12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ludmila Didus28
4

Эссе "Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста»





Эссе

«Поддержка индивидуальности и

инициативы детей

дошкольного возраста»







Воспитатель: Дидус Людмила Сергеевна

МДОУ «Детский сад №14»

г.Ростов Ярославская область















2019 г



.

Я работаю в группе подготовительной, в которой группе 16 детей, из них 7 девочек и 9 мальчиков.

С помощью методики Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе», я провела анализ творческой инициативы детей и инициативы как целеполагание и волевое усилие.

Анализируя творческую инициативу я выявила, что 60 % детей соответствуют 3 уровню развитию инициативы. Они комбинируют разнообразные сюжетные эпизоды, активно создают предметную обстановку.

У 30 % воспитанников, творческая инициатива соответствует 2 уровню. Дети

разворачивают отдельные сюжетные эпизоды, использую не только условные действия, но и ролевую речь, в процессе игры переходят от одного отдельного сюжетного эпизода к другому.

Активно разворачивают несколько связанных по смыслу ус­ловных действий

- 10 % детей. Эти дети активно используют предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми зна­чениями, многократно воспроизводят понравившееся условное игровое действие с незначительными вариациями, что характерно для первого уровня развития.

Рассматривая инициативу как целеполагание и волевое усилие мною было выявлено, что 70 % детей обозначают конкретную цель, удержива­ют ее во время рабо­ты, фиксируют конечный результат, стремятся достичь хорошего качества, доводят работу до конца.

Развитие инициативы у 20 % воспитанников, соответствует 2 уровню. Дети формулирует конкретную цель, в процессе работы могут ее менять, фиксируя ко­нечный резуль­тат.

У 10 % был выявлен 1 уровень развития инициативы. Дети были поглощены процессом, конкретная цель не фиксировалась, бросили работу, как только появились отвлекаю­щие моменты и не вернулись к работе. Результаты представлены в приложение 1.

С помощью методики Фландерса, я провела анализ взаимодействия педагога с детьми на занятии. Результаты исследования представлены в приложении 2.

Занятие «Юные математики» проводилось в феврале 2019 г., на нем присутствовало 14 детей.

С помощью методики было выявлено, что наиболее часто использовались категории 4,5,8. Занятие представляло собой изучение нового материала, поэтому преобладала речь педагога.

При этом в речи преобладают вопросы открытого тип и вопросы стимулирующие мышление детей.

На организованной образовательной деятельности дети отвечали на вопросы педагога и высказывались по собственной инициативе.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что на занятии преобладал демократический стиль общения. Воспитатель побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей, взрослых, насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна, что соответствует стандартам ФГОС.

В нашей развивающей среде существует уютное место для уединения детей. В группе есть шатер, в котором ребёнок может отдохнуть.

В соответствии с программой, возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе  оборудованы различные развивающие  центры.

Цент двигательной активности. Создавая это центр, я сделала акцент на укреплении физического и психического здоровья детей. В центре имеются: картотека подвижных игр, загадки о спорте магнитофон, наглядные пособия по видам спорта, массажные дорожки, атрибуты для подвижных игр. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детейпредусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

Центр математики содержит разнообразный счётный, наглядный материал, раздаточный материал. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера с приложениями.

В речевом центре достаточно игр на звукопроизношение, звукоподражание, игры и пособия на развитие фонематического слуха. Имеется картотека артикуляционных упражнений.

Цент творчества создан для художественно – эстетического развития детей, мелкой моторики, творческого воображения. В центре творчества имеются: книжки-раскраски с образцами, альбомы для рассматривания росписей, краски, мелки, фломастеры цветные карандаши, пластилин, кисти, ножницы, доски для лепки, трафареты по темам, банки, стеки.

Центр сюжетно - ролевой игры. Цель этого направления является приобщение детей к социокультурным нормам, воспитанию коммуникативных навыков, развитию творческого воображения.

Используются разные виды игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт, фигурки животных. Результаты наблюдения представлены в приложении 3

Проанализировав РППС, я сделала следующие выводы: РППС требует доработки. Требуется дополнить центр речевого развития: дополнить играми и пособиями на развитие фонематического слуха, подобрать игры на развитие словаря и грамматического строя речи, игры на развитие связной речи. Приобрести спортивный инвентарь. А также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному развитию детей.

Однако разнообразной развивающей среды и демократичного стиля общения педагога с детьми не достаточно для поддержки и развития инициативы детей. Важно создать условия, способствующие принятию детьми самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей.

Я планирую организовывать в группе «Утренний сбор» для обсуждения проблем, планирования индивидуальной и совместной деятельности.

В процессе проведения «Утреннего сбора» дети сами будут осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Не менее важным, для реализации интересов и способностей детей, является отведение времени в режиме на занятия по выбору - где они учатся самостоятельно делать выбор темы для изучения.

