12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаргородская Наталья Викторовна18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1591













Конспект урока по предмету «ОРКСЭ. Основы светской этики»

Тема: «Этика - наука о нравственной жизни человека»









Педагог: Шаргородская Наталья Викторовна






Москва, 2019



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: ОРКСЭ. Модуль» основы светской этики».

Автор учебника: А.И.Шемшурина.

Урок № 1.

Тема. Этика - наука о нравственной жизни человека.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: - познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения; сформировать умение применять их; научить сопоставлять добро и зло.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация на воспитание нравственной культуры, на уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

Регулятивные действия: отслеживание собственных поступков и их анализ.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.








Ход урока

I. Организационный момент урока.

-Ребята, мы знакомимся с новым для нас предметом. Положите перед собой учебник, рассмотрите его внимательно, пролистайте аккуратно. Учебник яркий, интересный. Он будет вам верным помощником! Берегите его!

II. Актуализация знаний

-Но что мы будем изучать? Прочитайте название учебника. Кто-нибудь знает, что означает слово этика?

( Ответы детей).

-Давайте узнаем. Ответ мы найдём в стихотворении В.В. Маяковского.

Показ мультфильма « Что такое хорошо, что такое плохо» (часть 1).

- Так что такое этика? (Ответы детей).

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика.

- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

- Этика - это наука. Её основатель - древнегреческий мыслитель Аристотель. Он назвал этику наукой, когда писал книгу о добродетели для своего сына, Никомаха. Книга так и называлась «Никомахова этика». В ней заботливый отец описывал основные правила и нормы для жизни в обществе, которые признают все люди. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими нормами.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в парах.

- Вспомните основные правила работы в парах. Положите перед собой маршрутные листы. Подпишите их.

- Просмотрите мультфильм дальше. Запишите основные черты героев мультфильма в два столбика, разделив их на положительные и отрицательные. (Приложение. Задание 1).

- Какие черты вы выделили? (Смелость - трусость, дружелюбие/доброта - злость, чистоплотность - неряшливость,…)

Те люди, которые обладают положительными качествами, называются в обществе воспитанными, вежливыми людьми.

2. Игра - физминутка

- Встаньте. Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо –руки вверх, потянулись на цыпочках; невежливо - опустились на корточки).

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

Перебивать старших…(невежливо).

Уступить место пожилому человеку… (вежливо).

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).

В автобусе при встрече с другом громко прокричать приветствие…(невежливо).

Выбросить фантик в мусорное ведро … (вежливо).

Расхваливать себя перед собеседником…(невежливо).

Честно сказать учителю, почему опоздал на урок … (вежливо).

3. Проблемное задание.

Работа в группах.

- Ребята, слово «Вежливость» произошло от слова «Вежа». Это слово означало «знатока правил поведения», человека, с которым приятно общаться.

Попробуйте в группах перечислить как можно больше качеств вежливого человека. (Приложение . Задание 2)

4. Работа с учебником.

- Прочитаем мексиканскую сказку «Вежливый кролик». (Чтение по цепочке либо чтение по ролям).

ВОПРОСЫ

- Каким был кролик?

- Кто жил в пещере?

- Какими качествами обладала змея?

- Какое качество спасло кролику жизнь? Объясни.

- Какова мораль этой сказки? (Вежливость никогда ещё никому не повредила).


V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами.

Часть 1.

- Посмотрите на иллюстрации и устно подберите подходящие пословицы из приложения (Приложение. Задание 3).

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Смола — не вода, брань — не привет.

Ласковое слово — что весенний день.

Невежа и бога гневит.

Не пригоже есть лежа.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Часть 2 (Если есть время). (Приложение. Задание 4)

- Составьте пословицы. Соедините линией.


У себя как хочешь,


молчание – золото




Хоть не богат,


по делам гляди




В деревню, где живут одноногие,


а гостям рад




Слово – серебро,


дорога любовь




По одежде не суди,


а в гостях – как велят




Не дорог подарок –


надо идти на одной ноге


2. Работа с нравственными понятиями

(Приложение. Задание 5).

Соедини противоположные по смыслу слова.

Сt1575911506aa.gift1575911506aa.gif мелость

Вt1575911506aa.gif ерность

Пt1575911506aa.gif равдивость

Сt1575911506aa.gif кромность

Дt1575911506aa.gift1575911506aa.gif оброта

Щt1575911506aa.gif едрость

Вt1575911506aa.gif еликодушие

Вt1575911506aa.gif ежливость

Уважение

Общительность




Предательство

Жадность

Трусость

Высокомерие

Презрение

Замкнутость

Равнодушие

Лживость

Злорадство

Хамство



VI. Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VII. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?
























Маршрутный лист ученика/цы______________________________________________________

Задание 1

Положительные качества

Отрицательные качества









Задание 2. Вежливый человек обладает качествами:

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________



Задание 3.

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Смола — не вода, брань — не привет.

Ласковое слово — что весенний день.

Невежа и бога гневит.

Не пригоже есть лежа.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.


Задание 4.

Составь пословицы. Соедини линией.


У себя как хочешь,


молчание – золото




Хоть не богат,


по делам гляди




В деревню, где живут одноногие,


а гостям рад




Слово – серебро,


дорога любовь




По одежде не суди,


а в гостях – как велят




Не дорог подарок –


надо идти на одной ноге

Задание 5.

Соедини противоположные по смыслу слова.

Смелость

Верность

Правдивость

Скромность

Доброта

Щедрость

Великодушие

Вежливость

Уважение

Общительность


Предательство

Жадность

Трусость

Высокомерие

Презрение

Замкнутость

Равнодушие

Лживость

Злорадство




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.