12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоногова Надежда Васильевна283
Педагогический стаж - 6 лет. в 2012 году лауреат районного конкурса "Педагогический дебют"
Россия, Челябинская обл., Нязепетровск
3

Имена собственные и нарицательные



Технологическая карта урока

Организационная информация:

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Имена собственные и нарицательные

Образовательная программа по предмету (автор)

Ладыженская Т.А.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Белоногова Н.В.

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ №1

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Челябинская обл.

Республика/край

Город/поселение

Г. Нязепетровск

Описание урока:

Тип урока

Открытие новых знаний

Время реализации урока

45 мин

Цели урока

углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные.

Задачи урока

Обучающие.

1. Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.

2. Развитие орфографической зоркости, речевого слуха.

3. Развитие навыков, позволяющих быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

4. Повторение знаков препинания при однородных членах, в сложных предложениях.

5. Повторение правописания тся и ться в глаголах.

Развивающие.

1. Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

2. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитание интереса к истории имен собственных, в том числе к истории имен и фамилий.

2. Воспитание бережного отношение к книге.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

Знать, какие существительные называются именами собственными

Уметь отличать имена собственные от имён нарицательных

Личностные: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: комплексный

анализ текста.
Метапредметные:

УУД

Личностные УУД:  формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

 Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

 Коммуникативные УУД: определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на имена существительные.

Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Орг. момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. У меня случилась огромнейшая неприятность. Двое моих учеников запутались в одной теме, не помню, как она называется. А проблема в том, что я совсем забыла правило, на счет которого они спорят. Но мне сказали, что в вашем классе самые умные дети и они помогут решить все мои проблемы. Словесная оценка (помогает организовать своё рабочее место, быстрее настроиться на рабочий лад и подготовиться к восприятию новой темы). Оценивается уровень готовности к уроку: «отлично», «хорошо», «недостаточно хорошо».

Ребята, поможете?

   

Самооценка: оценивают готовность к уроку (эмоционально настраиваются на работу в классе)

     

2 этап урока: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Выдвижение проблемы.

Тогда посмотрите, пожалуйста, на экран. Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному?

роман – Роман

орёл – Орёл

пушок – Пушок

ясный день – День Победы

Словесная оценка предложенных учениками ответов: «Подумайте еще...», «Правильно!» и т.д.

Оценка уровня усвоения «старых» знаний и возможности их применения в новой ситуации.

Анализируют и сравнивают 2 столбика; выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме

Умение анализировать и сравнивать

Отвечают на вопрос, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения

Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Умение планировать дальнейшие действия

3 этап урока: выявление места и причины затруднений.

Эвристическая беседа. Выявление и фиксация места и причины затруднения, обсуждение затруднений.

В чем сложность написания этих слов? Почему дети затрудняются в выборе написания первой буквы слова (строчная или заглавная)? Как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться?

Словесная оценка активно работающих учеников

Отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Умение видеть проблему

Анализируют и классифицируют с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Самооценка: эмоциональный отзыв на совместную деятельность, на умение взаимодействовать, отвечать на вопросы, формулировать правило, рассказывать друг другу, доказывать свою точку зрения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознают недостаточность своих знаний

Умение адекватно оценивать свои силы и знания.

4 этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам.

Работа с учебником. Выполнение задания.

А сейчас сформулируйте тему урока. Чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке? А сейчас запишем число, классная работа и тему.

Итак, давайте начнем вспоминать все-все-все об этой теме. В мире великое множество предметов. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные, т.е. существительные, называющие однородные предметы, не уточняющие и не выделяющие их.

Имена собственные выделяют предметы из ряда однородных, то есть являются названиями для единичных предметов.

Зачем, ребята, дают людям имена? Раньше людям давали имена, которые характеризовали человека. Например, родился ребенок со светлыми волосами, его назвали Беляк. Родители хотят, чтобы их ребенок владел славой, и называют его Владиславом. Сейчас небольшое творческое задание для вас, которое научит вас творчески мыслить. (вызываю к доске 1 человека) Постарайтесь придумать и записать имена, которые образовались от следующих словосочетаний:

Милая людям –

Владеть миром –

Святой и славный –

Словесная оценка предложенных учениками ответов

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Умение выдвигать гипотезы

Отвечают на вопрос, формулируют собственные мысли

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формулируют тему и цели урока

Умение формулировать цели

5 этап урока: реализация построенного проекта

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Ребята, скажите, какие существительные принадлежат к собственным? Чтобы сделать правильный вывод, посмотрите на 2 столбика, которые мы видели в начале урока. А как пишутся имена собственные?

