12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимченко Насима Шарифяновна725
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

 

ГАОУ СПО

Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий

Методическая разработка занятия

по УД «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Тема: «Как отстоять своё право на труд»

Стерлитамак

2018

Утверждено Научно-методическим советом

Зав. методическим кабинетом

____________Н.Б.Дубанова

«__»____________2018
 

Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Тимченко Н.Ш.

Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №__ «___» __20__г

Председатель ПЦК ___ Тимченко Н.Ш.


 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Технологическая карта занятия

Список использованной литературы

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3


 

Пояснительная записка

Урок по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» на тему «Как отстоять своё право на труд», является повторительно-обобщающим уроком в рамках раздела «Труд и социальная защита». В ходе занятия рассматриваются вопросы связанные с трудовыми отношениями, особое внимание уделяется правовому регулированию труда несовершеннолетних работников.

Форма проведения урока – тренинг. Данный вид учебного занятия является одной из наиболее эффективных форм работы для усвоения знаний, инструментом для формирования умений и навыков, общения в доверительной атмосфере и неформальной обстановке.

Педагогической практикой доказано, что студент усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно. Когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает студентов в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.

В ходе проведения данного вида учебного занятия рекомендовано использовать следующие методы: дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, групповые упражнения, метод работы с видеоматериалами и нормативными документами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4


 

Технологическая карта урока:

Тема урока: « Как отстоять свое право на труд»

Цели:

Образовательная: повышение уровня информированности студентов в области трудового права;

Развивающая: совершенствование умений находить практическое

применение знаниям, создание условий для развития умений и навыков сотрудничества и эффективного поведения;

Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности, цивилизованного правосознания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.

Форма урока: тренинг.

Участники тренинга: студенты 3 курса; ведущий - преподаватель

Для проведения тренинга желательно использовать правила работы в группе, которые разрабатываются и принимаются совместно на рабочих уроках.

(их не должно быть много, достаточно пяти)

Содержание тренинга:

Организационный момент.

1.​ Актуализация темы.

2.​ Представление целей и задач.

3.​ Ожидания участников.

Вступительное слово преподавателя:

Сегодня, взрослым людям не всегда удается отстоять свои права и интересы


 

5

в трудовых отношениях, хотя они уже способны ориентироваться в различных ситуациях со знанием жизни.

Что же говорить о молодых людях, только начинающих свою карьеру. И хотя подростки – народ достаточно самоуверенный, считающий себя вполне взрослыми людьми, вероятнее всего, они плохо представляют всю сложность отношений, в которые включаются, устраиваясь на работу.

Уроку предшествует анкетирование, которое помогает определить, какие проблемы волнуют выпускников колледжа в связи с трудоустройством. На доске делаются надписи: «ожидания», «выполнено». В «ожиданиях» записываются наиболее распространенные вопросы, которые волнуют студентов. В конце урока предлагается вернуться к ожиданиям и отметить те, которые удалось выполнить.

Если на уроке не удаётся проработать все ожидания, возможно, разобрать их на следующем уроке или в индивидуальном порядке.

1.​ Первый информационный блок «Поиск работы, написание резюме» - сопровождается выработкой практического навыка написания резюме.

Цель данного блока – рассказать, что раньше работодатель встречал по одежке. Сегодня хорошего внешнего вида недостаточно. Нужно еще представить резюме – краткую информацию о себе.

Предлагается подумать над структурой резюме. Все варианты записываются на большом листе, если что-то упущено преподаватель вносит дополнения. Тренер (преподаватель) рассказывает о требованиях, которые предъявляются к заполнению резюме, и предлагает каждому участнику тренинга составить на себя резюме.

Затем все участники разбиваются на пары и оценивают резюме друг друга, делятся впечатлениями о проделанной работе (зачитывают желающие)

2.​ Второй информационный блок «Льготы для работающих несовершеннолетних и совмещающих работу с обучением»

Вниманию участников тренинга предлагается фильм «Трудовое право для несовершеннолетних», созданный студентами. К фильму составлены вопросы, по которым проводится беседа. В качестве закрепления теоретической части участникам тренинга предлагается заполнить трудовой договор.

