12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Анастасия Евгеньевна340
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
4

Статья «Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики»

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики.


 

Одна из задач России государственного масштаба — занять высокие позиции в мировых рейтингах школьного образования. Поэтому формирование функциональной грамотности — и естественно-научной грамотности — одна из важных задач. Часто педагоги, даже не знакомые с термином «естественно-научная грамотность», интуитивно предлагают ребятам решать задачи из реальной жизни. Но важно, чтобы такое обучение велось системно.

Естественно-научная грамотность является целью естественнонаучного школьного образования.

Естественно-научная грамотность – это единство знаний, умений и позитивной

ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и

готовности личности использовать имеющиеся естественно-научные знания для решения

теоретических и практических задач в учебной, практической и любой другой

деятельности учащегося. Говоря проще, это естественно-научные знания в действии.

Создание позитивного отношения к науке можно считать главной целью формирования естественно-научной грамотности в школе: важность науки в жизни, заинтересованность в решении проблем обеспечат мотивацию учеников к процессу обучения.

При разработке заданий по ЕНГ по физике учитываются два вида знания: знание

процедур и знание содержания. Перечень процедурного знания отражает перечень приемов научного познания. К ним относятся знание методов научного познания (наблюдение,

эксперимент, измерение); моделирование явлений и процессов; проведение

прямых и косвенных измерений; выбор условий проведения опытов; выбор

способа измерений, представление и интерпретация данных; точность

измерений и способы уменьшения погрешности; знание правил безопасного

труда при проведении исследований.

Начиная с первых уроков физики у школьников должно формироваться

представление об этапах метода научного познания: наблюдение явления и установление закономерностей явления; выдвижение гипотезы для объяснения закономерностей; создание модели явления и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы; открытие физических законов или создание физической теории; объяснение других явлений на основе открытого закона или выдвинутой теории.
Важнейшей задачей при изучении физики в основной школе является освоение обучающимися умений проводить прямые и косвенные измерения на реальном лабораторном оборудовании и записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности.

С чего можно начать обучение естественно-научной грамотности у обучающихся?

Практикуйте речевую разминку

Спросите у меня о чём-нибудь… — говорит педагог ученикам. — О чем? — удивляются ученики. — Можете узнать, какое у меня настроение. — А какое у вас настроение? — Плохое… Ученики обязательно спросят, кто виноват, что делать, чем можно помочь и когда плохое настроение пройдет. Учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию. Постепенно темы могут усложняться: можно обсудить вопросы о вымирании динозавров, планетах солнечной системы или предложить ребятам задать вопрос, на который они не знают ответа.

Метод проектов.

На уроках физики можно использовать следующие типы проектов:

1. творческие проекты- проявление и развитие своих способностей;

2. ознакомительно-ориентировочные, предполагающие аналитическую работу с информацией;

3. практико-ориентированные (прикладные) изготовление нужных и полезных для окружающих вещей.

4. исследовательские проекты.

Опыты и эксперименты

Эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности является проведение опытов и экспериментов, методов исследования в управляемых условиях.

Кроме реальных опытов и экспериментов можно использовать задания с их описанием.

Одно такое задание мы сейчас выполним.

Оно направлено на извлечение вывода из опыта, объяснение явления с привлечением новых знаний. «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотрите результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Назовите вывод из опыта и ответ на вопрос».

Вывод из опыта: (выслушиваются мнения педагогов) (Вывод из опыта: в воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?»

Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало).

Пример задания:

Прочитайте текст стихотворения

«Приставшие к берегу лодки,

Приплыли сушить паруса.

Чтоб не был их век столь коротким,

Под солнцем они в небесах

Теряют соленую влагу,

И тем продлевают свой век.

Трепещут подобные флагам

Под ветром. Когда его нет,

Под солнцем горячим, склонившись,

Всю влагу свою отдают,

С которой на время простившись,

Контрасты цветов создают……»

Борис Ханин

Используя информацию, заключенную в стихотворении Б. Ханина, укажите физическое явление,

лежащие в основе сушки парусов, а также перечислите факторы, влияющие на процесс сушки. Дайте развернутый ответ.

1 Компетенция (умение) Интерпретация данных и использование научных доказательств

2 Естественнонаучное знание

Испарение, факторы, влияющие на

скорость протекания процесса

3 Контекст Физические явления в окружающей жизни

4 Тип задания Поиск информации в тексте, ответы на вопросы

5 Уровень сложности Средний

Используйте цифровые ресурсы

Детям нравится, когда на уроке применяются нестандартные средства. Посмотреть обучающее видео, затем сделать задания и обсудить их можно с помощью различных цифровых ресурсов, которые используют педагоги в своей работе.

Естественнонаучная грамотность является основным компонентом функциональной грамотности, способствующим использованию учащимися научных методов при изучении окружающего их мира. Повышение уровня функциональной грамотности учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС, то есть за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.


 


 


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.