Отметка за четко сформулированное правило, новизну примеров.

Выдвигают и обосновывают гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы

Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Самооценка и взаимооценка, оценка работы своей группы.

Умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис-пользуют его в решении учебной задачи.

Умение контролировать и корректировать свои действия

6 этап урока: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Коллективная работа. Ответы на вопросы. Словарная работа.

Сейчас мы с вами будем учиться находить имена собственные в тексте. Посмотрите на раздаточный материал.

Задание первое. Прочитайте текст и найдите в нем все имена собственные. (устно, каждый ученик читает по одному предложению и называет в нем имена собственные)1 к доске, выписать собственные. Кто помнит, из какой сказки этот фрагмент? (А.Волков «Волшебник Изумрудного города. Александр Мелентьевич родился в 1891 году в Усть –Каменогорске. В 12 лет начал писать свой первый роман.) А о чем эта сказка, какова её главная мысль? (О дружбе, с друзьями намного легче преодолеть трудности) Большинство имен собственных, которые встретились в тексте, обозначают имя человека. Найдите слово, которое выбивается из этого правила и скажите, что оно обозначает. Сейчас небольшая словарная работа с географическими названиями:

Арктика – от греч. арктос – ’медведь’, то есть это страна, которая лежит под созвездием Большой Медведицы, северная страна

Составьте предложение с этим словом.

Антарктика – в названии выделяется греч. приставка анти – ’противоположный Арктике’

карта

Словесная оценка ответов

Усваивают новый способ действия при решении типовых задач, выполняют учебно-познавательные действия в материали-зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Умение планировать исследовательскую работу и выбирать необходимый инструментарий

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников.

Взаимооценка (по заданному алгоритму) и отзыв на собственный результат вырабатывают умение тактично указать друг другу на ошибки, способность их исправить.

Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Умение оценивать и корректировать свои действия

7 этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Работа в группах.

Отметка за выполненную работу по предложенным критериям:

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 – 3 ошибки

«2» - 4 и более ошибок

Самостоятельно формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Умение планировать исследовательскую работу и выбирать необходимый инструментарий

Самооценка собственной деятельности.


Взаимооценка: ученики выполняют взаимопроверку, при необходимости объясняют тему соседу по парте.

Отметка за выполненную работу по критериям, сравнение своей отметки с отметкой учителя

 

Применение нового знание в типовых заданиях.

Умение контролировать свои действия

8 этап урока: физкультминутка

Проведение физкультминутки.

Дети выполняют элементарные физические упражнения, взаимодействуют с учителем.

Умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оценка своей готовности к продолжению урока.

     

9 этап урока: включение в систему знаний повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Беседа. Работа в парах.

Вспомните, пожалуйста, как называются слова, одинаково звучащие, но обозначающие разные предметы. (Например, ключ, коса)

И с помощью следующего задания мы с вами потренируемся отличать такие омонимы нарицательные от собственных. Посмотрите на листочки, таблица под цифрой 2. Сейчас мы будем её заполнять. Распределять имена существительные на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными. Всем все ясно? Взаимопроверка с помощью экрана.

С помощью следующего задания мы с вами проверим, умеете ли вы слышать имена собственные. Посмотрите фрагмент мультфильма и выпишите в тетрадь все имена собственные. (взаимопроверка)

Обменяйтесь тетрадями и поработайте учителем, проверьте, все ли имена собственные услышал ваш сосед по парте.

Посмотрите внимательно. «Мурзилка» - это название журнала, а названия книг, журналов, картин пишутся в кавычках. Но это уже тема следующего урока.

Словесная оценка предложенных учениками ответов

Выборочная отметка за выполнение 2-3 работ, взятых на проверку, комментарий.

