Занятие в формате диалога-тренинга «Этика общения. Улыбка».

1
0
Материал опубликован 4 December 2015

Воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Внеурочная деятельность. Курс «Этическая грамматика».

Занятие «Этика общения. Улыбка».

Форма проведения: диалог-тренинг

 Девиз: Поделись улыбкою своей…

Цели и задачи:

Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;

Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека); Обсуждение с обучающимися значение слова «улыбка», «улыбаться», улыбчатый человек», показать значимость этих понятий в жизни человека;

Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;

Учить  кратко говорить;

Выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;

Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение сработаться)

Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.

Укрепление представления детей о значении доброжелательных, бесконфликтных отношений между людьми;

Тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.


 

Оборудование:

компьютер,

проектор,

смайлики

маленькое зеркало (у каждого), картинки и фотографии с изображением улыбающихся и смеющихся людей, фонограмма к песне “Улыбка.


 


 


 

Ход занятия

1 . Актуализация знаний.

День начался, и вот вы проснулись,
И быстро умылись, оделись, обулись.
Надо немного от сна вам очнуться,
Навстречу пришедшему дню улыбнуться!

2. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте поздороваемся друг с другом глазками, а теперь улыбкой. У каждого из нас сейчас свое настроение.

Отгадаем загадку, которая и поможет нам определить тему нашего занятия «Ее нельзя купить, ее можно только подарить».

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об улыбке, о том, как с помощью улыбки поднять себе и окружающим Вас людям настроение, поговорим о том, как улыбка помогает в общении.

А главное, мы будем с Вами учиться улыбаться.

4. Словарная работа. Слайды с 1 по 17.

Как Вы думаете, что такое улыбка? 

В словаре Ожегова сказано:

Улыбка – это мимика губ, глаз, лица, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие и насмешку.

5. Новая тема.

Ребята, а что значит улыбаться? 

Улыбаться – значит выражать свои чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.

В словаре В.Даля сказано: Улыбаться – ухмыляться, усмехаться, ласкаться, умиляться, осклабляться.

А как вы думаете, кто такой «улыбчивый человек», как он выглядит? 

Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.

Ребята, а какие бывают улыбки? 

– Улыбки бывают добрые, веселые, злые, грустные.

Ну и скажите же мне, наконец, а для чего нам нужна Улыбка? 

Улыбка – это несловесное средство общения. Улыбка отражает настроение человека, его характер.

Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбкой можно утешить и оскорбить. Улыбка имеет много чудесных свойств:

Во-первых, улыбка поднимает настроение, даже если бывает искусственной.

Во-вторых, располагает к себе окружающих, вызывая ответные положительные эмоции.

В-третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило.

Улыбка творит настроение!


 

6. Выполнение заданий, раскрывающих тему занятия.

А вы умеете улыбаться? Давайте проверим.

Игра.

Я читаю предложение, совет. Вы после каждого из них должны повернуться к товарищам и улыбнуться.

- На крапиву не садись.

Если сядешь - не сердись!

- За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.

- Нет лучше шутки, как над собой.

- Кто весел, а кто и нос повесил.

- Батька, ты пирог съел?

- Ей-богу не я!

- А хочешь ещё?

- Хочу!

Какие хорошие добрые дети живут в нашем классе!

- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)

Звучит песня из мультфильма «Крошка Енот». Дети танцуют. Поют. Слайд 18

-Откуда эта песня?

-О чём мультфильм?


 

Крошка Енот стал уже совсем большим и мама отправляет его к пруду нарвать хорошей сочной осоки. Только оказавшись у пруда крошка увидел страшное существо. Он испугался "того, кто сидит в пруду", и не выполнил просьбу мамы. Когда же дома он рассказал о чудовище, мама посоветовала ему не бояться, а улыбнуться жителю пруда, и приветливо на него посмотреть. когда крошка Енот поступил именно так, то он увидел, что "тот, кот сидит в пруду", совсем не злой и не страшный, а добрый и очень приветливый! 

Слайд 19-20. Отрывок из мультфильма

Вопросы после просмотра:

Понравилось ли Крошке Еноту, когда тот, кто сидит в пруду погрозил ему палкой и камнем?

