Эссе «Я учитель»
Я себя рисую мелом… на доске рисую смело!
Солнышко в лучах ярких! Солнце у меня внутри…
Одна Маленькая Душа спросила Бога:
— Кто же я?
—Ты есть Свет, — улыбнулся Бог.
Притча
Как же трудно определить одним словом, кто ты есть. Я не Бог, чтобы сделать это безошибочно. Но мне по душе фраза: «Ты есть Свет!». Так чтобы понять, что такое свет, надо стать его частью. Поэтому когда-то давно я решила стать частью школы… и в сентябре 1999 года впервые перешагнула ее порог в новом качестве, в качестве учителя. Мне 22, а им по 15-16, некоторые выше меня, выглядят старше, может, увереннее… Идет урок литературы, Слава опять не готов, начинается перепалка, и я тогда не сдержалась, словом, первый блин вышел комом. И таких моментов за 15 лет было немало. Все эти неудачи и переживания – это плата за опыт, за профессию, в которой есть свои солнечные и пасмурные дни. Пусть я этого не замечаю, но мой ребенок привык спать при свете. Мама ночами проверяет домашние задания и контрольные работы. Мама задерживается допоздна на родительских собраниях, чтобы рассказать беспокойным взрослым об успехах их чад. Мама пропускает утренники в детском саду и выступления на школьных праздниках, ведь у нее много работы. Мама пишет рабочие программы и готовится к тысяче мероприятий, комиссий и открытых уроков, но мама не перестает любить семью, детей, свою работу, которая наполняет светом солнца всю жизнь:
Мудрость солнца необыкновенна...
Тихо светит миллиарды лет,
освещая темноту вселенной -
и не ждет взаимности в ответ.
Дарит щедро жизнь всему живому,
согревая всех своим теплом,
светит ярко доброму и злому -
и не сожалеет ни о чем.
А когда его закроют тучи -
также в небе светит без обид,
через тучи посылая лучик,
не сходя с намеченных орбит.
Вот бы солнце поделилось с нами
мудростью своей! Но посмотри:
светишься ты счастьем временами.
Значит солнце - у тебя внутри…
Да, в жизни было и очень много светлого, солнечного и радостного. Я пытаюсь запомнить каждого ребенка, что приходит ко мне на занятия. До сих пор меня радуют их былые победы и тревожат детские проблемы. Мы часто с ними говорим о смысле жизни, а всегда ли я отчетливо понимаю: правильные ли слова были подобраны в данной ситуации. В чем состоит моя миссия в качестве учителя? Каким педагогом я себя представляю?
Безусловно, хочется быть идеальным наставником, но мир так несовершенен!
Как говорят дети, идеальный учитель - это тот, кто не ставит двойки и не задает домашние задания. Родители же наоборот хотят видеть такого педагога, который задает много, но при этом любит детей и с радостью идет на работу.
Так каким же должен быть хороший учитель? Как говорил Роберт Рождественский:
В учителе — мудрость талантливо-дерзкая,
Он солнце несет на крыле…
Учитель — профессия дальнего действия,
Самая главная на Земле!
Эту талантливую дерзость, свое солнце на крыле я впервые почувствовала в 5 классе на уроках литературы молодой учительницы Юлии Алексеевны. Мою жизнь она наполнила чудом, открыла маленькую дверь в большой мир. Вот тогда я захотела стать учителем, вот тогда меня «научили летать». На уроке проходили «Маленького принца». С одной планеты на другую вела нас тогда мне казавшаяся идеальной учительница русского языка и литературы. Она будто советовалась с нами доверительно и душевно, как с лучшими друзьями. О чем бы она не говорила, все у нее согревалось личным отношением, каким-то одухотворением. Направляла ли она нас на воображаемую экскурсию либо школьный класс превращался в корабль.
Все было так естественно - получить крылья для духовных путешествий и отправиться за ней в далекий космос приключений. Свои крылья я не вернула, а забрала себе, чтобы стать таким же проводником в мир прекрасного, чтобы стать учителем.
Тогда это была только мечта, сейчас - моя реальность, а она бывает и радужной, и мрачной. Невероятный поток информации, который устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно «втиснуть» в программы. Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта ученик не может считаться подготовленным к жизни.
Вот именно сейчас я отчетливо стала понимать, что учитель - «самая главная профессия на Земле!». А еще профессию учителя характеризует самоотверженность. Приходится отдавать большую часть своей жизни работе, своим маленьким подопечным, жить их заботами, дарить им частичку своей души. В русском языке есть такое слово — подвижник. В нем сочетаются два важных понятия: «движение» и «подвиг». Эти понятия наиболее точно выражают суть учительского труда. Учитель — это тот человек, который ведет нас сквозь годы детства и юности, ежедневно совершая незаметный подвиг. Я всегда стараюсь помнить об этом и стремиться к идеалу. Поскольку там, в школе, остались мои шестиклашки, которые искренне переживают за меня, желают, несомненно, победы. И есть уже выпускники, которые имеют своих детей, но для меня остаются теми же девятиклассниками, которые хотят дежурить в столовой, не любят учить стихотворения наизусть и занудные правила по русскому.
Они заглядывают в мою жизнь яркими вспышками солнца. Это вспышки желания знаний с лучиками ярких вопросов. Дети – это вечный двигатель, который заставляет меня идти все дальше и дальше, думать и развиваться, молодеть с каждым новым выпуском, потому что после больших приходят пятиклашки, и мне снова двенадцать, как и большинству из них. Мне важно научить их работать осознанно и самостоятельно, научить общаться и сотрудничать. Я снова слушаю их и читаю им как в первый раз, вкладывая не только классическое знание, но и веру в чудо, веру в себя.
Сегодня много рассуждают о том, как подготовить ребенка к жизни, какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому, раскрыть заложенные в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным?
Однозначного ответа вам никто не даст. Так же как никто не научит тебя быть идеальным учителем. Нужно просто честно делать свое дело, стремиться к совершенству и поступать по совести, а уж насколько ты был идеальным педагогом, ответят твои ученики, ведь учитель - профессия «дальнего действия», «он велик своими учениками». Добавлю лишь, что успешные люди – результат упорного труда. На протяжении многих веков сохраняются в памяти народа имена и дела лучших людей, недаром проживших свою жизнь, таких людей, которые оставили новому поколению наследство своего опыта, таланта, знаний, ума, сердца и света. Вот об этом я мечтаю, таким человеком хочу стать!
И хотелось бы, чтобы в конце моего жизненного пути, когда меня окутает саван, пришли тысячи учеников, сотни коллег, десятки внуков и правнуков и вспомнили меня добрым словом.
Но я молода и передо мной еще большой путь. Какой он будет? Думаю, что придется много трудиться, преодолевать трудности, но жизнь обязательна будет озарена солнечным светом и согрета детской любовью!
Ирина Эйдук