12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
2106198148
6

«Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Тема урока по русскому языку

в 5классе:

«Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»






Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Пономаренко М.Г.











Донецк - 2019






Тема урока: «Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»

Класс: 5

Дата: 14 февраля 2019 г.

Предмет: русский язык.

Тип урока:  урок формирование новых знаний.

Методы обучения: создание проблемной ситуации.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Базовый учебник. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Ладыженской.

Цели: 
-познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные; 
-углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных;
-учить решать проблемные задачи;
-закреплять ранее изученный материал; 
-обогащать словарный запас, развивать мышление и речь учащихся; 
-воспитывать интерес к урокам русского языка. 
Задачи:

Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм, отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.

Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие воображения в процессе учебной деятельности, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи при ответе на вопросы, совершенствование процессов памяти при ответе на вопросы, развитие словарного запаса при подборе синонимов, развитие слухового восприятия при прослушивании материала.

Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, умения работать индивидуально и в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Оборудование: учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А. и др.; карточки с заданиями для индивидуальной работы.

План урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Изучение нового материала

Физминутка.

Мобилизующий этап урока.

Закрепление нового материала

Итоги. Рефлексия.

Домашнее задание


Ход урока


Организационный момент. Психологический настрой урока.

1.1. Приветствие. Звучит музыка (фон )

УЧИТЕЛЬ:

- Ребята, представьте, что вы в сказке. Вот пошёл сильный снег, подул сильный ветер и выглянуло солнышко, снежинки стали медленно ложиться на землю.

- Все снежинки оказались на родной земле. Они обрадовались хорошему дню и улыбнулись друг другу.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я всем желаю здоровья! Я рада видеть ваши лица, улыбки. и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
- Ребята, сегодня 14 день февраля, что это за праздник? Что вы знаете об этом празднике?

Высоким чувством окрыленный,
Когда-то в давние года
Придумал кто-то День Влюбленных,
Никак не ведая тогда,
Что станет этот день любимым,
Желанным праздником в году,
Что днем Святого Валентина
Его с почтеньем назовут.
Улыбки и цветы повсюду,
В любви признанья вновь и вновь…
Так пусть для всех свершится чудо –
Пусть миром правит лишь любовь!

- Я всех поздравляю с этим праздником, потому что именно сегодня Вы можете сказать самые тёплые и нежные слова людям, которые вам дороги.

Аутотренинг.

- Настроиться на серьёзную работу нам поможет аутотренинг( положили голову на парту, закрыли глаза и повторяем за мной).

Я – личность творческая.

Я уверен в своих силах.

Я умею сопоставлять и анализировать.

Я буду активно работать на уроке.

Я желаю одноклассникам и гостям успеха и хорошего настроения.


- Девиз нашего урока:

« Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться»


Актуализация опорных знаний.

2.1.Повторно-обучающая работа.
- Ребята, какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

- Какую часть речи?

- Для того, чтобы добиться успеха, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем об имени существительном и что нам пригодиться в пути.


Индивидуальное задание.

Орфографическая минутка ( 1 человек у доски)

Вставить пропущенные буквы в словах.

Вырастить, подросли, Ростов, цитировать, цыганский, шоссе, шелковый, циркач, предлагать, уложить, Ростислав, цыплята, крыжовник, шепот. 



- Назовите имена существительные и объясните свой выбор:

Шоссе, циркач, росток, цыплята, крыжовник, шепот. 
- Назовите одушевленные существительные. 

Циркач, цыплята.
- Как называются остальные существительные? 

- Неодушевленные.
- Какая ещё орфограмма присутствует в этом диктанте (большая и маленькая буквы в словах Ростов, Ростислав)



Соберём « Рюкзак знаний» (ПРОВЕРКА В ПАРАХ)

-В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь…

- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да»:

* Имя существительное – это часть слова? (нет)

* Имя существительное – это часть речи? (да)

* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет)

* Имя существительное обозначает предмет? (да)

* Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (нет)

* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (да)

- Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак?

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?)

