Урок литературы в 6 классе «Это не должно повториться» по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

6
1
Материал опубликован 11 April 2016

Тема урока «Это не должно повториться!» по рассказу Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»,  обменяться опытом прочтения;
  • Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
  • Помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети и война.
  • Проследить связь поколений на примере удивительной дружбы девочек с Васильевского острова;
  • Развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения работать в группе, творческого мышления.

Оборудование:  кусочек черного хлеба, хлебная карточка,  музыкальное произведение  саунтрек Э. Артемьев «Свой среди чужих, чужой среди своих».

На доске записано

ДНЕВНИК, ЛЕНИНГРАД,  БЛОКАДА, 900 дней и ночей,  ДОРОГА ЖИЗНИ, ТАНЯ САВИЧЕВА

 

ХОД УРОКА

Организационный момент. Создание комфортной ситуации на уроке.

Здравствуйте, ребята.

 Настроенье каково? - Во!

Может вы уже устали?

- Мы с собой таких не брали!

Молодцы! - Это мы!

Это мы! - Молодцы! У вас  хорошее настроение. Итак, за работу.

 

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Я прошу вас обратить внимание на слова, выписанные на доску: Это слова, с которыми вы познакомитесь  в течение урока. Ребята, прочитайте, что написано на доске? Откуда эти слова? Кто такая Таня Савичева? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?   (О голоде, Тане Савичевой, об ужасах войны, о детях, которых хотели убить голодом, о непокоренном Ленинграде, о том, что война больше не должна повториться)

 

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Давайте запишем их  в тетрадь: «Что такое дневник? Какие дневники бывают?» В толковом словаре Ожегов С.И. дает такое определение понятию «дневник»: записи,  ведущиеся изо дня в день (ответы детей):Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах – школьный дневник. Тетрадь для записи своих мыслей, чувств  - личный дневник. Каким разным может быть дневник! Мы же поговорим об особом дневнике: дневнике Тани Савичевой, познакомившись с  произведением Ю.Яковлева.

Ленинград – Санкт-Петербург.

Блокада окружение города войском неприятеля с целью отрезать от внешнего мира и этим принудить сдаться.

1941г. – 1943г. – 900 дней  и ночей длилась блокада Ленинграда.

Дорога жизни – дорога в блокадном Ленинграде, по которой возили продовольствие в город и вывозили больных и детей.         На 3-ем км  Дороги Жизни поставлен памятник «Цветок жизни», детям блокадного Ленинграда, о которых идёт речь в рассказе. На лепестках  этого цветка  слова песни «Пусть всегда будет солнце»,  а рядом каменные строки Таниного дневника. 

Ребята, каковы цели нашего урока? Что мы хотим узнать? (обменяться впечатлениями, мыслями, вспомнить о блокаде Ленинграда, развивать навыки связной речи).

Учитель: Согласна с вами и еще проследить связь поколений на примере удивительной дружбы девочек с Васильевского острова;

 

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся

Слово учителя

Я бы хотела, чтобы мы с вами прониклись всем сердцем к этой трагической теме и создали свой проект «Письмо Тане» по  рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Кто они, эти девочки? Что за Васильевский остров? ( Это район Санкт-Петербурга. Остров, образованный на месте слияния рек Невы и Невки). Ребята, так совпало, что сегодня 27 января отмечается  День воинской славы России — День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год) ныне Санкт-Петербурга, и именно в этот день мы с вами поговорим о Тане Савичевой. Мы знаем, что такое блокада. Это 900 дней ужаса, постоянных бомбежек, голода, холода. Дети, работающие на заводах за дополнительную пайку хлеба. Это дорога по льду Ладожского озера, по которой доставляли в город продовольствие и боеприпасы, и вывозили раненых и детей, оставшихся без родителей. Дорога, которую фашисты ежечасно бомбили, и тем не менее это была единственная дорога. Дорога Жизни. И смерть... Вы скажете: «Зачем об этом говорить? Ведь это страшно!..» Да, страшно. Но нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти.

Ребята, о чём этот рассказ?

-Это рассказ  о блокадной девочке, написанный, как бы от лица другой маленькой ленинградки.  Рассказ написан в послевоенные годы.

 

III. Работа над темой урока

 Рассказ Ю. Яковлева называется “Девочки с Васильевского острова”. О каких девочках идёт речь? Давайте познакомимся с ними. Речь идет о Тане Савичевой – жительнице блокадного Ленинграда,  и Вале Зайцевой – девочке, живущей много лет спустя после войны.  Мы понимаем, что Тани нет давно на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой.  Обратимся к тексту. Чтение со стопами.