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Умение структурировать материал

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Самооценка и взаимооценка: ученики оценивают свои ответы и ответы товарищей, работу группы в целом

Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Умение оценивать и корректировать свои действия

10 этап урока: рефлексия УД на уроке

Заключительная беседа по вопросам. А сейчас давайте все, что мы с вами вспомнили и узнали нового, запишем в таблицу.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

– Как пишутся имена существительные собственные?

– Что относится к именам существительным собственным?

– Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе.

Словесная оценка результатов работы за урок с комментированием, выставление отметок в журнал.

Словесная оценка учителем урока и работы учеников на уроке.

Устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Умение структурировать материал

Самооценка, словесная оценка,

основанная на собственных достижениях во время урока.

Оценка урока, собственной работы на нем

 

 

Оценивают свою работу, работу в группе, соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Умение оценивать и корректировать свои действия

 

 

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Урок «Имена собственные и нарицательные» содействует реализации новых ФГОС, так как:

• ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу;

• спроектировали средства достижения поставленных целей;

• оценили результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью учащихся, подводя их к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Ресурсы, оборудование и материалы

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Список учебной и дополнительной литературы

1. Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.

2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.

3. Цыбулько И.П. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс / И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/616647/

http://festival.1september.ru/articles/601644/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/23/plan-konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme

Дидактическое обеспечение урока 

Презентация, раздаточный материал, учебник

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: здоровьесберегающая технология; технология деятельностного метода обучения; технология оценки ученических успехов;технология проблемного обучения.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Методы: методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, развивающие методы; беседа.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

Ход урока.

I.Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. У меня случилась огромнейшая неприятность. Двое моих учеников запутались в одной теме, не помню, как она называется. А проблема в том, что я совсем забыла правило, на счет которого они спорят. Но мне сказали, что в вашем классе самые умные дети и вы поможете решить все мои проблемы. Ребята, поможете?

 II.Введение в тему. Целеполагание.

У: Тогда посмотрите, пожалуйста, на экран. Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному?

роман – Роман

орёл – Орёл

пушок – Пушок

ясный день – День Победы

Дети: В первом столбике находятся имена нарицательные, поэтому они пишутся с маленькой буквы, а во втором столбике находятся имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы.

У: Все правильно. Молодцы. А сейчас сформулируйте тему нашего урока.

Д: Имена собственные и нарицательные.

У: Верно. А сейчас запишем число, классная работа и тему. Сегодня у вас необычный урок, сегодня вы должны будете мне помочь вспомнить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; научиться отличать имена собственные от нарицательных и правильно их писать. Иначе, если вы мне не поможете, мои ученики точно перессорятся, и опять я буду виновата, потому что не смогла им ничего объяснить.

III.Изучение нового материала.

У:Итак, давайте начнем все-все-все об этой теме. В мире великое множество предметов. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи нарицательные имена существительные, т.е. существительные, называющие однородные предметы, не уточняющие и не выделяющие их.

Имена собственные выделяют предметы из ряда однородных, то есть являются названиями для единичных предметов.

У: Зачем, ребята, дают людям имена?

(Ответы детей необходимо подвести к правильному (если сами не смогли ответить): “Имена нужны, чтобы выделить”).

1)Раньше людям давали имена, которые характеризовали человека. Например, родился ребенок со светлыми волосами, его назвали Беляк. Родители хотят, чтобы их ребенок владел славой, и называют его Владиславом. Сейчас небольшое творческое задание для вас, которое научит вас творчески мыслить. (вызываю к доске 1 человека) Постарайтесь придумать и записать имена, которые образовались от следующих словосочетаний:

Милая людям –

Владеть миром –

Святой и славный –

2) Ребята, скажите, что изображено на слайде?

Д: Мишки.

У: А какой из них имеет имя собственное?

Д: Посредине изображен мишка Тедди.

У: Молодцы. А сейчас скажите, какие существительные принадлежат к собственным? Чтобы сделать правильный вывод, посмотрите на 2 столбика, которые мы видели в начале урока.

Д: Имена, фамилии, отчества, клички, географические названия, исторические события, названия картин, книг, фильмов.

У: Всё верно. Молодцы. А как пишутся имена собственные?

Д: С заглавной буквы.

IV.Закрепление.

У: Сейчас мы с вами будем учиться находить имена собственные в тексте. Посмотрите на раздаточный материал.

