Проектно-исследовательская работа «Компетенции естественно-научной грамотности»
КОМПЕТЕНЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
КОМПЕТЕНЦИЯ: НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ
«Подвесной мост Бас-Шен через реку Мен в Анже (Франция) рухнул в 1850 году, когда по нему маршировал батальон солдат. Бушевала гроза, дул сильный ветер. Солдаты ускорили шаг, и тросы, на которых держался мост, не выдержали. Погибли 220 военных и трое гражданских. Длина моста составляла 102 м, его поддерживали два железных троса. Специалисты сходятся в том, что если бы они не были так окислены, то мост бы выдержал.»
Из мировой истории.
Ответ:(В этом фрагменте рассматривается явление резонанса).
Резонанс возникает, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой вынуждающей силы. Пример – качели: чтобы сильно раскачать даже тяжёлые качели, нужно толкать их в такт их же колебаний. Если солдаты шагают в такт раскачивающегося моста, то мост начинает сильно раскачиваться, и цепи разрываются. При строительстве зданий и мостов резонанс, безусловно, учитывается.
Задание
О каком явлении говорится в тексте?
Инерция
Резонанс
Индукция
Диффузия
Объясните свой выбор.
Оцениваемые умения |
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
|
Проверяемая компетентность |
Научно объяснить явления |
|
Проверяемое познавательное действие |
Вспомнить и применить научно-естественные знания |
|
Контекст – описание ситуации |
Выбор явлений из текста |
|
Знание содержательных элементов |
Механические колебания |
|
Знание процедур |
Интерпретация данных. Выводы. |
|
Уровень сложности задания |
Низкий |
|
Форма задания |
Множественный выбор |
|
Описание содержания текста задания |
Описывается ситуация, связанная с колебаниями |
|
Описание вопроса задания (действий обучающегося по выполнению задания) |
Выбор вариантов, правильно описывающих явления |
|
Максимальный балл |
2 балла |
|
Описание полного верного ответа |
1 3 |
|
Описание подходов к формированию критериев оценивания |
Верно даны оба ответа |
2 балла |
Дан один верный ответ |
1 балл |
|
Ответ есть хотя бы один неверный или отсутствует |
0 баллов |
|
Применять соответствующие естественно- научные знания для объяснения явления |
Предложена ситуация, для объяснения которой используется программный материал |
|
КОМПЕТЕНЦИЯ: ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрите рисунки!
А Б В Г
Какие пары (или пару) проводников следует выбрать для проведения эксперимента с целью доказать, что сопротивление проводника зависит от его площади поперечного сечения? (В)
Какие пары (или пару) проводников следует выбрать для проведения эксперимента с целью доказать, что сопротивление проводника зависит от его длины? (А)
Какие пары (или пару) проводников следует выбрать для проведения эксперимента с целью доказать, что сопротивление проводника зависит от рода вещества? (Г)
Оцениваемые умения |
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
Распознавать и формулировать цель данного исследования |
Сформулировать цель исследования по краткому описанию его хода или действий исследователей |
Проверяемая компетентность |
Понимать особенности естественнонаучного исследования |
|
Проверяемое познавательное действие |
Описать и оценить способы, которые используют ученные , чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений |
|
Контекст – описание ситуации |
Объяснение использования прибора с наилучшей точностью |
|
Знание содержательных элементов |
Электрические явления |
|
Знание процедур |
Способы повышения точности измерений |
|
Уровень сложности задания |
Низкий |
|
Форма задания |
Выбор |
|
Описание содержания текста задания |
Описывается ситуация, связанная со сопротивлением |
|
Описание вопроса задания (действий обучающегося по выполнению задания) |
Выбор варианта, правильно указывающего влияние характеристик на сопративление |
|
Максимальный балл |
2 балла |
|
писание полного верного ответа |
3 |
|
Описание подходов к формированию критериев оценивания |
Дан верный ответ |
2 балл |
Ответ неверный или отсутствует |
0 баллов |
|
|
|
КОМПЕТЕНЦИЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫВОДОВ
Вагон движется равноускоренно с ускорением -0,5 м/с2. Начальная скорость вагона равна 54 км/ч. Через сколько времени вагон остановится? Постройте график зависимости скорости от времени. Найдите скорость вагона через 20с. |
Оцениваемые умения |
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения |
|
Преобразовывать одну форму представления данных в другую |
Преобразовывать одну форму представления научной информации в другую |
|
Проверяемая компетентность
|
Интерпретация данных и естественнонаучных доказательств для получения выводов |
|
Проверяемое познавательное действие |
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
|
Контекст – описание ситуации |
Техника |
|
Знание содержательных элементов |
Знание механических явлений |
|
Знание процедур |
Представление данных на графиках, |
|
Уровень сложности задания |
Средний (так как в школе не изучается) |
|
Форма задания |
С развёрнутым ответом |
|
Описание содержания текста задания |
Описывается ситуация, в которой значимым является анализ и интерпретация данных по ускорению и скорости движения. для получения правильного вывода |
|
Максимальный балл |
2 балла |
|
Описание полного верного ответа |
Ответ: Вагон остановится через 30с. Через 20с скорость будет 20м/с. |
|
Описание подходов к формированию критериев оценивания |
Верно дан ответ, и приведено пояснение |
2 балла |
Дан верный ответ, но пояснение неверное или отсутствует |
1 балл |
|
Ответ неверный или отсутствует |
0 баллов |
Подготовила: учитель физики Егшатян Л.А
19.04.2022г.