Занятие внеурочной деятельности в 3 классе по теме «Фруктовый этикет»
Пояснительная записка к презентации
PPT / 7.28 Мб
Занятие внеурочной деятельности в 3 классе
по теме «Фруктовый этикет»
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Школа этикета »
Класс: 3
Место в программе:
Данное занятие входит в цикл занятий раздела "Столовый этикет"
Форма занятия: мастер-класс
Тема: Фруктовый этикет
Цели: научить детей умениям и навыкам культурного поведения за столом при употреблении десертных блюд из фруктов, показать как правильно подавать такие блюда на стол гостям.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: обогащение словарного запаса терминами "десерт", "порционное блюдо", развитие грамматического строя речи учащихся на практике.
Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Вносить необходимые коррективы в действие в ходе выполнения практической работы
Оборудование: презентация, столовые приборы, ножи, тарелки, салфетки, фрукты, ягоды.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня у нас необычное занятие по этикету, мы узнаем не менее важные правила поведения за столом.
-Ребята, давайте расскажем, что же это такое этикет? ( Слайд 1)
(2 подготовленных ребёнка читают стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?»)
- Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
- Это нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
- Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
- Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов
- И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
2. Основная часть.
Учитель: - Манерам поведения за столом всегда придавалось большое значение: как правильно сидеть и есть, как правильно пользоваться столовыми приборами, как красиво вести себя за столом? Что можно делать за столом, а чего нельзя?
(Слайд 2)
Дали мартышке вилку и нож,
Что с ними делать — не разберешь.
Проще без вилки и без ножа
Есть ананас, ногами держа.
- Ребята, с какой проблемой столкнулась мартышка? Чему надо научиться мартышке?
- Сегодня наш девочки покажут мастер-класс - как по этикету подавать и есть фруктовые и ягодные десерты.
Игра " Фруктово-ягодная азбука"
- Сначала поиграем в игру "Фруктово-ягодная азбука"
На экране появляются буквы по алфавиту - дети на эти буквы называют фрукты и ягоды. (Просмотр слайдов)
а - ананас, арбуз
б - банан
в - вишня, виноград
г - груша
д - дыня
е - ежевика
ж - жимолость
з - земляника
и - изюм
й - йошта
к - клубника, калина, киви
л - лимон
м - малина
н - нектарин
о - облепиха
п - персик
р - рябина
с - слива
т - тёрн
у - урюк
ф - финики
х - хурма
ц - цукаты
ч - черника, черешня
ш - шиповник
э - эшта
ю - ююба
я - яблоко
Учитель: - Фрукты и ягоды подают на стол в качестве десерта порционно и на общем блюде. Как брать фрукты с общего блюда? Как красиво есть апельсин и мандарин, землянику, клубнику и малину, арбуз и дыню, персик и абрикос, банан? Можно ли гостям подавать гранат и орехи? Как есть компот? Всему этому научат нас наши девочки.
Мастер-класс "Как есть фрукты и ягоды"
Девочки по одному выходят к столу с оформленными фруктово-ягодными блюдами, рассказывают и показывают правила подачи фруктов, ягод и орехов, как их правильно есть.
АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.
АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.
АПЕЛЬСИН. Можно подавать двумя способами.
Первый способ: вымытый апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо кожуры, выедают мякоть.
Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на дольки, которые можно брать рукой.
БАНАН. Очищают от кожуры надрезая ножом вдоль, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой. Можно есть, держа в правой руке без ложки и вилки. Кожуру кладут на тарелку.
ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной ягоде.
ВИШНЯ. Можно подавать с черешками и без них. Ягоды кладут в рот по одной, семена вынимают изо рта, пользуясь чайной ложкой, осторожно кладут на тарелку
ЗЕМЛЯНИКА, клубника. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и обмакивая в сахарную пудру.
Если подают ягоду без чашелистиков, то предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной ложечкой.
ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и кладут в чашечку с чаем или кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона вынимают и кладут на край блюдца.
ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части с помощью ножа на тарелке. Дольки едят руками.
ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, едят с помощью вилки и ножа. Дольки можно есть руками.
МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками.
ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют косточку и кладут в рот половинки.
КИВИ, КЛУБНИКА — как и все ягоды, подают разложенными на тарелочках, едят чайной ложкой.
ОРЕХИ — никогда не грызут зубами, а раскалывают специальными щипцами. Для скорлупы ставят тарелочки.
Из ШИПОВНИКА, СМОРОДИНЫ, КЛЮКВЫ И ДРУГИХ ЯГОД делают отвары, варят варенье. Варенье специальным ножом намазывают на булку. Компоты подают охлаждённым в специальных пиалах - "компотницах" - с ягодами. Компот поедают десертными ложками. Косточки незаметно выплёвывают на ложку и кладут на тарелку.
Учитель: - Существуют также и общие правила «фруктового» этикета
Если с кем-либо хотят поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают лучшую половину. Себе оставляют половину с хвостиком, сердцевиной или косточкой.
Отведав фрукт, вытирают руки бумажной салфеткой и кладут ее на фруктовую тарелку.
При сервировке фруктового стола обязательно ставьте на стол влажные салфетки, так как многие плоды очень красятся.
Игра-практикум "Весёлое застолье"
Все дети приглашаются за накрытый стол. Каждый ребёнок тренируется в правильном использовании приборов при потчевании фруктово-ягодных десертов.
3. Рефлексия
- Какие фрукты легко есть? Что для вас показалась трудным? В чём вам ещё надо потренироваться?
4. Подведение итогов
Читает подготовленный ученик:
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.
Учитель: - Если хочешь не краснеть —
Надо это все уметь!
— Желаю успехов, дорогие девчонки и мальчишки!
Список использованной литературы:
1. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов.- Ярославль, Академия развития,2009.
2. Михалков С. В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. Библиотека мировой литературы для детей. Т. 22, кн. 3. — М.: Издательство «Детская литература», 1981.
интернет-ресурсы:
http://collegy.ucoz.ru
https://smak.ua
Кадырова Ольга Игоревна