12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мосиенко Анна Владимировна83

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38







Методическая разработка

Задания на формирование естественно-научной грамотности

возраст учащихся- 13-14 лет (7 класс)

номинация –естественно-научная




Мосиенко Анна Владимировна

учитель географии 1 к.к













Введение


На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся. Согласно интегрированной образовательной программе процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой этому является владение навыками функциональной грамотности на высоком уровне, что будет способствовать конкурентоспособности в области образования, а в дальнейшем быть востребованным в выбранной учеником профессии.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

В своей педагогической деятельности я работаю над темой формирования естественно-научной грамотности у учащихся, т.к. являюсь учителем географии.

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Основная цель школьного естественнонаучного образования отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также в случаях анализа вопросов, связанных с практическим применением достижений естественных наук.

Начиная работать в данном направлении, я столкнулась с проблемой отсутствия достаточного объема заданий по формированию естественно-научной грамотности в области географии по сравнению с другими предметами естественно-научного цикла, такими как физика, биология, химия. Задания по этим дисциплинам представлены значительно шире.

Поэтому целью моей работы является разработка собственных заданий по формированию естественно-научной грамотности в области географии.

В данной работе представлены разработанные мною задания для 7 класса по теме «Литосфера», направленные на формирование естественно-научной грамотности у учащихся



















Описание методической разработки


Задания выполняются на основе текста, который надо внимательно прочитать и отличаются разной степенью сложности. Они начинаются от более простых - выберите один или несколько правильных ответов (задания 1,2,3), установите соответствие (задание 4) до более сложных- объяснения причин тех или иных явлений по данной теме (задания 6,7). Задания 8,9и 10 направлены на экспериментальную деятельность. Также есть задание, направленное на развитие картографических умений учащихся (задание 5).

Ниже представлены текст и задания.





















Методическая разработка

Задания на формирование у учащихся естественно- научной грамотности

7 класс тема «Литосфера»


Тихоокеанское огненное кольцо – это полоса вулканов, фактически каждый из которых является действующим. Все они окаймляют океан, от чего и получили свое название. Среди них имеются гейзеры, которые, по словам ученых, намного опаснее вулканов. Предсказать их извержение почти невозможно. Где находится? Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо представляет собой область, расположенную по периметру одноименного океана. Здесь располагается множество действующих вулканов. Всего на планете таковых насчитывается 540 - это те, что известны человечеству. Среди них 328 располагаются непосредственно в огненном кольце.

Протяженность и расположение этого природного явления: на западе – начинается в камчатском полуострове, проходит через Японские, Филиппинские и Курильские острова, захватывает Новую Гвинею, Новую Зеландию. Заканчивается в Антарктиде. Здесь вулканы не действуют. Они покрыты ледяной шапкой, из-за чего катастрофы не происходят; на востоке – начинается на севере Антарктиды, проходит через острова Огненной Земли, Анды, Кордильеры и Алеуты. Несмотря на меньшую территориальную принадлежность, количество вулканов на обеих территориях примерно одинаковое, просто они посажены на востоке более густо. Некоторые небольшие гейзеры и вулканы располагаются на многочисленных небольших островах Тихого Океана.



1.Прочитайте текст и выберите правильные варианты ответов

А) Камчатка входит в состав Тихоокеанского огненного кольца

Б) Вулкан Везувий входит в состав Тихоокеанского огненного кольца

В) В данном районе происходят цунами

Г) В данном районе часто случаются пожары

Д) Острова Огненная Земля получили такое название потому что находятся в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

Е) США не входит в состав Тихоокеанского огненного кольца.



2.Укажите, какие из перечисленных стран входит в пределы Тихоокеанского огненного кольца

Индия

Чили

Италия

Австралия

Индонезия

Япония


3.Какая причина обусловила образование Тихоокеанского огненного кольца

Данный район расположен в районе действия муссонов

Данный район расположен в районе возникновения сильных лесных пожаров

Данный район расположен на границе литосферных плит

Данный район расположен в зоне землетрясений

4. Установите соответствие

1.Тихоокеанское огненное кольцо А. Перу

2.Альпийско-Гималайский складчатый пояс Б. Испания

В. Греция

Г. Филиппины


5.Занесите следующие географические объекты в таблицу

Марианский, Сулавеси, Камчатка, Ява, Индокитай, Кракатау, Шивелуч, Тамбора

Моря

Острова

Полуострова

Вулканы

Желоба


















6. Объясните, почему в Австралии нет действующих вулканов.

7. Какая форма рельефа преобладает в пределах Тихоокеанского огненного кольца? Почему?

8. Из результатов своих исследований сходства берегов Африки и Южной Америки А. Вегенер в своей книге «Дрейф материков» предположил, что раньше на Земле существовал один единый материк. Как с точки зрения научного метода, можно назвать такую запись в книге А. Вегенера?

9. Используя физическую карту мира и карту строения земной коры в атласе, подтвердите или опровергните предположение А. Вегенера

10. Рассчитайте, какое расстояние «пройдет» Тихоокеанская плита за 100 лет, используя карту Строения земной коры в атласе























Заключение

Приведенные выше задания были использованы мною на уроках географии и во внеурочной деятельности. С более простыми заданиями справилась большая часть учащихся. Наибольший интерес вызвали задания, касающиеся экспериментальной деятельности. У учащихся наблюдается повышение учебной мотивации, желание разобраться и выполнить данные задания. Считаю, что надо продолжать работу в данном направлении, не смотря на то, что это достаточно сложно и занимает много времени.























Список использованной литературы

1. Естественно- научная грамотность учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» АОО «Назарбаев. Интеллектуальные школы». Астана, 2014

2.Сборник эталонных заданий. Креативное мышление (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль – М: «Просвещение», 2020.- 79 с.

3. Сборник эталонных заданий. Глобальные компетенции (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. – М: «Просвещение», 2020.-126 с.

4. https://media.foxford.ru/critical-thinking/

5. https://4brain.ru/critical/









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.