Так же я планирую активно использовать метод «Проблемного обучения».

С помощью которого, дети будут систематически включается в поиск решения новых для них вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у них происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Поэтому нужно более тесно организую свою работу с родителями по развитию и поддержки инициативы тетей.

Это позволит не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью, нацеливая родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности.

Планирую провести родительское собрание на тему «Развитие и поддержка детской инициативы», так же чаще предлагать родителям учувствовать в создании образовательных проектов.

Поддерживая детскую инициативу и понимая, как развивается дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить его интересы и способности, которые даны ему природой.

Приложение 1

Результаты исследования по методики Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе»

Возрастная группа дошкольного возраста 6-8 лет

1. Творче­ская инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

1 уровень. В рамках на­личной пред­метно-игровой обстановки ак­тивно разверты­вает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно ис­пользует пред­меты-заместители в условном игро­вом значении. (3-4 года)

2_уровень Имеет первона­чальный замысел, легко меняющий­ся в ходе игры; принимает разно­образные роли; при развертыва­нии разнообраз­ных отдельных ' сюжетных эпизо­дов подкрепляет условные дейст­вия ролевой ре­чью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

(4-5 лет)

3 уровень Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует раз­вернутое словесное комментирование

игры через события и пространство (что - где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история предметном -макеты, сюжетные композиции в рисовании). 6-7 лет)

никогда

иногда

иногда

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

иногда

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

иногда

обычно

иногда

иногда

обычно

иногда

никогда

никогда

обычно

иногда

обычно

никогда

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

обычно

иногда

иногда

обычно

никогда

Дата заполнения 25.02.2019 г.

2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продук­тивной деятель­ностью)

1 уровень. Поглощен про­цессом; конкрет­ная цель не

фиксируется; бросает работу, как толь­ко появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней

2 уровень Формулирует

конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может . менять, цель, но фиксирует ко­нечный резуль­тат ("Получилась машина")

3 уровень. Обозначает конкретную цель, удержива­ет ее во время рабо­ты; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к пре­рванной работе, доводит ее до конца

никогда

иногда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

иногда

обычно

никогда

иногда

обычно

никогда

иногда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

обычно

иногда

никогда

обычно

иногда

никогда

никогда

обычно

никогда

обычно

иногда

никогда

никогда

обычно

никогда

никогда

обычно

никогда

иногда

обычно

обычно

иногда

никогда





t1624886285aa.gif

«Уровни развития творческой инициативы»


t1624886285ab.gif

«Уровни развития инициативы как целеполагание и волевое усилие»












Приложение 2

Результаты исследования методики Фландерса

«Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии»

Реакция педагога на действия детей

1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.
2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения. Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.
3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории.

Собственная инициатива педагога

4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа.
а)вопросы закрытого типа

б) вопросы открытого типа

в)вопросы, стимулирующие мышление.
г)вопросы, методически нецелесообразные. Не относятся сюда вопросы, в которых звучит  неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя ждать?»
5. Рассказ. Сообщение информации.
6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:
а)указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной форме;
б)указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.
7. Критические замечания. Цель - пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные высказывания.

Разговор детей

8. Ответы ребенка педагогу на его вопросы.
9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

Номер категорий взаимодействия


1


2


3






5




7


8


9


10

Количество

6

10

12

6

8

10

4

11

0

0

2

7

12

2



t1624886285ac.gif



Приложение 3

«Таблица наблюдения РППС»



Наблюдаемый критерий

Оценка

Разнообразие материалов и оборудования, которое позволяет ребенку сделать выбор

Центр двигательной активности

Центр математики

Речевой центр

Творчество

Сенсорики, сюжетно-ролевых

Картотека подвижных игр.

Загадки о спорте магнитофон.

Наглядные пособия по видам спорта.

Массажные дорожки.

Атрибуты для подвижных игр.








Счётный, наглядный материал.

Раздаточный материал. Дидактические игры по ФЭМП (блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера с приложениями)


Игр на звукопроизношение, звукоподражание.

Пособия на развитие фонематического слуха. Картотека артикуляционных упражнений.

Книжки-раскраски с образцами. Альбомы для рассматривания росписей. Краски, мелки, фломастеры цветные карандаши, пластилин, кисти, ножницы, доски для лепки, Трафареты по темам.

Банки, стеки.


Различные виды игр.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт. Фигурки животных.

Доступность

(я могу это взять) – уровень ребенка (высоты)

В целом по группе – доступна. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.


Трансформируемость (я могу сделать среду под себя)

В целом по группе – трансформируемая. Возможно её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Уединение

Есть возможность: существует уютное место для уединения детей


8


Опубликовано


Комментарии (1)

Бурых Елена Владимировна, 29.06.21 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Так это эссе или отчёт?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.