Внеклассное занятие.
Тема: «Этикет».
Цель занятия:
Задачи урока
Создание условий для усвоения понятия «Этикет» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
-учить оценивать поступок, а не человека совершившего его;
-объяснить, что отношение к греху и отношение к согрешившему человеку должно быть разным;
- показать связь кавказского этикета с этикетом других народов.
Предполагаемый результат
Уметь сравнивать и ценить свои поступки и поступки других людей
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Личностные:
-учить давать нравственно-этическую оценку поступкам людей.
Метапредметные:
-развивать коммуникативные навыки
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-участвовать в диалоге на уроке;
-Информационно-коммуникативные технологии.
- Проблемное обучение
Средства наглядности:
Раздаточный текстовый иллюстративный материал, компьютер, медиа проектор.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Выявление восприятия, мотивации.
Прочитайте эпиграф нашего урока:
Теперь, когда мы научились, летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. / Б. Шоу/
- Что значит « научились летать по воздуху, как птицы»?
- Как вы понимаете слова « жить на земле, как люди»?
- Читают эпиграф к уроку.
- Отвечают на вопросы учителя
- Объясняют, как они пронимают выражение « жить на земле, как люди».
- Составляют модель поведения человека живущего на земле, чтобы его можно было назвать ЧЕЛОВЕКОМ.
(моральные и этические нормы жизни человека на Земле)
Коммуникативные
-Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-участвовать в диалоге на уроке;
Личностные УУД:
Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям
фронтальный контроль
Понимание слов « жить на земле, как люди» детьми;
- определение моральных и этических норм жизни человека на Земле.
2. Подготовка к восприятию нового понятия
– Что такое правила в вашем понимании?
– Подберите синонимы к этому слову.
-Чем отличается этикет осетина от других народов?
3. Формулировка темы урока, постановка задач урока.
- Попробуйте сформулировать своё определение слова «этикет».
- Найдите, как объясняется это слово в толковом словаре.
-Вам нужно знать такое правило? Зачем?
-В чём нам предстоит сегодня разобраться? Какие задачи поставим для себя на урок?
-Читают тему урока.
-Дают объяснение слова «этикет».
-1 человек находит слово в толковом словаре:
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
- Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре.
- Высказывают гипотезу.
- Выясняют, зачем им нужно знать это.
- Где мы сможем применить эти знания?)
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить для себя учебные задачи
Коммуникативные
-Высказывать и обосновывать своё мнение.
Познавательные
- умение работать со словарём
4. Открытие нового знания
4.1 Чтение видов этикета учеником.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
• придворный этикет— строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
• дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
• общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Информация учителя:
«Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Таким образом, можно отметить, что этикет - это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы мы ни были, в какой - бы
стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.
Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Однако, если такой случай имеет место, то собирается все селение для суда над провинившимся, причем обычно выносят приговор сбросить его со связанными руками и ногами со скалы в реку.
Ю. КЛАПРОТ.
Гостя (кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровную месть за него... Они щедры, делят свое пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следующими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое». С тем, кто находится под их защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов.
Л. ШТЕДЕР.
Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо.
Б. А. КАЛОЕВ.
Весть о приезде гостя скоро распространяется по аулу, и сакля быстро наполняется народом.
Н. Ф. ДУБРОВИН .
А раз странник побывал в доме, он уже входит к ним в известного рода нравственные обязательства, роднится с ними духовно. Если проезжая аул в другой раз, он минует прежнего хозяина и остановится у другого, он наносит этим первому кровную обиду и позорит его в глазах всего аула. Это значит, что его принимали плохо, что он недоволен гостеприим¬ством прежнего хозяина...
...Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была его крайность. Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может... Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.
Е. МАРКОВ.
У Осетин очень почитают предков и старших.
Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет.
(Из послания скифов персидскому царю Дарию)
ГЕРОДОТ .
Не менее распространенной и действенной была присяга именем предков. Клятва предками особенно почиталась скифами, нарушение подобной клятвы каралось смертной казнью. «Человеку, на которого укажут как на клятвопреступника,— говорит Геродот,— отрубают голову, убивают сыновей его и конфискуют все имущество». Священной была клятва предками и у осетин, а оскорбление вызывало у последних кровную месть.
А. X. МАГОМЕТОВ.
Основой семейного быта осетин служит уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет. Уважение это простирается до того, что каждый считает непременною обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был и низшего происхождения. Учтивость эта никогда не нарушается, соблюдается в семействе с особою строгостью.
Н. ДУБРОВИН .
Старшинство вообще в огромном почете у осетин. Младший брат во всем слушается старшего, служит ему, не садится при нем. Полковники, заслуженные офицеры из осетин, встают со своего места и уступают его, когда в дом войдет старший, хотя бы простой пастух.
Е. МАРКОВ.
Осетины демократичны по своей натуре... Это самый этикетный народ, как китайцы, которых они даже превосходят в почтительном отношении к старшим.
С. ФАРВОРОВСКИЙ.
Когда вы идете со стариком, то должны непременно держаться левой стороны его. Если вас будет трое, то вы должны идти в таком порядке: старший идет посередине, средний с левой его стороны, а младший с правой. Это потому, говорят осетины, чтобы не нарушался порядок; если придется младшего послать куда-нибудь, то старший и по уходе младшего остается с правой стороны, а средний — с левой. То же самое наблюдается и при верховой езде... Если осетин куда-нибудь выезжал и встречался на пути со старшим (верховым же), то должен был повернуть своего коня и ехать со встречным рядом, конечно с левой стороны, до тех пор, пока тот не отпустит его».
4.2 Работа по картине .
-Кого видите на картине?
-Где происходит действие?
-Как выглядят люди?
- Как вы думаете, зачем мужчины встали?
-Какой обычай здесь показан?
4.3 Поговорки на тему этикет
Хороший сын — крепость, плохой сын — горе
Даже в этой кавказской пословице просматриваются кавказские корни, ведь здешние народы очень чтят семью, а особенно отношения между отцом и сыном. Пословица говорит о том, что от плохого сына одни неприятности, в то время как хороший сын не заставляет родителей о нем беспокоиться.
Не сдержишь слова, не сдержишь и клятву
Человек, который не может сдержать даже самого простого — своего слова, не сможет в будущем сдержать более дорогое — клятву близкому человеку. То есть, отступившись единожды, оступится еще раз.
Что сделаешь для отца, сделают для тебя твои дети.
5. Подведение итогов урока.
— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
- Высказываются по поводу материала урока.
6. Самооценка
Оцените свою деятельность на уроке с помощью лесенки успеха.
7. Домашнее задание.
Продолжить предложение:
«Я не буду …., так как ….» .
Куликова Ирина Геннадьевна