1 | | |
6 | | Танец «Полька». | 1 | | |
7 | | Танец «Полька». | 1 | | |
8 | | Танец «Полька». | 1 | | |
9 | | Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | |
10 | | Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | |
11 | | Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | |
12 | | Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | |
13 | | Тренировочный танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук. | 1 | | |
14 | | Разминка. | 1 | | |
15 | | Движения по линии танца. | 1 | | |
16 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
17 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
18 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
19 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
20 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
21 | | Танец по типу «Вару – Вару». | 1 | | |
22 | | Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. | 1 | | |
23 | | Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. | 1 | | |
24 | | Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка. | 1 | | |
25 | | Разминка. | 1 | | |
26 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
27 | | Танец по типу «Диско». | 1 | | |
28 | | Танец по типу «Диско». | 1 | | |
29 | | Танец по типу «Диско». | 1 | | |
30 | | Разминка. | 1 | | |
31 | | Движения по линии танца. | 1 | | |
32 | | Движения по линии танца. | 1 | | |
33 | | Урок-смотр знаний | 1 | |
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- простые бытовые шаги на каждую четверть;
- шаги на полупальцах;
- шаги с вытянутого носка;
- шаги на пятках;
- сочетание шагов на пятках и носках;
- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);
- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;
- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;
- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции;
- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге);
- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);
- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два);
- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);
- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);
- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);
- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;
- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;
- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;
- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);
- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;
- мелкий бег на полупальцах;
- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.
Движения по линии танцев:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Упражнения на улучшение гибкостиЗакрепляются знания и навыки.
3. Диско танцы
1. Танец «Полька»
- галоп по линии танца;
- подскоки по линии танца;
- «Полька» по линии танца;
- хлопушки и прыжки.
2. Танец по типу «Диско»
- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);
- пружинка;
- «треугольник»;
- боковое;
- дорожка вперед;
- дорожка назад;
- приседание по II позиции;
- движения рук.
4.Разучивание танцевальных композиций по выбору педагога.
Разучивание танцев на основе разученных движений и комбинаций.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ урока | Неделя по плану | Дата провед. по факту | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. | 1 | | |
2 | | Разминка. | 1 | | |
3 | | Разминка. | 1 | | |
4 | | Разминка. | 1 | | |
5 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
6 | | Ритмико-гимнастические упражнения | 1 | | |
7 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
8 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
9 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
10 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
11 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
12 | | Танец «Кружевница» | 1 | | |
13 | | Разминка. | 1 | | |
14 | | Упражнения на развитие координации движений. | 1 | | |
15 | | Упражнения на развитие координации движений. | 1 | | |
16 | | Танец «Сударушка» | 1 | | |
17 | | Танец «Сударушка» | 1 | | |
18 | | Танец «Сударушка» | 1 | | |
19 | | Танец «Сударушка» | 1 | | |
20 | | Танец «Сударушка» | 1 | | |
21 | | Разминка | 1 | | |
22 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
23 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
24 | | Упражнения на координацию движений | 1 | | |
25 | | Упражнения на координацию движений. | 1 | | |
26 | | Танец «Самба». | 1 | | |
27 | | Танец «Самба». | 1 | | |
28 | | Танец «Самба». | 1 | | |
29 | | Танец «Самба». | 1 | | |
30 | | Разучивание танцевальных композиций по выбору педагога | 1 | | |
31 | | Разучивание танцевальных композиций по выбору педагога | 1 | | |
32 | | Разминка. | 1 | | |
33 | | Общеразвивающие упражнения. | 1 | | |
34 | | Индивидуальное творчество. | 1 | | |
35 | | Урок-смотр знаний | 1 | |
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координацииКоординировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.
Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкостиОсновные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3. Диско танцы
1. Танец «Кружевница»
- шаг-приставка по одному, в парах;
- приставные шаги по одному, в парах;
- повороты на месте по одному, в парах;
- шаг-поворот по одному, в парах;
- полностью танец по одному, в парах.
2. Танец «Сударушка»
- шаг по л. т. по одному, движения рук;
- выход в парах;
- приглашение к танцу;
- «расходимся – сходимся».
4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
1. Танец «Самба»
- основное движение по одному, в парах;
- самба-ход на месте по одному, в парах;
- бота-фого по одному, в парах;
- виск по одному, в парах;
- виск с поворотом;
- самба-ход;
- самба-ход в променадной позиции;
- поворот под рукой;
- Вольта
5. Индивидуальное творчество
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.
Список литературы:
1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо). – НМЦ, 1981.
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.
4. Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 1964.
5. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
6.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
7.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
9. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
11.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003
12. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для студ. хореограф.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2004.
13.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
14.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.
15. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.-М.,1991.
16.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1961.
17.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003
18. Казаринова Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области: Учебное пособие.- Пермь,2002.
19. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
20.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
21. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
22.Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов культуры и искусств. – М.: МГИК, 1994.
23. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст. культуры. – М.: Искусство, 1981.
24. Комарова Т.С.Условия и методика развития детского творчества.-М.,1994.
25. Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.
26.Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. 27.Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
28. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. – М.: Просвещение, 1981.
29. Овчаренко Е. Народно-сценический танец. – Барнаул, 1996.
30. Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000.
31. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
32. Смирнов Е.В. Северная кадриль: (шесть танцев). – Петрозаводск. Карелия, 1977.
33.Хворост И. Белорусские народные танцы. – Минск, 1977.27. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам:Учебно-методическое пособие.-Санкт-Петербург:изд.ООО «Синус Пи»,136с.,с ил. Шашкова Т.В.
Рекомендуемые сайты:
1. www.edu.ru/ Российское образование федеральный портал
2. http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ps.1september.ru Газета «Первое сентября»
4. http://www.globaldance.info/
5. www.dancesport.ru - самый популярный сайт о спортивных бальных танцах.
Рекомендуемая литература для детей:
1.Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1985.
2.Балет. Энциклопедия. Москва. Современная энциклопедия. 1986.
3.Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.
4.Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1989.
5.Блок Д.Д. Классический танец. История и современность. Искусство, 1987.
6.Погодина Е.В. 16 уроков для будущих джентльменов и принцесс. Харьков,
«Фимео», 1997.
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» (М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (С.П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы» (М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы» (М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу» (М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие» ( М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие» (М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие» (М.: ВЛАДОС, 2008)
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие» ( СПб.: Детство-пресс, 2001)
2. Технические средства обучения - ноотбук, музыкальный центр, телевизор.
3. Экранно – звуковые средства: USB носитель, музыкальный сборник: «Детские песни», «Барбарики», «Непоседы», «Семицветики», «Волшебники двора».