Эссе на тему «Я — педагог»
Эссе «Я – педагог».
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Каждый человек, оканчивая школу, думает о том, чем он будет заниматься в дальнейшей жизни. Обстоятельства, а может и сама судьба, сделали за меня мой выбор. В детский сад пришла работать сразу после школы. Размышляла о важности профессии воспитателя и учителя, пока не прочитала мудрые слова Николая Михайловича Амосова: «В жизни есть два крепких якоря – работа и дети. А все невзгоды и трудности можно перенести».
Действительно, приходя на работу, общаясь со своими воспитанниками, забывала о сложностях, проблемах, состоянии здоровья. Своей непосредственностью, а иногда и «детской мудростью» учили, лечили, стимулировали меня к саморазвитию и свершениям. Прошло с того дня уже много лет. И теперь я счастлива, что у меня есть эти «два якоря».
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Это призвание. В зависимости от обстоятельства ему приходится выступать в разных ролях. Психолог, доктор, музыкант, актер, фокусник, конструктор, художник …. Хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда занят своим делом, и незаменимым, когда нужна помощь и поддержка. Профессия педагога – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Ее особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребенка. Известна притча о звезде, стремящейся к исполнению своей мечты. Увидеть и поддержать маленькую звездочку, не дать ей пропасть, а помочь стать ярче. Желание – вера – действие – вот алгоритм успеха!
Мое педагогическое кредо просто и известно: «Все начинается с любви». Идея о том, что детей нужно любить, известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством. Но и сегодня эта мысль нуждается в защите, как мысль новая, даже дерзко новая. Бесспорно, что научное наследие ученых и педагогов - практиков является основой построения педагогики сотрудничества. Однако, ни одни методические разработки, ни научные статьи, ни учебники, сами по себе не смогут помочь научиться любить детей. Очень трудно любить каждого ребенка. Хорошо, когда он послушен, умен, добр, обладает всеми положительными качествами. Но такого не бывает. Что делать с капризами, упрямством, непослушанием? Принять ребенка таким, каким он есть, ценить и заботиться настолько, чтобы он стал интересен себе и другим людям. Необходимо создать такую атмосферу, где всем детям будет хорошо и уютно. Свое взаимоотношение с детьми я строю на уважение к ним, к их интересам и проблемам. В каждом ребенке вижу личность и индивидуальность.
Антон Семенович Макаренко считал, что дисциплина - это не метод воспитания, а его результат. Это основной принцип моей педагогической деятельности.
Развитие системы образования не может осуществляться иначе, чем через инновационный процесс. Каким должен быть воспитатель 21 века? Каково мое место в педагогическом сообществе?
Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Это, прежде всего, стремление к получению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, изучению инновационных технологий. Педагог должен быть способным преобразовывать, проектировать свою профессиональную деятельность, реализовывать в ней гуманно личностный потенциал инновационных технологий.
Одним из самых успешных и продуктивных инновационных направлений, используемых в своей педагогической деятельности, считаю проектную деятельность. Это всегда творческое самовыражение, индивидуальный подход к детям, взаимодействие с родителями. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат, развиваются разнообразные виды самостоятельной деятельности дошкольников. Эффективность данной технологии можно передать словами американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».
Стремлюсь развивать в детях такие личностные качества, как инициативность, любознательность, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, которые позволят ему комфортно и эффективно существовать в обществе.
Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного
результата, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано единое сообщество «семья – дети – педагог», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Стараюсь дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии своего ребенка, показываю им, что вижу в них единомышленников. Выработала правила общения с родителями: всегда быть в хорошем настроении, находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное об их ребенке; прислушиваюсь к ним, для того, чтобы понять, в каком направлении работать, что продолжать, а что следует изменить.
Педагог, который прошел совместно с детьми творческий путь к познанию, вступает с ними в особые, доверительные отношения. Нравственные результаты более ощутимы, если происходит живой диалог детей и педагога, если «учится» и взрослый, и ребенок. Рождается совместная радость от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте. Именно с этих мгновений и начинается доверие, уважение, человечность!