Проверка правильности заполнения трудового договора. Затем следует

6

обсуждение, о сложностях, которые возникли при заполнении трудового договора.

3.​ Третий информационный блок «Трудовая дисциплина. Конфликты»

Разыгрываются две конфликтные ситуации, которые могут возникнуть на работе (появление в нетрезвом состоянии, невыполнение распоряжений начальника и др.) Последующее обсуждение позволит студентам выработать практические навыки поведения.

На рабочем месте достаточно много нарушений, поэтому для того чтобы отстаивать свои права и интересы в трудовых отношениях необходимо обладать не только определенными личностными качествами, позволяющими быть успешным в трудовой деятельности, но и знать действующее трудовое законодательство.

Для закрепления теоретической части в этом блоке проверяется знание трудового законодательства. Участники делятся на группы и решают задачи с помощью ТК РФ.

Взаимопроверка (участники зачитывают свои задачи группе и правильное решение, обсуждение)

4.​ Четвертый информационный блок « Как защитить свои права».

Проводится в форме лекции. Вниманию студентов предлагаются рекомендации, правила поведения, которые помогают человеку быстрее находить выход из сложных ситуаций, лучше приспосабливаться к окружающей обстановке, реализовать свои планы и достигать цели.

5.​ Завершение работы.

Подведение итогов. В заключение участникам тренинга предлагается вернуться к «ожиданиям», проверить, оправдались ли они, и заполнить таблицу «Я – высказывания».


 


 


 


 

7

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не согласен

Полностью

Не согласен

На тренинге я приобрел много новой информации

 

 

 

 

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

 

 

 

 

Информация, полученная мной на тренинге, пригодиться мне в дальнейшем

 

 

 

 

Я обязательно поделюсь полученной информацией с друзьями

 

 

 

 

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы

 

 

 

 

Домашнее задание: Заполните таблицу

Что получилось хорошо

Что мы могли бы улучшить.

Хотелось бы пожелать – занимайтесь тем делом, которое вы знаете, создавайте свои фирмы в той области, которая вам интересна.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8


 

Приложения:

​ 1 Объем информации, используемый на тренинге;

​ 2 «Поиск работы, написание резюме», структура резюме и требования к его написанию;

​ 3 «Льготы для работающих несовершеннолетних и совмещающих работу с обучением в вузе», вопросы к фильму;

​ 4,5 «Трудовая дисциплина. Конфликты», вопросы для обсуждения сценок, варианты задач по трудовому праву;

​ 6 « Как защитить свои права», рекомендации участникам тренинга.


 

Приложение № 1

«Объем информации, используемый на тренинге»:

Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», под ред. Тузова Д.О. М., 2013г.

Семина Л., Фесуненко И., Черткова Ю. «Право на каждый день» М.,2013

Практикум по трудовому праву. Под ред. Никонова Д.А. М.,2015г.


 

Приложение №2

Структура резюме:

- ФИО - знание иностранных языков

- Дата рождения - дополнительные навыки

- образование - основные черты характера

- дополнительное образование - функции работы в команде

- опыт работы - какой работой хотел бы заниматься

9

- выполняемые обязанности - начальная заработная плата

- семейное положение - хобби

- дети - домашний адрес

- владение компьютером

- контактный телефон

Хотя строгих правил написания резюме и не существует, но к его составлению можно предъявить несколько требований:

​ Резюме – это непросто листок бумаги. По нему составляют впечатление о вас;

​ Документ должен легко читаться и быть красивым;

​ Включайте только существенные подробности;

​ Многословное резюме может натолкнуть на мысль, что вы себя навязываете;

​ Для тех, кто только закончил учебное заведение, достаточно будет одной страницы;

​ Перечитайте резюме. Задайте себе вопрос: «Хотелось бы мне читать этот документ?» Если вы не в состоянии, пробежав страницу, получить общее представление о своем профессиональном багаже, вывод напрашивается сам собой.

