Экспериментирование с водой как средство познавательной инициативы детей дошкольного возраста

8
0
Материал опубликован 4 May 2021 в группе



Экспериментирование как средство познавательной инициативы

детей дошкольного возраста.




«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываются на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

К.Е.Тимирязев



С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.

В процессе экспериментирования наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень познавательной активности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

«Что быстрее растворится»:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.


Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.


Эксперимент:

Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.



Несколько занимательных опытов, которые можно провести с ребенком дома.


Лавовая лампа


Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.


t1620108126aa.jpg

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.








Вулкан

Нужны: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт: вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка слепите небольшой вулкан – для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

t1620108126ab.jpg t1620108126ab.jpg

Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.





Перебегающая водичка

Нужны: три стакана два с подкрашенной водичкой, один пустой, а так же две бумажные салфетки.

Опыт: Поместите один конец салфетки в стакан с водой, другой – в пустой, повторите тоже самое с другой салфеткой. В итоге в пустой стакан начнут перетекать жидкости из соседних.



t1620108126ac.jpgt1620108126ad.jpgt1620108126ad.jpg


Объяснение: На этом опыте можно объяснить ребёнку принципы смешивания цвета: жёлтый с красным даёт оранжевый, синий с жёлтым – зелёный и т. д.







 






Выращиваем кристалл


Нужны: нитка, вода, соль.

Опыт: Для начала подготовьте нитку: вы можете взять как обычную прямую нитку, или сделать из неё разные фигуры. Кристалл получится такой же формы, как и она. В сильно солёную воду опускайте нить и оставляйте. Вода должны быть настолько солёной, что соль не должна растворяться в ней. Кстати, по желанию можно окрасить воду, чтобы получить цветной кристалл.


t1620108126ae.jpg








Объяснение: Этот опыт займёт от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от того, какой кристалл вы хотите.

 

 




 

 Воспитатель Жукова Т.И. д.с.№1 «Солнечный»

 

 

 

 

 

 

 



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации