Эссе « Взгляни на свой труд… Чужими глазами!»
Конечно, я выразился не совсем точно… И вот почему. Эти глаза совсем не чужие. Это глаза моих учеников. В учебном процессе есть два субъекта – учитель и ученик. Учитель учит, ученик учится. Давая ученикам различные задания и проверяя их, учитель видит реальные результаты ученика, даёт им оценку. Учитель оценивает работу учеников. Казалось бы, всё правильно. Но ведь в процессе обучения субъекты должны взаимодействовать и на этапе оценки труда. Я имею ввиду то, что и ученику можно давать оценку труда учителя. Согласитесь, что это наше слабое звено. Ведь не каждый учитель согласится на такое. А ведь эта обратная связь нужна. Попробую показать это на собственном примере.
В своей педагогической деятельности я уделял большое внимание развитию интереса ученика к предмету. Сначала это были биологические бои после изучения темы. Потом появились игры «Автограф», идею я повзаимствовал у своей коллеги из района. Эти игры шли «на ура» в лицейских классах. Старался разнообразить игры. Так появилась игра «Один в поле воин», когда один ученик играл против своих одноклассниц. Потом была ярмарка по теме «Домашние животные». Каждая команда «продавала» на ярмарке своё животное. Неподражаемой была команда учителей всех школ города, сумевшая привести на ярмарку «живое» чучело лошади. Потом появились марафоны. В «Лесном марафоне» в одном из его этапов против команды старшеклассников лицейского класса играла команда работников лесхоза.
Работая в Москве, я сумел создать систему интеллектуальных игр сначала для начальной школы, потом для детского сада. Незаметно для себя выстроил цикл игр для обобщающих уроков по всем основным темам школьного курса. Весь этот материал в моих книгах, которые я выпустил в издательстве «Учитель» и «Планета».
Для осуществления обратной связи я использовал анкеты и отзывы. Анкеты всегда давал только выпускникам на последнем уроке. Кроме прочих вопросов в анкету всегда включал три:
1. Справедливо ли оценивали ваши знания?
2. Каким было Ваше отношение к уроку биологии?
3. Есть ли у Вас пожелания и замечания в мой адрес?
До сих пор очень жалею, что не сохранил эти анкеты. Дети более тонкие психологи, они сразу чувствуют человека. Именно поэтому мне были важны их высказывания. Они вдохновляли, показывали, над чем надо было мне поработать.
Последние 5 лет я работал в обычной общеобразовательной школе. Из всех своих классов я всегда выделял 9В, класс живой и открытый. И именно этот класс я попросил написать отзывы о наших интеллектуальных играх. Публикуя из отзывы, я их не редактирую, сохраняя ученический стиль письма
«Я хочу сказать Вам, Евгений Алексеевич, что Ваши игры являются, наверное, самыми яркими и весёлыми событиями в нашей школьной жизни. Мы очень благодарны Вам за проведение таких интересных уроков. Ни один из учителей не делал свой предмет настолько увлекательным.
Обычно после одного или нескольких проигрышей пропадает желание играть. Но Ваших игр это не касается. Играть хочется ещё и ещё, независимо от результатов. Отдельно хочется отметить биоаукцион. Он доставляет нам наибольшее удовольствие и заряжает азартом. Ещё раз спасибо. И желаю Вам создать и провести ещё больше таких игр. Искренне Ваш ученик 9В класса Бессонов Денис
Эта оценка не только эмоциональна, она ещё очень мудра. Играть не ради оценки за победу. Для Дениса важен дух самой игры. Но ведь это не только игра. Это урок обобщения , повторения, контроля знаний. При этом я не заставляю повторять материал, они делают это по собственному желанию. Думаю, что каждый учитель мечтает об этом.
А сейчас перед вами отзыв, который написал Святец Миша, скромный и незаметный в классе, держащий своё мнение при себе.
