Индивидуальность сюжетной ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Индивидуальность сюжетной ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Современное совершенствование системы дошкольного образования в соответствии с принципами гуманизации, индивидуализации и культурного соответствия обусловило признание самоценности периода дошкольного возраста и переход от педагогики обучения к педагогике развития, направленной на субъектную позицию ребенка. Поэтому на современном этапе существует объективная необходимость поиска эффективных методов развития дошкольного образования. В связи с этим возрастает роль игры как ведущей деятельности дошкольников.
Ролевые игры (РГ) — это совместная развлекательная деятельность, имеющая множество вариантов. Детей привлекает таинство игры, ощущение, что все в их власти, а также то, что, когда, играя ребенок может действовать как взрослый и подражать поведению взрослых.
Ролевые игры превосходят игровым действиям с игрушками, так как игры с игрушками ограничены по разнообразию, а иногда имеют место обычные манипуляции. Как правило, дети ставят в игре 1–2 игровые цели, что также обедняет их игровое содержание. Одной из основных причин такой ситуации является разрушение естественного механизма приобретения игровой культуры. Как и любая другая деятельность человека, ролевая игра не возникает спонтанно. Дети усваивают игры через погружение в игровую среду. Это происходит закономерно, когда дошкольник вовлекается в общение разных возрастных групп, в том числе детей нескольких поколений. Однако на современном этапе наблюдается устойчивая тенденция снижения неформального общения между разными возрастными группами на разных этапах развития дошкольника. Другая причина – снижение активности ребенка в приобретении знаний об окружающей действительности, что является основой для различных игровых сюжетов.
Важно отметить, что на современном этапе существуют объективные и субъективные причины исключения ролевой игры из жизни ребенка и подрыва потенциальных функций игры. Детские игры, особенно ролевые, однообразны по содержанию и сюжету. Для них характерны повторяющиеся сюжеты, преобладание манипуляции над образным отражением действительности.
Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют очень ограниченное разнообразие игровых сюжетов. В общем, выполняют стандартные сюжеты, не проявляя творческой фантазии. Дети не используют свои знания об обществе для создания сюжетов.
Следует отметить, что именно игровая деятельность способствует социализации детей, их ориентации в человеческих отношениях, приобретению первых навыков сотрудничества. Процесс подготовки ребенка к школе реализуется в игре и через нее. Различные игры являются эффективным способом воспитания, обучения, развития и коррекции.
Основной задачей этой статьи является определение эффективности интеграции педагогических условий с традиционным комплексным методом ролевой игры и методического обеспечения игровой деятельности старших дошкольников на основе индивидуальных сюжетов.
Ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества в результате смещения места ребенка. Традиционный комплексный подход к развитию игровой деятельности детей предполагает непосредственное обогащение социального игрового опыта, развитие игровых умений, создание предметно-игровой среды, использование методов прямого и косвенного руководства.
Организация игровой деятельности – это процесс построения игровой деятельности, требующий активного участия взрослого. Еще одним действенным условием обогащения социального игрового опыта детей и развития игровых навыков является организация общения между возрастными группами, что помогает ребенку усвоить различные ролевые позиции в игре, ее внутренние правила и особенности взаимодействия через наблюдение за играми старших детей, которые имеют больше социального и игрового опыта. Кроме того, общение между разными возрастными группами дает возможность старшим детям принимать на себя более значимые для них главные роли, а младшим, принимающим второстепенные роли в игре, поддерживать сюжет игры и через погружение в неё.
Медиа, визуальные и звуковые образы вызывают эмоциональную реакцию ребенка, что очень важно для восприятия информации. С помощью мультимедийных презентаций дети старшего дошкольного возраста могут ознакомиться с видеофрагментами и фотографиями игр старших детей, которые дают возможность передать свой игровой опыт.
Моделирование окружающей среды с помощью двухмерных карт, трехмерных сюжетных моделей и настольного театра, которые дети создают вместе с педагогом. Собранные пособия можно хранить в комнате и использовать как косвенное напоминание о возможности развития сюжетной линии без непосредственного участия взрослого, что повышает самоорганизацию ребенка.
Видеоролики и изображения в презентации должны сочетаться с минимумом текстовой информации; возможность комбинировать разные сюжетные линии и таким образом развивать свою способность создавать сюжеты; приобретение ими игровых навыков, требующих непосредственного участия в игре взрослого.
При подготовке мультимедийных презентаций, которые будут использоваться в качестве наглядных пособий для обогащения социального игрового опыта, отражать жизнь в игровых атрибутах, в сюжетах и игровых действиях.
Развитие игровой деятельности на каждом этапе старшего дошкольного возраста не может быть эффективным без целенаправленного руководства взрослых. Без руководства воспитателя ролевая игра дошкольников может развиваться стихийно, некоторые игровые компоненты, такие как ролевые и игровые действия, творчество, не будут сформированы, и игра потеряет свои возможности для развития дошкольников.
В результате индивидуализации сюжетов ролевых игры можно констатировать следующие положительные изменения в разработке ролевых игр: расширено содержание игры; дети станут проявлять творчество в игровых сюжетах и игровых действиях; их ролевая речь станет более подробной; о способах реализации сюжета дети будут думать заранее; они начнут объединять знания из разных источников.
Дети принимают активное участие в распределении ролей, стараются действовать в соответствии со своей ролью, проявляя опыт, приобретенный в разновозрастном общении, например, при распределении ролей. Дошкольники стараются расширить свою игровую группу, демонстрируют самостоятельность и координацию действий при создании предметно-игровой среды. Игры станут более продолжительными за счет увеличения игровых действий детей, а также за счет того, что дети научатся выполнять две-три роли, попеременно отражающие многообразие социальных ролей в реальной жизни.
Таким образом, руководство игровой деятельностью дошкольников должно основываться на принципах комплексности, целостности и индивидуализации. В качестве эффективных педагогических условий развития игровой деятельности старших дошкольников можно выделить следующие:
- внедрение мультимедийных технологий для обогащения социального игрового опыта дошкольников;
- Организация разновозрастного общения для взаимообогащения детского социального игрового опыта и развитие их игровых навыков;
- Введение игровых материалов и атрибутов в предметно-игровую среду для развития навыков создания сюжета у детей;
- Индивидуальный дифференцированный подход к планированию ролевых игр и непосредственному руководству.
Список использованной литературы
1.Белешева А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры / А.Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11–6. – С. 24–26.
2.Хачатрян С.Ф. Роль сюжетно - ролевой игры в формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / С.Ф. Хачатрян // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-2 (63). - С. 105-108.
3.Шарапова С. А. Игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7-2. – С. 176-177.
4.Шарапова С. А. Основные направления развития и обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста под влиянием игровой позиции воспитателя / С.А. Шарапова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2013. - №9. – С. 120-125.
4