​ Что получилось более удачно?

​ Какие моменты вызвали затруднение?

Хорошо составленное резюме побуждает работодателя не только ввести ваши данные в корпоративную базу о персонале, но и пригласить соискателя на собеседование. Если же это произойдет, то вам необходимо обратить внимание на некоторые моменты при приеме на работу и заключении трудового договора.


 

 

 

 

 

10

Приложение №3

Вопросы, составленные к фильму, по которым проводится беседа.

1.​ Что такое трудовой договор?

2.​ Какие условия составляют содержание трудового договора?

3.​ Как называется основной документ о трудовой деятельности, какие сведения составляют его содержание?

4.​ Какие нарушения допустил работодатель при приеме на работу?

5.​ Какие льготы в режиме работы предоставляются несовершеннолетним?

6. Имеет ли льготы молодой человек, совмещающий работу с обучением?

7. Какие ограничения в отношении видов работ существуют для подростков?

8. Какие существуют ограничения по увольнению несовершеннолетних?

 

Приложение № 4

Вопросы для обсуждения сценок:

1.​ Что это за проступки? Квалифицируйте их с точки зрения права?

2.​ Что можно предпринять, чтобы изменить поведение работника и работодателя?

3.​ Вы попадали в подобные ситуации? Если да, то расскажите.

4.​ Что вы чувствовали, когда рассказывали об этой ситуации всей группе?

 

Приложение № 5

Варианты задач по трудовому праву:

Задача № 1

Экономист Вершинина приказом директора треста была уволена по сокращению штатов. Вершинина обжаловала это увольнение в суде.

11

Суд вынес решение о восстановлении ее на работе, мотивируя его тем, что администрация предварительно не согласовала увольнение с профсоюзным комитетом. Правильно ли решение суда?

Задача № 2

За виновное неисполнение своих обязанностей директор ремонтной мастерской своим приказом объявил столяру Буянову выговор и оштрафовал его на пять тысяч рублей. Законны ли действия директора мастерской? Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены Трудовым кодексом?

Задача № 3

Работник Шальнов без уважительных причин на два часа опоздал на работу. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушел с работы на три часа раньше. Считая, что в течение рабочего дня работник Шальнов отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов, администрация уволила его за прогул. Что такое прогул? Ответьте, правомерно ли решение администрации? Ответ аргументируйте.

Задача № 4

Грузчик универмага Засухин появился на работе в нетрезвом состоянии и был отстранен от работы. От проверки в наркологическом пункте и дачи письменного объяснения он отказался, о чем были составлены соответствующие акты. В этот же день работник был уволен. Считая, что его уволили несправедливо, Засухин обратился за консультацией к адвокату.

Разъясните, законны ли действия администрации?

Задача № 5

Администрация обратилась в профком завода с просьбой дать согласие на увольнение Иванова за систематические нарушения трудовой дисциплины. В представлении администрация указала, что на протяжении года Иванов имел следующие взыскания: замечания, лишение премии, перенос отпуска на зимнее время. Профком завода отказался дать согласие на увольнение. Правильно ли поступил профсоюз?


 


 

12

Задача № 6

В связи с аварией группа слесарей была привлечена к работе в выходной день. На основании приказа по заводу за эту работу им был предоставлен через неделю другой день отдыха. Рабочие не согласились с таким решением. Двое из них просили присоединить отгул к очередному отпуску, а остальные – оплатить работу в двойном размере. Правомерны ли требования рабочих?

Задача № 7

Администрация торга пригласила старшего бухгалтера Агапову для составления годового отчета, предупредив ее в приказе о срочном характере трудового договора. Проработав один месяц, Агапова подала письменное заявление директору торга о расторжении срочного трудового договора, мотивируя свой уход обострением болезни ее дочери. Однако директор торга заявил, что годовой отчет еще не составлен, поэтому он не может подписать ее заявление. Каковы правила расторжения срочного договора?

Обоснованно ли возражение директора?

