Этнопедагогические возможности народных промыслов
Этнопедагогические возможности народных промыслов.
Петухова Саргылана Петровна – учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева»
Этнопедагогика - наука о народном воспитании, наука об опыте и идеях народной педагогики, это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер и строящаяся на взаимодействии различных гуманитарных наук: педагогики, психологии, этнологии (этнографии), социально-культурной антропологии, теории и истории культуры, этики, эстетики, социологии, религиоведении, теории коммуникации, конфликтологии. Междисциплинарный характер обуславливает сложность научных исследований в области этнопедагогики, но в то же время отражает одну из наиболее актуальных тенденций в развитии гуманитарного научного знания - интеграцию научных областей с целью формирования комплексного системного представления о человеке как объекте этнопедагогического воздействия.
Основная формула этнопедагогики выражена в трех предложениях -вопросительном, повествовательном и восклицательном: Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего!
“Золотое правило” этнопедагогики состоит в следующем: без памяти (исторической) нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности - нет личности, без личности нет народа (как исторической личности).
Сейчас становится более актуальной проблема не только сохранения, но и развитие национальной культуры и использование этнопедагогических возможностей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Для сегодняшней педагогики важным является уникальность личности, ее развитие. Идея индивидуальности заключается в необходимости сохранения особенности. По нашему мнению человек развивается, когда развивается нация. Каждый народ остается самим собой, пока сохраняется язык, природа и память о свей культуре и истории. Именно бережное отношение к традициям, обычаям, ценностям входит в понятие народной культуры.
Огромную роль в воспитании личности играет народный промысел. Детей нужно и необходимо приобщать к труду с раннего возраста, ребенок уже с детства должен научиться осваивать ценности, и чтобы это освоение продолжалось в течение всей жизни. В процессе труда у детей складывается оценочное суждение, воспитывается чувство меры, аккуратность и культура труда, возникает желание создавать. В нашей школе большое внимание уделяется коллективному труду. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Труд для народа не только жизненная необходимость, но и сфера многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные отношения.
Дети должны приобщатся к труду и традициям своего народа вместе с родителями. Это помогает в будущем ценить труд и обычаи. У якутского народа много традиций и обычаев, связанных с охотой и рыболовством, но самое интересное это «мунха». Якутская мунха- древний способ рыбной ловли, бережно хранимая из века в век, переданная из поколения в поколение - традиция и культура древнего народа саха. В Якутии широко распространена мунха в зимнее время года, обычно это первая половина ноября. У нас более 6000 тысяч озер. Мунха для якутов является священным обрядом, испокон веков она объединяет народ, и является вторым по массовости событием года. С малых лет все с радостью посещают мунха, ведь это не только вид рыбалки, но и праздник. Во время этого мероприятия дети учатся обычаям и приобщаются к коллективному труду. Изучают традиции своего народа, расширяют представления о способах рыбалки. Мунха воспитывает патриотизм, уважение и любовь к родному краю, стимулирует творческую активность. В мунха работают все – никто не стоит. Этот вид промысла приучает к коллективному труду. В коллективе дети приучаются трудится сообща, помогать друг другу, развивается чувство коллективизма, взаимопомощи. Тем более мунха это труд в природе. Он расширяет кругозор, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей способствует формированию отношения к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. Коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело. Дети овладевают практическими навыками обращения с инвентарем.
Наша Тандинская школа агропрофилированная, поэтому имеет 5 озер. В двух озерах традиционно каждый год проводят мунха, в озере Абага куелэ и Ыарга. Весь педогогический коллектив вместе с учениками едут на озеро в начале ноября или в конце октября (см.приложение 1). Ученики учатся подледной рыбалке, старшие ученики помогают младшим. Сперва проводят обряд перед рыбалкой, просят у озера хорошего улова. Потом делят работу и приступают к рыбалке. Знакомятся с традиционным инвентярем для подледной рыбалки: мунха невод ( ийэтэ матня, кыната крыло), таастыган грузило, анньыы клешня, хамыйах черпак, суур совок, ачаах вилы, утумэх прогонная жердь, нырыы тонкая длинная палка, для загона рыбы, олуур палка при помощи которой поворачивают жердь. Для того, чтобы молодежь не забыла традиции, обычаи при подледной рыбалке родители и учителя приобщают учеников к этому с раннего детства (см.Приложение 2).
Этнопедагогику народа саха схематично можно представить следующим образом:
Принципы:
• природосообразность (знание закономерностей и явлений природы, уважительное и бережное к ней отношение);
• культуросообразность (знание культуры своего народа, его духовных и материальных ценностей- литературы, истории, музыки, фольклора, религии, изобразительного и прикладного искусства), уважительное отношение к культуре других народов);
• связь с жизнью (мировосприятие и миропонимание, знание основ развития человеческого общества);
• народность (знание истории своего народа, уважение к его традициям и обычаям. духовным этническим ценностям, любовь к родной земле).
Функции:
• подготовка к труду;
• подготовка к жизни в общине;
• подготовка к семейной жизни.
Компоненты:
• педагогика быта;
• педагогика семьи, рода, племени, народности, нации.
Методы и приемы:
• разъяснения, поверье; беседы, пожелания, совет; намек, одобрение, упрек; благодарность, уговор; запрет, личные пробы.
Средства воспитания:
• песни, благословение; загадки, пословицы; поговорки, сказки, легенды, предания и др.
Воспитатели:
• семья, родственники, умельцы, мастера, община, народ.
Таким образом, этнопедагогика народа саха обрела вполне четкие контуры, которые отличают ее от народных педагогик других этносов.
Она нашла достойное место в школах республики, где сильны этнические корни, не потеряны связи с культурой, историей и обычаями своего народа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что народные промыслы, в особенности мунха, является средством воспитания личности и всестороннего развития детей, приобщение их к традициям, обычаям своего народа:
Коллективная работа во время мунхи доставляет детям много радости, удовольствия и содействует их всестороннему гармоничному развитию;
В процессе у детей воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых;
Развивается интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудится сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи, формируются практические навыки;
Мунха расширяет кругозор, учит осознанно-правильному отношению к природе;
Развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, намечать последовательность действий, распределять их по времени и между участниками, оценивать результаты труда;
В процессе развивается активность детей. Мунха закаляет детей физически, делает их более выносливыми, укрепляются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная системы организма;
Посильная и интересная работа доставляет удовольствие, результаты работы – наслаждение, а это основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться.
Литература
Волков Г.Н. Этнопедагогика.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л. Н. Бережнова,
И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — Москва : Академия , 2008.
Нездемковская Г. В. Этнопедагогика: учебное пособие / Г. В.
Нездемковская.— Москва : Академический Проект , 2011.
Харитонова С. А. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие / С. А.
Адоньева С. Б. Прагматика фольклора / С. Б. Адоньева – СПб, 2004.
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – Москва, 1985.
Хухлаева О.В. Этнопедагогика :социализация детей и подростков в традиционной культуре. М.:МПСИ, 2008.
Приложение 1.
В 2012г в двух озерах (Аба5а, Ыар5а) в целях будущего рыболовства были переселены караси из озера Биэр Бут. Спустя 3 года в 2015г из о.Ыар5а выловили 87 куля. Самый хороший улов наблюдается в 2017 году.
Приложение 2.