Лирическая минутка

- Ребята, перед вами стихотворение узбекского поэта Раима Фархади «Земные слова». Послушайте его и подумайте, о чём оно.
На всех языках
есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Любовь. Красота.
Кто б ни был,
любому понятны они.
Слова путеводные наши огни…
…Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть
должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда
Останутся с нами
другие слова,
В них гордая сила
людского родства:
Мир. Дружба. И радость
высокой волной.
Мы люди.
Мы дети планеты одной.
-В этом стихотворении много существительных. Какие существительные вы читали с удовольствием? Почему? (Мать. Родина. Счастье. Хлеб.  Они вызывают тёплые чувства, с ними связана наша жизнь, наши мечты.)
--Какими красками вы бы их раскрасили
? (Яркими, разноцветными.)
--А какие имена существительные неприятны вам? Почему?
(Война, разоренье, жестокость, вражда. Они напоминают о горе, страданиях; таких слов не должно быть.)
 --Какой цвет бы вы  использовали для их написания в данном стихотворении? (Чёрный цвет, потому что он символизирует страх и жестокость.)

- Назовите  одушевлённые имена существительные: (мать, дети, люди);

- Назовите  неодушевлённые имена существительные: (Родина, счастье, мечта, красота и др. )

- Как вы напишите слово Родина? А слова Отечество? Отчизна?

- Какова основная мысль? (Мы – люди, а значит должны жить в мире, любви и дружбе и использовать только добрые слова.)

- Давайте на уроке мы будем писать, думать только о хорошем и добром


Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.


Сценка

В кабинет заходит ученик и говорит:

- Девочку из нашего класса просят прийти в школьный музей после 6 урока!

- А какую девочку? – удивляется учитель. – У нас много девочек!

- По-моему, её зовут Лиза…

- А у нас две Лизы!

- Вспомнил! Лизу Дашутину!

- Ну, это другое дело, теперь всё понятно!

УЧИТЕЛЬ:

- Можем ли мы узнать, о ком идёт речь, если используем существительное «девочка»?

- Какие существительные помогают нам в таких случаях избежать путаницы?


- А кто догадался, о каких именах существительных пойдет речь на нашем уроке?

- Впишите пропущенные слова темы нашего урока.

Обратите внимание на правильное написание этих слов.

Эти удивительные _______________ и __________________ имена существительные!


- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова

Углубить и расширить знания о …(углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; )

Учиться правильно … (учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)

- Узнать… (что-то новое и удивительное об этих именах существительных.

Итак, вперед, на поиски нового!)

- Так чем же отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

IV. Изучение нового материала

Объяснение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:

1.Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных. Деревьев много, и они различны, но все-таки о каждом мы говорим - это дерево. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами. 

Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными.-

Назовите нарицательные существительные? 

2. Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. 
Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными. 

Из истории терминов - сообщение уч-ся

Слово “собственный” происходит от старославянского собьство , что означает “свое”, “личное” , “себе принадлежащее”.

Русское слово “нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть. Также раньше было слово «рицати» - говорить.


Составление Кластера по теме урока ( работа в группах)

- Чтобы окончательно разобраться чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные, поработаем с памятками и составим Кластер.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ



t1578485124aa.gift1578485124ab.gif

СОБСТВЕННЫЕ





НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ



Являются названиями единичных предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Являются названиями однородных предметов (растений, птиц животных, явлений природы, общественной жизни и т.д.).









Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Ещё раз повторим : « Какие важные дела у большой буквы?» ( подготов-ленный ученик)

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Какие важные дела у большой буквы? Добавим необходимые элементы в наш Кластер

Пишутся с маленькой буквы

Пишутся с большой буквы:

- имена, отчества, фамилии людей;

- клички животных

-географические названия;;
- названия праздников, исторических событий.













Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

- названия литературных произведений;
- названия картин, кинофильмов, спектаклей;
- названия предприятий,фабрик;

-названия кораблей , автомобилей













Графический диктант ( подчеркнуть на карточках нарица-тельные существительные одной линией, а собственные имена существительные двумя линиями, объяснить их правописание.

«Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка».

«Приезжайте к нам в Простоквашино!»

«Ты разве не знаешь? Завтра же Первое сентября!»

«Скорый поезд «Восток» отправляется с восьмого пути».