Интеллектуальные игры – очень хорошая идея, на мой взгляд, которая даёт стимул для общения, а также учит работать в коллективе. Игра разделена на различные «эстафеты», что исключает монотонность и скуку.
Все знания в процессе игры конвертируются в специальную валюту, на которую можно купить вопросы во время части игры « аукцион». Неплохо было бы ещё ввести возможность банка «умников», которое команда вкладывает под некий процент до следующей игры. А далее это оригинал выставляет мне оценки(!!!!). Да какие!
Общие оценки: идея - 5/5, организация – 5/5, разнообразие – 5/5
Согласитесь, что ученик ничего не слышал про коммуникативные результаты урока, но он это прочувствовал и выдал мне, заставив резко изменить мнение о себе. А ещё и сделал деловое предложение
После 9 класса мне дали профильный биолого-химический класс. И получилось так, что все ученики 9В пришли в него. Сейчас отзывы из анкет 10Б класса. Вот высказывание моего любимого ученика, Дамира Басырова. Про таких как он говорят, что это реальный пацан. Капитан хоккейной команды в своём клубе, крепкий хорошист, авторитетный человек в классе. Он, пожалуй, лучше всех чувствовал моё настроение и всегда понимал меня, знал, как правильно подойти ко мне с просьбой исправить оценку. ( Думаю, что в этом классе все ребята были похожи на него)
Мне очень нравятся игры, которые проводит Евгений Алексеевич по биологии. Мы узнаём много нового и повторяем пройденную тему в форме викторины. Каждый раз у всех команд море энергии. Все стараются выиграть, это такой накал страстей, словами просто не передать. А для победы нужно хорошо знать материал. Из этого вывод, что благодаря такой форме урока мы все стремимся больше знать. Также хочется отметить, что Евгений Алексеевич очень тщательно подходит к подготовке викторины. Очень бы хотелось показать наши способности перед другими учителями, чтоб они задумались о проведении уроков в такой форме. После подобных уроков появляется большой интерес к изучению предмета. Огромное спасибо за такие интересные уроки
Дамир абсолютно правильно отметил, что во время игры они не только повторяют, но и получают новые знания. Да и имеющиеся знания надо было применять в новых ситуациях. Но особенно важно то, что не он один, а все стремятся к новым знаниям.
Каждый год Евгений Алексеевич по окончании какой-либо темы проводит игры. Все очень любят и ждут этого «неформального» урока. Это прекрасная возможность узнать много нового и интересного. Это необычный способ повторить и подытожить пройденную тему в форме игры. На таких уроках мы учимся работать в команде, т.е, учимся доверию друг другу, терпимости, быстро думать. Евгений Алексеевич всегда очень интересно проводит эту викторину. Каждый раз он вносит что-то новое. Весь класс переполняют эмоции. Я думаю, что такой способ способствует более сильной работе, все стремятся качественно знать и изучать материал. Мы очень благодарны на некое разнообразие в «серых» буднях.
Это высказывание Пати Варданян повторяет мысль многих, что это урок неформальный. Они прекрасно видели, что на этом уроке и я включался в их игру, по нашим единым правилам, потому что до сих пор люблю играть. На игре была такая добрая атмосфера, что даже наш директор, зная это, откладывала свои дела и включалась в наши игры. Согласитесь, что очень приятно чувствовать вот такую обратную связь.
А вот что пишет наш лучший историк Дима Качалка. Хоть в школе и был нужный ему профиль в другом классе, он остался с нами, в МГУ он потом поступил на бюджет сразу. Играл он всегда замечательно, логически мыслил прекрасно.
Важнейшей особенностью учебного процесса на уроках биологии является проведение так называемых игр. Это новшество, внедренное новым учителем, оказалось ключевым фактором обучения.
У меня нет слов после « ключевого фактора обучения.»
Так нужна ли в образовательном процессе обратная связь для учителя?
Старшов Михаил Александрович
Евгений Алексеевич
Елена Викторовна
Евгений Алексеевич