Естественно-научная грамотность.

5
1
Материал опубликован 29 June

Слайд 1. «Функциональная грамотность в современном образовании»

Естественно –научная грамотность.

Слайд 2

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах.

Одна из задач естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях.

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка.

Слайд 3.

Рассмотрим некоторые из методов и приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности на конкретных примерах.

Решение открытых задач. (исследовательских, изобретательских (ТРИЗ)).



t1719623587aa.gif



Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время, найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую».

Слайд 4. Открытые задачи.

Предлагаю вам погрузиться в мир открытых задач

У вас в бланке с заданиями есть примеры таких задач:

1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?

2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?

3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?

5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.

Слайд 5 . Задача для решения . Практическая работа.

Одну из подобных задач я предлагаю вам решить:

«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»

Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

Слайд 6. Возможные ответы.

1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).

2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).

3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)

4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник»)

5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)

6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)

7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)

8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)

- Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным решением?

Слайд 7

Моделирование

(Метод проектов. Исследовательский метод).

Моделирование - исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала.

Слайд 8. Виды моделей

 При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.

Слайд 9. Практическая работа.

Создание модели безопасного поведения на водоёмах.

Задание направлено на применение правил безопасного поведения.

- Прочитайте текст. Заполните таблицу.

«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту.

Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям.

Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня?

-Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».

Слайд 10. . Возможный ответ



Опасности

Действия Вани










Опасности

Действия Вани

Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду.

Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь.


Саша может отвлечь внимание Вани разговорами и не уследить за Серёжей.

Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь следить за ним.

Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу.

Не нырять и не уплывать далеко.


Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма).

Вести всех к знакомому месту купания.




Слайд 11. Дидактические игры (Игровой метод).

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Не смотря на то, что ведущей становится учебная деятельность, игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский.

Слайд 12 Практическая работа «Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)

Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.

Из дневника путешественника:

t1719623587ab.png

Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 13. Ответ

От станции наш путь шёл по дороге до железного моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал.

- Напиши письмо, используя условные знаки.

t1719623587ac.jpgt1719623587ad.gift1719623587ae.gif t1719623587af.png

Слайд 14. Заключение.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

Приложение.

Продуктивные задания по владению функциональной грамотностью

Задание должно соответствовать следующим критериям :

-интересный заголовок

-зажигательность задания

-наличие образовательной проблемы (задачи)

-личностная значимость задания для ученика

- наличие практической жизненной ситуации



«Тоска зеленая»

Нина и Катя – ученицы 4-го класса затеяли между собой спор. Нина утверждала, что животные не умеют тосковать. По ее мнению , ни птицы, ни насекомые , ни крупные животные не могут грустить. Только на человека , по мнению Нины иногда находит «тоска зеленая». Катя же отстаивала противоположную точку зрения : « Любому живому организму бывает грустно» .

-Что вы думаете по этому поводу? Помоги девочкам разобраться в их споре.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где указанные слайды?

29 June

Похожие публикации