Эссе «Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста»
Эссе
«Поддержка индивидуальности и
инициативы детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Дидус Людмила Сергеевна
МДОУ «Детский сад №14»
г.Ростов Ярославская область
2019 г
.
Я работаю в группе подготовительной, в которой группе 16 детей, из них 7 девочек и 9 мальчиков.
С помощью методики Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе», я провела анализ творческой инициативы детей и инициативы как целеполагание и волевое усилие.
Анализируя творческую инициативу я выявила, что 60 % детей соответствуют 3 уровню развитию инициативы. Они комбинируют разнообразные сюжетные эпизоды, активно создают предметную обстановку.
У 30 % воспитанников, творческая инициатива соответствует 2 уровню. Дети
разворачивают отдельные сюжетные эпизоды, использую не только условные действия, но и ролевую речь, в процессе игры переходят от одного отдельного сюжетного эпизода к другому.
Активно разворачивают несколько связанных по смыслу условных действий
- 10 % детей. Эти дети активно используют предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями, многократно воспроизводят понравившееся условное игровое действие с незначительными вариациями, что характерно для первого уровня развития.
Рассматривая инициативу как целеполагание и волевое усилие мною было выявлено, что 70 % детей обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы, фиксируют конечный результат, стремятся достичь хорошего качества, доводят работу до конца.
Развитие инициативы у 20 % воспитанников, соответствует 2 уровню. Дети формулирует конкретную цель, в процессе работы могут ее менять, фиксируя конечный результат.
У 10 % был выявлен 1 уровень развития инициативы. Дети были поглощены процессом, конкретная цель не фиксировалась, бросили работу, как только появились отвлекающие моменты и не вернулись к работе. Результаты представлены в приложение 1.
С помощью методики Фландерса, я провела анализ взаимодействия педагога с детьми на занятии. Результаты исследования представлены в приложении 2.
Занятие «Юные математики» проводилось в феврале 2019 г., на нем присутствовало 14 детей.
С помощью методики было выявлено, что наиболее часто использовались категории 4,5,8. Занятие представляло собой изучение нового материала, поэтому преобладала речь педагога.
При этом в речи преобладают вопросы открытого тип и вопросы стимулирующие мышление детей.
На организованной образовательной деятельности дети отвечали на вопросы педагога и высказывались по собственной инициативе.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что на занятии преобладал демократический стиль общения. Воспитатель побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, взрослых, насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна, что соответствует стандартам ФГОС.
В нашей развивающей среде существует уютное место для уединения детей. В группе есть шатер, в котором ребёнок может отдохнуть.
В соответствии с программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе оборудованы различные развивающие центры.
Цент двигательной активности. Создавая это центр, я сделала акцент на укреплении физического и психического здоровья детей. В центре имеются: картотека подвижных игр, загадки о спорте магнитофон, наглядные пособия по видам спорта, массажные дорожки, атрибуты для подвижных игр. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Центр математики содержит разнообразный счётный, наглядный материал, раздаточный материал. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера с приложениями.
В речевом центре достаточно игр на звукопроизношение, звукоподражание, игры и пособия на развитие фонематического слуха. Имеется картотека артикуляционных упражнений.
Цент творчества создан для художественно – эстетического развития детей, мелкой моторики, творческого воображения. В центре творчества имеются: книжки-раскраски с образцами, альбомы для рассматривания росписей, краски, мелки, фломастеры цветные карандаши, пластилин, кисти, ножницы, доски для лепки, трафареты по темам, банки, стеки.
Центр сюжетно - ролевой игры. Цель этого направления является приобщение детей к социокультурным нормам, воспитанию коммуникативных навыков, развитию творческого воображения.
Используются разные виды игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт, фигурки животных. Результаты наблюдения представлены в приложении 3
Проанализировав РППС, я сделала следующие выводы: РППС требует доработки. Требуется дополнить центр речевого развития: дополнить играми и пособиями на развитие фонематического слуха, подобрать игры на развитие словаря и грамматического строя речи, игры на развитие связной речи. Приобрести спортивный инвентарь. А также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному развитию детей.