Когда стало весело Крошке Еноту?

В нашей повседневной жизни всегда ли мы видим свое отражение?

Кто видит нас со стороны?

Когда окружающим становится приятно с вами общаться?

Ответы на вопросы.

А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Что происходит с лицом человека во время улыбки?

-Улыбка – это только движения губ?

(Нет, это еще и движения лица, глаз)

В словаре Ожегова дается такое определение слова «Улыбка»: Улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку и другие чувства.

На экране 3 пиктограммы:

- На какой пиктограмме изображена улыбка? Почему?


 

7. Обобщение пройденного.

У вас на столах вырезаны формы лица. На них пропала улыбка.

Предлагаю вам нарисовать улыбку.


 

8. Практическая работа.


 

Ребята, а Вы умеете улыбаться? Давайте проверим. Я предлагаю Вам взять свое зеркальце и внимательно посмотреть в него на себя. Покорчите, состройте себе рожицы для того, чтобы размять мышцы лица. А теперь, сделайте спокойные, расслабленные лица, посмотрите в зеркало.

Слайд 21.

- Упражнение “Тренировка улыбки”. Возьмите зеркало. Смотрясь в него, поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую, добрую улыбку и сохраните её в течение 1 минуты (выполняется стоя).

Ну что, нравится вам то личико, которое улыбается вам из зеркальца.

Старайтесь выполнять эти упражнения несколько раз в день. Это не всегда просто: если у вас плохое настроение или вы раздражены, вначале может получиться гримаса, кривая рожица. Но если вы внимательно посмотрите на свое отражение в зеркале, то через какое – то время Вам станет смешно, и наступит облегчение и у вас появиться хорошее настроение.

– Ребята, посмотритесь еще раз в зеркало и произнесите за мной следующие фразы без улыбки, а затем с улыбкой:


 

Доброе утро!
Извините, что я опоздал.
Спасибо за подарок!
Прошу тебя: «Побудь со мной».
Поздравляю с праздником.


 

На какое отражение Вам приятнее смотреть, которое улыбается вам или которое смотрит на вас хмуро? 

Всегда найдётся повод для улыбки. Отдохнём и посмотрим, как улыбаются животные.

Слайд с 22-31

- Не стало ли вам приятнее после того, как на вас стали смотреть улыбающиеся люди? Посмотрите, как идёт улыбка и детям, и пожилым, и молодым.


 


 


 


 

«Игра-кричалка».

– А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать вам вопросы, а вы отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья!».

1) Кто с улыбкою из вас
    Ежедневно входит в класс?

2) С улыбкой кто не расстается.
    Кто и шутит, и смеется?

3) Кто с улыбкою родится –
    С каждым хочет поделиться?

4) Кто с улыбкою поет
    Кто с ней весело живет?


 

- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Каждый человек хочет жить долго и счастливо. Вы согласны со мной? А для этого человеку необходимо крепкое … здоровье. Попробуйте сказать, от чего зависит здоровье? (компонентами здоровья являются чистота, соблюдение режима, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, правильное питание, одежда по погоде…)

На здоровье влияет ещё и настроение. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, берите с собой …что? (улыбку)

Мы сегодня поговорим о том, как с помощью улыбки улучшить своё настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других.

Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Надеюсь, что вы сейчас мне в этом поможете.


 

- Сказка “Про улыбку” Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.

Но однажды в городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар был ему не сладким, молоко - не белым, солнце - не ярким, хлеб - не пропечённым, а дети – непослушными… Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.

- Вы встречали таких людей? Давайте покажем, как ведет себя злюка? (кричит, топает ногами, скалится, надувает щёки, машет руками). Красиво?

- А теперь продолжим сказку встречи с Улыбкой. Что будет дальше? (…)

Закончите сказку позитивно!

Выслушиваются ответы учащихся

Как помочь этому человеку развеселиться, поменяться:

Выслушиваются ответы учащихся:

Развеселить

Пригласить в гости

Устроить праздник

Мы попытаемся вас развеселить.

