Занятие в формате диалога-тренинга «Этика общения. Улыбка».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Внеурочная деятельность. Курс «Этическая грамматика».
Занятие «Этика общения. Улыбка».
Форма проведения: диалог-тренинг
Девиз: Поделись улыбкою своей…
Цели и задачи:
Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека); Обсуждение с обучающимися значение слова «улыбка», «улыбаться», улыбчатый человек», показать значимость этих понятий в жизни человека;
Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
Учить кратко говорить;
Выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение сработаться)
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Укрепление представления детей о значении доброжелательных, бесконфликтных отношений между людьми;
Тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
смайлики
маленькое зеркало (у каждого), картинки и фотографии с изображением улыбающихся и смеющихся людей, фонограмма к песне “Улыбка.
Ход занятия
1 . Актуализация знаний.
День начался, и вот вы проснулись,
И быстро умылись, оделись, обулись.
Надо немного от сна вам очнуться,
Навстречу пришедшему дню улыбнуться!
2. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте поздороваемся друг с другом глазками, а теперь улыбкой. У каждого из нас сейчас свое настроение.
Отгадаем загадку, которая и поможет нам определить тему нашего занятия «Ее нельзя купить, ее можно только подарить».
3. Сообщение темы занятия.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим об улыбке, о том, как с помощью улыбки поднять себе и окружающим Вас людям настроение, поговорим о том, как улыбка помогает в общении.
А главное, мы будем с Вами учиться улыбаться.
4. Словарная работа. Слайды с 1 по 17.
– Как Вы думаете, что такое улыбка?
В словаре Ожегова сказано:
Улыбка – это мимика губ, глаз, лица, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие и насмешку.
5. Новая тема.
– Ребята, а что значит улыбаться?
– Улыбаться – значит выражать свои чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.
– В словаре В.Даля сказано: Улыбаться – ухмыляться, усмехаться, ласкаться, умиляться, осклабляться.
– А как вы думаете, кто такой «улыбчивый человек», как он выглядит?
– Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.
– Ребята, а какие бывают улыбки?
– Улыбки бывают добрые, веселые, злые, грустные.
– Ну и скажите же мне, наконец, а для чего нам нужна Улыбка?
– Улыбка – это несловесное средство общения. Улыбка отражает настроение человека, его характер.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбкой можно утешить и оскорбить. Улыбка имеет много чудесных свойств:
Во-первых, улыбка поднимает настроение, даже если бывает искусственной.
Во-вторых, располагает к себе окружающих, вызывая ответные положительные эмоции.
В-третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило.
Улыбка творит настроение!
6. Выполнение заданий, раскрывающих тему занятия.
А вы умеете улыбаться? Давайте проверим.
Игра.
Я читаю предложение, совет. Вы после каждого из них должны повернуться к товарищам и улыбнуться.
- На крапиву не садись.
Если сядешь - не сердись!
- За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
- Нет лучше шутки, как над собой.
- Кто весел, а кто и нос повесил.
- Батька, ты пирог съел?
- Ей-богу не я!
- А хочешь ещё?
- Хочу!
Какие хорошие добрые дети живут в нашем классе!
- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)
Звучит песня из мультфильма «Крошка Енот». Дети танцуют. Поют. Слайд 18
-Откуда эта песня?
-О чём мультфильм?
Крошка Енот стал уже совсем большим и мама отправляет его к пруду нарвать хорошей сочной осоки. Только оказавшись у пруда крошка увидел страшное существо. Он испугался "того, кто сидит в пруду", и не выполнил просьбу мамы. Когда же дома он рассказал о чудовище, мама посоветовала ему не бояться, а улыбнуться жителю пруда, и приветливо на него посмотреть. когда крошка Енот поступил именно так, то он увидел, что "тот, кот сидит в пруду", совсем не злой и не страшный, а добрый и очень приветливый!
Слайд 19-20. Отрывок из мультфильма
Вопросы после просмотра:
Понравилось ли Крошке Еноту, когда тот, кто сидит в пруду погрозил ему палкой и камнем?