«Нафаня! Сундук украли!»

Название яхты капитана Врунгеля «Победа»

ФИЗМИНУТКА (Прослушайте песенку «Приходите в сказку» и, если вы услышите собственное имя, хлопайте в ладоши)

Мобилизующий этап урока.

УЧИТЕЛЬ: Внимание! Я получила письмо из Простаквашино (Учитель достает, читает):

Дорогие ребята!

Пишет вам почтальон Печкин. Я решил заняться самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по- разному одни и те же слова?

Заранее вам благодарен.

Почтальон Печкин.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка.


На доске пары слов:

Надежда – надежда

Любовь – любовь

Лилия - лилия

- Составьте словосочетания:

1 группа – чтобы эти слова были нарицательными существительными

2 группа – чтобы эти слова были собственными существительными


Закрепление изученного материала

1. Игра « Путанница»

- У нас перепутались собственные и нарицательные имена существительные.

Соедините их, где необходимо поставьте кавычки.


город День Святого Валентина

озеро Морозова

пес Николаевна

фамилия Кальмиус

река Мухтар

отчество Вести

праздник Донецк

газета Бородинское сражение

мультфильм Бременские музыканты

историческое событие Байкал


2. Творческое задание

Тексты у каждого ученика.

1 группа
Внимание!
Только 8 Марта в городе _______________________,

в здании кинотеатра ___________________________, 
смотрите спектакль __________________
Билеты можно приобрести по адресу:
улица _______________________________, дом 4.
С вопросами обращаться к администратору
театра ________________________________________.
Начало спектакля в 19.00.

- Можно здесь что-то понять? Чего не хватает для смысла? Добавим имена собственные (ребята восстанавливают текст на листочке).
Ребята, подчеркните в именах собственных большую букву

2 группа

План нахождения школы.


область_______________________________________-

город.____________________________________________

район____________________________________________

улица ____________________________________________

дом____________________________________________


3. Работа в группах. Лингвистическое исследование.

Это интересно!

- Ребята, а может ли имя собственное стать нарицательным? (предположения).

- Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав лингвистический материал. Работаем в группах. Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения в виде небольшого устного ответа.

1-ая группа.

Ставшее уже привычным для нас блюдо – макароны - родилось в Италии. Придумал их некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянца. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге.

Как образовалось нарицательное существительное МАКАРОНЫ?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)

ОТВЕТ: Имя собственное Марко Арони превратилось в нарицательное существительное, когда имя автора блюда превратилорсь в название самого блюда.

2-ая группа.

Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.

Как образовалось нарицательное существительное ПЛОМБИР?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст и пришли к такому выводу….»

ОТВЕТ: Имя собственное Пломбьер превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.

3-я группа.

Жил в 18 веке в Англии, недалеко от Лондона, содержатель постоялого двора сэр Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своим дикими выходками, что имя их не забылось даже сейчас. Тех, кто грубо нарушает общепринятые нормы поведения называют хулиганами.

Как образовалось нарицательное существительное Хулиган?

(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)

ОТВЕТ: Имя собственное Хулигэн превратилось в нарицательное, когда фамилию драчуна и буяна стали использовать для обозначения всякого уличного озорника и невоспитанного человека.


Итоги. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?


- Итак, почему имена собственные пишутся с заглавной буквы? (они называют неоднородные предметы, являющиеся единственными в своем роде).

- Какие имена собственные только пишутся с заглавной буквы?

- Как имена собственные еще оформляются на письме? Какие имена собственные берутся в кавычки?

- Какие существительные пишутся с маленькой буквы?

- Ребята, вам интересно было на уроке?

- А от какого собственного имени образовалось нарицательное?

- Сегодня вы подготовили валентинки с Синквейнами к Собственному имени существительному Донецк и нарицательномуили собственному Любовь.

- Если вы считаете, что поработали сегодня хорошо и усвоили материал урока, прикрепите свои сердечки на доску, зачитывая 1 из Синквейнов ( Звучит музыка «Валентинов День»)

VIII. Домашнее задание.

Составить анкету вашего места жительства.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина, 28.02.21 в 13:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.