Сценка по стих. «Яма» 1 класс.

Очень приятно, когда у человека есть чувство юмора.

Тест «Есть ли у вас чувство юмора?»

(если «да» - хлопаем)

Любите ли вы смеяться?

Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?

Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?

Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?

Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?

Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

Если вы похлопали 6 раз, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.


 

- Оказывается, 80% успеха в жизни (в т.ч. и в бизнесе) зависит от умения правильно общаться с людьми. Что значит правильно общаться? (быть вежливым, говорить понятно, выразительно, с улыбкой).

Очень важно уметь улыбаться - это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. Улыбайтесь, когда здороваетесь с родителями, учителями, друзьями, соседями, разговариваете по телефону, знакомитесь с кем-то.

С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Американские учёные установили, что когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества - гормоны, благодаря которым улучшается настроение. А плохое настроение ослабляет наш организм. Злоба, обида, недовольство могут привести к возникновению болезней.


 

- Упражнения-тренинги в парах.

1) Мама сегодня грустная и усталая. Вы хотите улучшить её настроение.

2) В библиотеке. Читатель разговаривает с библиотекарем, просит дать книгу.

3) В магазине. Покупатель просит продавца показать вещь.


 

- Разыгрывание сценки “3 подруги”.

Жили-были 3 подруги – Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь. Покажите, как поведут себя разные по характеру подруги.

- Итак, вы теперь легко ответите на вопросы.

а) У кого больше друзей: у веселого или равнодушного человека?

б) Можно ли с помощью улыбки улучшить свою жизнь?

в) С каким человеком легче и приятнее общаться?


 

- Теперь вы получите Памятки-рекомендации. Прочитайте их.

Каждый день тренируйся - улыбайся перед зеркалом. Одну минуту оставайся в таком состоянии.

У себя в комнате постарайся повесить картинку или фотографию смеющегося человека.

Чаще смотри на картины с пейзажами и животными.

Дома, в школе, на улице чаще улыбайся родителям, учителям, друзьям.

Улыбайся, когда здороваешься.

Помни - улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь.

- Куда повесите памятки?

9. В чём секреты улыбки? Обобщение.

В чём секрет улыбки?

–  (Высказывания детей)

Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.

Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.

Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.

Секрет 4. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.

Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни.

Разрешите мне дать вам один совет:

СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!


 

10. Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Что вы получили от этого занятия?

Какие выводы вы сделали для себя?

Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму, ибо только это достойно человека.

– Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться? (Улыбаются ли животные, растения, облака, Земля?) Слайды с 32-37.

Попробуйте нарисовать улыбку Земли.

Улыбка имеет большое значение в нашей жизни. Про улыбку говорят, что она продлевает жизнь, сохраняет здоровье, помогает общению. Улыбка – это лекарство от скуки, хандры, усталости. Улыбка необходима нам для того чтобы мир был добрее.

Улыбка многое может изменить, и как поется в знаменитой песенке «Улыбка»:

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...

Слайд с 38-41.

Улыбка очень важна в жизни людей. Улыбка всеми любима и желанна. И поэтому люди решили придумать праздник – Всемирный День Улыбки, который отмечают 1 октября. Впервые День Улыбки стали отмечать в 1999 году. А американский художник Харви Бэлл придумал символ Улыбки – смешную рожицу – СМАЙЛИК (в переводе с английского – улыбка)


 

Творческая работа.


 

Замечательно! А теперь, ребята, возьмите желтые медальки-смайлики и нарисуйте самую добрую, веселую улыбку в мире.

Ребята, а теперь повернитесь друг к другу лицом, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка – цветок, расцветёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх
Улыбка как дождик весёлый, как мячик,
Его не догонишь – отправимся вскачь,
Улыбка, как сон, и она, как мечта.
Улыбка поутру по-детски чиста.

А теперь Вы можете и подарить свою улыбку, смайлик тому, кому пожелаете.

Ребята, а я хочу вам подарить Буклеты – Памятки «От улыбки…».

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!


 

- Стань себе лучшим другом, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!


– Спасибо, за работу, за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Было бы хорошо увидеть презентацию...

14 February 2016