Когда стало весело Крошке Еноту?
В нашей повседневной жизни всегда ли мы видим свое отражение?
Кто видит нас со стороны?
Когда окружающим становится приятно с вами общаться?
Ответы на вопросы.
А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Что происходит с лицом человека во время улыбки?
-Улыбка – это только движения губ?
(Нет, это еще и движения лица, глаз)
В словаре Ожегова дается такое определение слова «Улыбка»: Улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку и другие чувства.
На экране 3 пиктограммы:
- На какой пиктограмме изображена улыбка? Почему?
7. Обобщение пройденного.
У вас на столах вырезаны формы лица. На них пропала улыбка.
Предлагаю вам нарисовать улыбку.
8. Практическая работа.
– Ребята, а Вы умеете улыбаться? Давайте проверим. Я предлагаю Вам взять свое зеркальце и внимательно посмотреть в него на себя. Покорчите, состройте себе рожицы для того, чтобы размять мышцы лица. А теперь, сделайте спокойные, расслабленные лица, посмотрите в зеркало.
Слайд 21.
- Упражнение “Тренировка улыбки”. Возьмите зеркало. Смотрясь в него, поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую, добрую улыбку и сохраните её в течение 1 минуты (выполняется стоя).
– Ну что, нравится вам то личико, которое улыбается вам из зеркальца.
– Старайтесь выполнять эти упражнения несколько раз в день. Это не всегда просто: если у вас плохое настроение или вы раздражены, вначале может получиться гримаса, кривая рожица. Но если вы внимательно посмотрите на свое отражение в зеркале, то через какое – то время Вам станет смешно, и наступит облегчение и у вас появиться хорошее настроение.
– Ребята, посмотритесь еще раз в зеркало и произнесите за мной следующие фразы без улыбки, а затем с улыбкой:
Доброе утро!
Извините, что я опоздал.
Спасибо за подарок!
Прошу тебя: «Побудь со мной».
Поздравляю с праздником.
– На какое отражение Вам приятнее смотреть, которое улыбается вам или которое смотрит на вас хмуро?
Всегда найдётся повод для улыбки. Отдохнём и посмотрим, как улыбаются животные.
Слайд с 22-31
- Не стало ли вам приятнее после того, как на вас стали смотреть улыбающиеся люди? Посмотрите, как идёт улыбка и детям, и пожилым, и молодым.
«Игра-кричалка».
– А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать вам вопросы, а вы отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1) Кто с улыбкою из вас
Ежедневно входит в класс?
2) С улыбкой кто не расстается.
Кто и шутит, и смеется?
3) Кто с улыбкою родится –
С каждым хочет поделиться?
4) Кто с улыбкою поет
Кто с ней весело живет?
- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Каждый человек хочет жить долго и счастливо. Вы согласны со мной? А для этого человеку необходимо крепкое … здоровье. Попробуйте сказать, от чего зависит здоровье? (компонентами здоровья являются чистота, соблюдение режима, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, правильное питание, одежда по погоде…)
На здоровье влияет ещё и настроение. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, берите с собой …что? (улыбку)
Мы сегодня поговорим о том, как с помощью улыбки улучшить своё настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других.
Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Надеюсь, что вы сейчас мне в этом поможете.
- Сказка “Про улыбку” Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.
Но однажды в городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар был ему не сладким, молоко - не белым, солнце - не ярким, хлеб - не пропечённым, а дети – непослушными… Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.
- Вы встречали таких людей? Давайте покажем, как ведет себя злюка? (кричит, топает ногами, скалится, надувает щёки, машет руками). Красиво?
- А теперь продолжим сказку встречи с Улыбкой. Что будет дальше? (…)
Закончите сказку позитивно!
– Выслушиваются ответы учащихся
Как помочь этому человеку развеселиться, поменяться:
Выслушиваются ответы учащихся:
Развеселить
Пригласить в гости
Устроить праздник
Мы попытаемся вас развеселить.
