12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Dana105
Работаю учителем ритмики и гончарного дела в коррекционной школе-интернате. Стаж работы 14 лет. I категория
Россия, Алтайский край, с.Алтайское
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
2

Статья «Коррекция физических и психических недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи ритмики и танца»

«Коррекция физических и психических недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи ритмики и танца»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"Алтайская общеобразовательная школа-интернат",

с. Алтайское, Алтайский район

Преподавание ритмики в коррекционной школе обусловлено необходимостью коррекции недостатков физического и психического развития школьников с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

В последние десятилетия научная дефектология познакомилась с новой формой детской дефективности. Сущность ее сводится к двигательной недостаточности. В то время как олигофрения характеризуется всегда главным образом теми или иными дефектами интеллекта, новая форма неправильного развития, сделавшаяся в последнее время предметом пристального изучения и практического педагогического и лечебного воздействия, сводится к недоразвитию моторного аппарата ребенка. Эту форму детской дефективности называют по-разному: моторной отсталостью, моторным инфантилизмом, двигательной недостаточностью

Ритмику в лечебных целях используют в психотерапии, как часть "терапии движением". Она позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, которые обеспечивают необходимую адаптацию, способствуют поддержанию положительного эмоционального фона настроения и установки на выздоровление.

При серьёзных отклонениях в психофизиологической сфере ребёнка ритмика используется в коррекционных целях.

Ритмика - специальный курс в коррекционной школе для детей начальных классов, предполагающий коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности; включение разнообразных упражнений, развивающих у детей с интеллектуальными нарушениями координацию, точность движений, ориентировку в пространстве, скорость двигательной реакции.

Во время занятий ритмикой, танцами дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решать следующие задачи:

формирование познавательной мотивации;

целенаправленное формирование высших психических функций;

преодоление трудностей во взаимодействии с окружающим миром, развитие разнообразных форм коммуникации;

развитие эмоциональной сферы, творческих способностей;

профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;

коррекция крупной и мелкой моторики, координации движений.

Основным принципом коррекционной ритмики является тесная связь движения и музыки, где организующим началом выступает музыка, ритм, что даёт возможность ребёнку овладевать "языком движений" и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру.

Уроки ритмики можно условно поделить на несколько частей:

Приветствие (поклон);

Разминка. Состоит из

- упражнений на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастических упражнений;

Разучивание танцевальных движений, постановка танцевальных композиций;

Упражнения-игры (под музыку и без), релаксационные упражнения;

Прощание (поклон).

В зависимости от целей и задач того или иного урока на каждую часть урока отводится различное количество времени.

Разучивание любых движений на уроке ритмики происходит по следующей схеме: показ движения с объяснением (без музыки, под счёт); медленное исполнение этого же движения вместе с детьми (без музыки, под счёт); закрепление выученного движения под счёт и музыку одновременно, несколько раз в разных темпах. Как показывает опыт, такая схема разучивания помогает ребёнку быстро и легко запомнить какое-либо упражнение.

Обязательно на уроках ритмики уделяется большое внимание формированию у детей правильной осанки, ведь она является ярким показателем уровня физического развития. Правильная осанка даёт экономию силы в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, создавая наилучшие условия для работы лёгких, сердца. Хорошая осанка способствует сохранению и укреплению здоровья.

Понять себя, почувствовать своё тело, развить ловкость, гибкость, способность чувствовать настроение музыки, партнёра, других танцующих помогает танец. Различные танцевальные композиции, в которых необходимо совмещать одновременно несколько задач (танцевать ритмично, под музыку, подстраиваться под партнёра или следить за другими танцующими), способствуют развитию координации, реакции, самообладания.

Владея хорошим чувством ритма, школьники быстрее овладевают двигательными навыками и умениями. Развивается чувство ритма – улучшается координация движений, точность, скорость двигательной реакции, что немаловажно во многих жизненных ситуациях любого человека.


 

Список использованных источников и литературы

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. - 144 с. - (Психологическая наука – школе).

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 – 136 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528с., с.221

Вайнер М. Э., Степанова О. А., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. // Под. ред. Кумариной Г. Ф. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 27-31,83-110 с.

Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: "Владос", 2003

Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для студентов деф. факультетов педвузов. – Киев: Вища школа, 2005.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. – 2010. – С.22-29

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.