Задание первое. Прочитайте текст и найдите в нем все имена собственные. (устно, каждый ученик читает по одному предложению и называет в нем имена собственные)1 к доске, выписать собственные

– Я – (Г, г)удвин, великий и ужасный! Кто ты такая и зачем беспокоишь меня?

(Э, э)лли заметила, что рот головы не двигается и голос, негромкий и даже приятный, слышится как будто со стороны.

Девочка приободрилась и ответила:

– Я – (Э, э)лли, маленькая и слабая. Я пришла издалека и прошу у вас помощи.

Глаза снова повернулись в орбитах и застыли, глядя в сторону; казалось, они хотели посмотреть на (Э, э)лли, но не могли.

Голос спросил:

– Откуда у тебя серебряные башмачки?

– Из пещеры злой волшебницы (Г, г)ингемы. На нее упал мой домик, раздавил ее, и теперь славные жевуны свободны…

– Жевуны освобождены? – оживился голос. – И (Г, г)ингемы больше нет? Приятное известие! – Глаза головы завертелись и наконец уставились на (Э, э)лли. – Но чего же ты от меня хочешь?

– Пошлите меня на родину, в (К, к)анзас, к папе и маме…

У: Кто помнит, из какой сказки этот фрагмент? (А.Волков «Волшебник Изумрудного города. Александр Мелентьевич родился в 1891 году в Усть –Каменогорске. В 12 лет начал писать свой первый роман.) А о чем эта сказка, какова её главная мысль? (О дружбе, с друзьями намного легче преодолеть трудности)

Задание второе.

У: Молодцы. Большинство имен собственных, которые встретились в тексте, обозначают имя человека. Найдите слово, которое выбивается из этого правила и скажите, что оно обозначает. Сейчас небольшая словарная работа с географическими названиями:

Арктика – от греч. арктос – ’медведь’, то есть это страна, которая лежит под созвездием Большой Медведицы, северная страна

Составьте предложение с этим словом.

Антарктика – в названии выделяется греч. приставка анти – ’противоположный Арктике’

карта

(1 человек к доске) А сейчас мы будем учиться слышать имена собственные и правильно их записывать.

Тихий, Атлантический и Индийский океаны омывают Антарктику, которая является южной полярной областью Земли.

Мои вопросы: однородные члены, перед которая, тся в глаголах, океан – сл сл, разделительный ь

У: Подчеркните все имена собственные в этом предложении.

     Физкультминутка «Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

У: Вспомните, пожалуйста, как называются слова, одинаково звучащие, но обозначающие разные предметы. (Например, ключ, коса)

Д: Омонимы.

У: Верно. И с помощью следующего задания мы с вами потренируемся отличать такие омонимы нарицательные от собственных. Посмотрите на листочки, таблица под цифрой 2. Сейчас мы будем её заполнять. Распределять имена существительные на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными. Всем все ясно?

Имена существительные

Нарицательные  Собственные       Нарицательные и собственные

Слова для диктовки: одноклассник, л(Л)юбовь, Урал, Уфа, цирк, Арктика, сверчок, п(П)ушок, станция, вьюга.

Проверка: самопроверка с помощью экрана.

У: Молодцы, умеете отличать коварные имена собственные от нарицательных. С помощью следующего задания мы с вами проверим, умеете ли вы слышать имена собственные. Посмотрите фрагмент мультфильма и выпишите в тетрадь все имена собственные. (взаимопроверка)

Обменяйтесь тетрадями и поработайте учителем, проверьте, все ли имена собственные услышал ваш сосед по парте.

Посмотрите внимательно. «Мурзилка» - это название журнала, а названия книг, журналов, картин пишутся в кавычках. Но это уже тема следующего урока.

V.Обобщение.

А сейчас давайте все, что мы с вами вспомнили и узнали нового запишем в таблицу, которую я смогла бы передать своим ученикам.

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

– Как пишутся имена существительные собственные?

– Что относится к именам существительным собственным?

– Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?

 

У: Спасибо вам всем за урок, ребята. Мне понравилось с вами работать. Особенно отличились сегодня… Вы все умные и способные ребята, желаю вам успехов в дальнейшей учебе.

Отрывок мультфильма для презентации
WMV / 10.91 Мб
Имена собственные и нарицательные
PPT / 810 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.