Задача № 8

Официантка кафе Ляпкова, уволенная по ст.81 п.5 ТК РФ, обратилась с иском о восстановлении на работе, считая, что причиной увольнения явилось неприязненное отношение к ней руководства кафе. Кроме того, она ссылалась на отсутствие дисциплинарных взысканий в течение последнего года.

Каков порядок увольнения работников по п.5 ст.81 ТК РФ? Кем рассматриваются трудовые споры, связанные с восстановлением на работе? Правильно ли произведено увольнение Ляпковой, если действительно в течение года не было ни одного дисциплинарного взыскания?

Задача № 9

17-летний работник Котов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2006г. Администрация не удовлетворила просьбу работника, заявив, что отпуск ему будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы, т.е. с 1 ноября. Котов обратился с жалобой в КТС. Составьте мотивированное решение КТС.

13

Задача № 10

После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Борисову (17 лет) был присвоен 3-й разряд, и по приказу директора завода они были направлены на работу в слесарный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов. Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права?


Задача № 11

При производстве ремонтных работ по газоснабжению работник в возрасте 17 лет, отработав дневную смену – семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что работодателем был объявлен выговор. Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.

Задача № 12

Работник, совмещающий работу с обучением по заочной форме в образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только сокращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50% среднего заработка. Законно ли решение работодателя? Дайте обоснованную правовую оценку этого решения.

Задача № 13

Государственное унитарное предприятие «Корунд» было приватизировано и преобразовано в ОАО. Первое общее собрание акционеров приняло решение об увольнении всех работников, не являющихся акционерами.Законно ли данное решение? Кто из работников и в каком порядке может быть уволен при смене собственника имущества организации?

Задача № 14

17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету «Биржа труда». В ней они увидели объявление о приеме на следующие вакансии:


 

14

- швея на швейное производство

- рабочий на лакокрасочное производство

- кондуктор автобуса

- продавец в продовольственный магазин

- секретарь судебного заседания в районный суд

- крупье в казино.

Могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Дайте мотивированный ответ.

 

Приложение № 6

Возможно, вы еще не выбрали свою будущую профессию и некоторые из вас наверняка не знают, где будут работать: станут владельцем фирмы или останутся наемными сотрудниками.

Тем не менее, есть несколько правил, которые нужно четко себе представлять:

1.​ Как известно, привычки вырабатываются смолоду. Так что самое время завести привычку читать те документы, которые вы подписываете. Не бойтесь показаться занудой – внимательно прочитайте все, что должны будете подписать.

2.​ Не забудьте завести для себя трудовую книжку и внимательно следите, чтобы при приеме на работу, пусть даже самую маленькую фирму, она тщательно заполнялась. Смешно, конечно, думать о пенсии, когда тебе 16-17 лет, но когда она все же придет, то ваш стаж будет исчисляться именно по трудовой книжке.

Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с законами и со ссылкой на них.

Если же вы решите уволиться по собственному желанию, то не забудьте письменно известить об этом начальство за две недели до реального ухода с работы.


 

15

3.​ Еще одно золотое правило, которое вы должны помнить, устраиваясь на работу - трудовое законодательство едино как для государственных, так и для частных организаций. И хотя печать у хозяина, как правило, лежит в столе, а не в бухгалтерии или отделе кадров, и кажется, что он в любую минуту может «казнить, или помиловать» любого своего сотрудника, это чисто внешнее различие.

4. Если же нарушения все же случились, то можно обратиться в суд с иском, суд решит спор с администрацией.

Использованная литература:

Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», под ред. Тузова Д.О. М., 2013г.

Семина Л., Фесуненко И., Черткова Ю. «Право на каждый день» М.,2013

Практикум по трудовому праву. Под ред. Никонова Д.А. М.,2015г.

Интернет- ресурсы:

http://www.duma.gov.ru/

http://www.akdi.ru/gd

http://www.government.ru/

http://www.rg.ru/

http://www.kodeks.ru/

http://www.egarant.ru/

http://www.consultant.ru/

http://www.law.rambler.ru/

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.