Эссе «Почему именно сказка стала одним из любимейших жанров немецких романтиков?»
Почему именно сказка стала одним из любимейших жанров немецких романтиков?
Романтизм - явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, которое представляет собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется он утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
По месту и времени написания произведений немецкий романтизм можно разделить на два этапа: йенский и гейдельбергский.
Для первого, раннего этапа, отличительной чертой является философичность. У йенских романтиков звучал культ природы и поэтического созерцания, а искусство понималось как выражение абсолютной идеи, заключенной в природе.
Для романтиков второго этапа, в силу изменений в общественной жизни страны, встает задача национального освобождения и, как следствие этого, обостряется национальное чувство, вследствие чего самой близкой из наук для них стала филология. Своей задачей они видели собирание, изучение и популяризацию фольклора, поэтому сказка стала любимым жанром немецких романтиков того времени.
К жанру сказки писатели обращались не только представители гейдельбергского этапа, такие как также Ахим фон Арним, Вильгельм и Якоб Гримм, но и Новалис, являющийся самым талантливым и оригинальным из представителей йенской школы, а также Гофман, творивший в то же время, но не принадлежавший ни к одной из школ.
Также жанр сказки привлекателен тем, что в нём возможно смешение двух планов - реального и фантастического. Ведь высокий идеал и суровая действительность, ослепляющая мечта и мрачная реальность - эта вечная антитеза у романтиков. Таким образом, чем дороже для них свобода, тем горестнее осознавать власть необходимости, чем больше притязания, тем больнее принимать реальность, далекую от возможности эти притязания реализовать. Приём, совмещающий эти противоречия и характерный фактически для всех немецких сказок, получил название романтическое двоемирие.
Данный приём широко используется Гофманом, поэтому хотелось бы немного подробнее рассмотреть его сказки. Яркими его признаками обладает мир сказки «Золотой горшок». Здесь двоемирие реализуется через прямое объяснение персонажами происхождения и устройства мира, в котором они живут. Есть мир здешний, земной, будничный и другой мир, волшебная Атлантида, из которой и произошел когда-то человек. Система образов этой сказки также содержит в себе романтическое двоемирие: у главных героев есть двойники. Например, образы девушек, борющиеся за сердце Ансельма: Вероника, обыкновенная мещанская девушка с довольно-таки приземленной мечтой - удачно выйти замуж, и таинственная золотисто-зеленая змейка Серпентина, дочь царя Саламандра. Гофман вводит одну как бы сближающую их деталь – у обеих героинь глаза голубого цвета. Также двоемирие видно в образе самого Ансельма: он простой студент, в повседневной жизни достаточно неловок, неуклюж и даже смешон. В нём воплощен тип настоящего неудачника. Но он мечтателен и поэтичен, поэтому он способен видеть идеальное и волшебное в реальном и поэтому именно ему открывается сказочный мир. В финале мы можем встретиться с близким к двоемирию приемом, а именно с симметрией в композиции, которая достигается посредством описания двух помолвок.
Отзываясь о Гофмане, Одоевский ставил ему в заслугу изобретение «особого рода чудесного». Он писал, что «Гофман нашел единственную нить, посредством которой элемент реального может быть в наше время проведен в словесное искусство; его чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую — действительную; так что гордый читатель XIX века нисколько не приглашается верить безусловно в чудесное происшествие, ему рассказываемое; в обстановке рассказа выявляется все то, чем это происшествие может быть объяснено весьма просто, — таким образом, и волки сыты, и овцы целы; естественная наклонность человека к чудесному удовлетворена, и вместе с тем не оскорбляется и пытливый дух анализа...».
Многие русские и зарубежные критики подмечали мастерство Гофмана, причём не только в умелом использовании антитезы. Так В. Г. Белинский высоко ценил сатирический талант Гофмана, отмечая, что он умел «изображать действительность во всей ее истинности и казнить ядовитым сарказмом филистерство... своих соотечественников».
Таким образом, можно прийти к выводу, что Гофман в своих сказках использует не только приём двоемирия, но и гротескную форму описания. Её мы наблюдаем в сказке «Крошку Цахеса», где главный герой – Цахес, который предстает перед нами отвратительным и ужасным уродцем. Автор не жалеет красок для описания данного персонажа и одаривает его многочисленными сравнениями - то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой.
Одновременно Цахес и смешён читателю тем, что нелепо пытается слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, и в то же время страшен тем, что в его руках явная и несомненная власть. В его гротескно-фантастическом образе выражается неприятие действительности автором. Это же неприятие наблюдается и при описании мира, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам.
Создание такого мира, а также таких ярких и красочных противоречий возможно только благодаря выбору немецкими романтиками такого жанра, как сказка, которая позволила представителям данного течения наиболее броско и образно выразить себя в своих произведениях, при этом сохранив в них не только добросовестную научную достоверность, но и добавив авторский поэтический стиль.