Сценка по стих. «Яма» 1 класс.
Очень приятно, когда у человека есть чувство юмора.
Тест «Есть ли у вас чувство юмора?»
(если «да» - хлопаем)
Любите ли вы смеяться?
Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы похлопали 6 раз, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
- Оказывается, 80% успеха в жизни (в т.ч. и в бизнесе) зависит от умения правильно общаться с людьми. Что значит правильно общаться? (быть вежливым, говорить понятно, выразительно, с улыбкой).
Очень важно уметь улыбаться - это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. Улыбайтесь, когда здороваетесь с родителями, учителями, друзьями, соседями, разговариваете по телефону, знакомитесь с кем-то.
С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Американские учёные установили, что когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества - гормоны, благодаря которым улучшается настроение. А плохое настроение ослабляет наш организм. Злоба, обида, недовольство могут привести к возникновению болезней.
- Упражнения-тренинги в парах.
1) Мама сегодня грустная и усталая. Вы хотите улучшить её настроение.
2) В библиотеке. Читатель разговаривает с библиотекарем, просит дать книгу.
3) В магазине. Покупатель просит продавца показать вещь.
- Разыгрывание сценки “3 подруги”.
Жили-были 3 подруги – Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь. Покажите, как поведут себя разные по характеру подруги.
- Итак, вы теперь легко ответите на вопросы.
а) У кого больше друзей: у веселого или равнодушного человека?
б) Можно ли с помощью улыбки улучшить свою жизнь?
в) С каким человеком легче и приятнее общаться?
- Теперь вы получите Памятки-рекомендации. Прочитайте их.
Каждый день тренируйся - улыбайся перед зеркалом. Одну минуту оставайся в таком состоянии.
У себя в комнате постарайся повесить картинку или фотографию смеющегося человека.
Чаще смотри на картины с пейзажами и животными.
Дома, в школе, на улице чаще улыбайся родителям, учителям, друзьям.
Улыбайся, когда здороваешься.
Помни - улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь.
- Куда повесите памятки?
9. В чём секреты улыбки? Обобщение.
В чём секрет улыбки?
– (Высказывания детей)
– Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
– Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
– Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
– Секрет 4. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
– Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни.
– Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
10. Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
– Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
– Что нового вы узнали?
– Чему научились?
– Что вы получили от этого занятия?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму, ибо только это достойно человека.
– Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться? (Улыбаются ли животные, растения, облака, Земля?) Слайды с 32-37.
– Попробуйте нарисовать улыбку Земли.
– Улыбка имеет большое значение в нашей жизни. Про улыбку говорят, что она продлевает жизнь, сохраняет здоровье, помогает общению. Улыбка – это лекарство от скуки, хандры, усталости. Улыбка необходима нам для того чтобы мир был добрее.
– Улыбка многое может изменить, и как поется в знаменитой песенке «Улыбка»:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Слайд с 38-41.
– Улыбка очень важна в жизни людей. Улыбка всеми любима и желанна. И поэтому люди решили придумать праздник – Всемирный День Улыбки, который отмечают 1 октября. Впервые День Улыбки стали отмечать в 1999 году. А американский художник Харви Бэлл придумал символ Улыбки – смешную рожицу – СМАЙЛИК (в переводе с английского – улыбка)
Творческая работа.
– Замечательно! А теперь, ребята, возьмите желтые медальки-смайлики и нарисуйте самую добрую, веселую улыбку в мире.
– Ребята, а теперь повернитесь друг к другу лицом, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка – цветок, расцветёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх
Улыбка как дождик весёлый, как мячик,
Его не догонишь – отправимся вскачь,
Улыбка, как сон, и она, как мечта.
Улыбка поутру по-детски чиста.
– А теперь Вы можете и подарить свою улыбку, смайлик тому, кому пожелаете.
– Ребята, а я хочу вам подарить Буклеты – Памятки «От улыбки…».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Стань себе лучшим другом, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!
– Спасибо, за работу, за внимание!
Яна Тарасова