Однако разнообразной развивающей среды и демократичного стиля общения педагога с детьми не достаточно для поддержки и развития инициативы детей. Важно создать условия, способствующие принятию детьми самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей.
Я планирую организовывать в группе «Утренний сбор» для обсуждения проблем, планирования индивидуальной и совместной деятельности.
В процессе проведения «Утреннего сбора» дети сами будут осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Не менее важным, для реализации интересов и способностей детей, является отведение времени в режиме на занятия по выбору - где они учатся самостоятельно делать выбор темы для изучения.
Так же я планирую активно использовать метод «Проблемного обучения».
С помощью которого, дети будут систематически включается в поиск решения новых для них вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у них происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Поэтому нужно более тесно организую свою работу с родителями по развитию и поддержки инициативы тетей.
Это позволит не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью, нацеливая родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности.
Планирую провести родительское собрание на тему «Развитие и поддержка детской инициативы», так же чаще предлагать родителям учувствовать в создании образовательных проектов.
Поддерживая детскую инициативу и понимая, как развивается дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить его интересы и способности, которые даны ему природой.
Приложение 1
Результаты исследования по методики Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе»
Возрастная группа дошкольного возраста 6-8 лет
1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой) | 1 уровень. В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. (3-4 года) | 2_уровень Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных ' сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками). (4-5 лет) | 3 уровень Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные композиции в рисовании). 6-7 лет) |
никогда | иногда | иногда | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | иногда | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
иногда | обычно | иногда | |
иногда | обычно | иногда | |
никогда | никогда | обычно | |
иногда | обычно | никогда | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | обычно | иногда | |
иногда | обычно | никогда |
Дата заполнения 25.02.2019 г.
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) | 1 уровень. Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней | 2 уровень Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может . менять, цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина") | 3 уровень. Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца |
никогда | иногда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | иногда | обычно | |
никогда | иногда | обычно | |
никогда | иногда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | обычно | иногда | |
никогда | обычно | иногда | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | обычно | иногда | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | никогда | обычно | |
никогда | иногда | обычно | |
обычно | иногда | никогда |
«Уровни развития творческой инициативы»
«Уровни развития инициативы как целеполагание и волевое усилие»
Приложение 2
Результаты исследования методики Фландерса
«Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии»
Реакция педагога на действия детей | 1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания. |
Собственная инициатива педагога | 4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа. б) вопросы открытого типа в)вопросы, стимулирующие мышление. |
Разговор детей | 8. Ответы ребенка педагогу на его вопросы. |
Номер категорий взаимодействия | 1 | 2 | 3 | 4а | 4б | 4в | 4г | 5 | 6а | 6б | 7 | 8 | 9 | 10 |
Количество | 6 | 10 | 12 | 6 | 8 | 10 | 4 | 11 | 0 | 0 | 2 | 7 | 12 | 2 |
Приложение 3
«Таблица наблюдения РППС»
Наблюдаемый критерий | Оценка | ||||
Разнообразие материалов и оборудования, которое позволяет ребенку сделать выбор | Центр двигательной активности | Центр математики | Речевой центр | Творчество | Сенсорики, сюжетно-ролевых |
Картотека подвижных игр. Загадки о спорте магнитофон. Наглядные пособия по видам спорта. Массажные дорожки. Атрибуты для подвижных игр. | Счётный, наглядный материал. Раздаточный материал. Дидактические игры по ФЭМП (блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера с приложениями) | Игр на звукопроизношение, звукоподражание. Пособия на развитие фонематического слуха. Картотека артикуляционных упражнений. | Книжки-раскраски с образцами. Альбомы для рассматривания росписей. Краски, мелки, фломастеры цветные карандаши, пластилин, кисти, ножницы, доски для лепки, Трафареты по темам. Банки, стеки. | Различные виды игр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт. Фигурки животных. | |
Доступность (я могу это взять) – уровень ребенка (высоты) | В целом по группе – доступна. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство. | ||||
Трансформируемость (я могу сделать среду под себя) | В целом по группе – трансформируемая. Возможно её изменения в зависимости от образовательной ситуации. | ||||
Уединение | Есть возможность: существует уютное место для уединения детей |
8
Бурых Елена Владимировна