Как это удается автору? Как создается им образ девочки ? Это мы чувствуем уже с первой фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о том, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. У неё есть брат Лёка. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил. Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером».

Но Валя, от лица которой ведется повесть, не раз говорит о всех девочках с Васильевского острова. Чем же они примечательны? РАБОТА В ГРУППАХ.  1 группа - дать характеристику Вале Зайцевой, 2 группа- Тане Савичевой, 3 группа-что объединяет девочек? 5 минут Проверяем  Обращаемся к тексту. Ответы детей:

1 группа. Они боевые, умеют дать отпор  и добиваться своей цели. «Мы  василеостровские девчонки, - говорит героиня рассказа Валя, - умеем постоять за себя, когда надо…»; «Мы василеостровские девчонки, кого хочешь, найдем!».

Они -  настоящие подруги и никогда не бросают друзей в беде («…И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать»).

Они очень  мужественные. Валя уверена, что не будь Таня Савичева «василеостровской ленинградской, не продержалась бы так долго».

  Попытаемся сравнить Валю Зайцеву и Таню Савичеву. 2 группа

Валя Зайцева

Таня Савичева

1.            Она, как и все «василеостровские девчонки», боевая и решительная. «Вчера я отдубасила одного мальчишку, - рассказывает девочка. – Отвесила ему хорошего леща».

2.            Она настойчивая и добивается своего во что бы то ни стало. Когда ее не хотели допускать к строительству памятника детям блокады и требовали, чтобы она приходила только «со своим районом», Валя не сдавалась и добилась своего.

3.            Она -  настоящая подруга и готова прийти на помощь в любую минуту. Рассказывая о заикании Тани, Валя говорит: «Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я бы нашла такого».

4.            Она хочет подарить Тане своего хомячка, поиграть с ней в ее игры, чтобы только подружке стало веселее.

5.            Валя глубоко переживает все, что было с девочкой из блокадного Ленинграда, она не раз пытается поставить себя на ее место, чтобы почувствовать себя так же, как Таня: «Если просто хочешь есть, это не голод. Поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все. Что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом – умирает». 

1.            Таня «была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах – споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово».

2.             «Моя подружка пела, потому что когда поешь – не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна. Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол: «Дети, сегодня мы займемся повторением…» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате никого нет».

3.            Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она «не сдавалась – жила в родном городе в самое трудное время».

Вывод: Все, что происходило в  жизни Тани , стало и Валиным, как и должно быть у настоящих подруг.

 

3 группа: Что объединяет девочек?

1.            Они «одногодки».

2.            Они с Васильевского острова

3.            Они соседки

4.            Учатся в одной школе.

5.            У них одинаковый почерк и одинаковые записные книжки. («У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

6.       Дружба.

В нашем рассказе встретились несколько слов и выражений смысл которых хотелось бы уточнить.

7.     Отвесила ему хорошего леща -  прост. Ударить, сильно шлёпнуть. (дать леща прост.)

8.     Сечет дождь - силой хлещет.

9.     Керосиновая лавка - небольшой магазин, где продавали керосин – продукт нефтепереработки.

10.  Булочная - магазин, торгующий хлебными изделиями.

11.  Декламировать стихи- выразительно читать, произносить (художественный текст).

12.  рейсфедер  Чертёжный инструмент для проведения линий тушью, жидкой краской.

13.  Буржуйка – разг. Металлическая печка-времянка.

14.  Осажденный - находящийся в осаде, окруженный войсками неприятеля

Ребята, скажите, пожалуйста, почему много раз повторяется «Мне рассказывали».  Что это значит?  Этот  дневник – маленькая записная  книжка с семью страшными записями,  был предъявлен в качестве обвинительного документа  на Нюренбергском  процессе, где судили немецкий фашизм.

Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни?

А почему Валя решила отыскать её?  Она своими глазами хотела увидеть эту Дорогу жизни, которая для Тани стала дорогой смерти. Прочитаем текст

Какие чувства испытала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

«Женя умерла 29 декабря в 12.30 часов утра 1941 года».
Что это значит?— Кто эта Женя, которая умерла?— Почему она умерла?
 — Где это произошло? Что вообще происходило в мире 29 декабря 1941 года? Кто написал эти страшные слова: «Женя умерла»?
 Не каждый человек  сможет написать о смерти близкого человека. А Таня смогла!  Каждый день она открывала маленький блокнот и записывала, что произошло. У нее хватило смелости, чтобы написать о смерти бабушки, брата, сестры, дяди… 

      

Слово  «блокада» - холодное, тяжелое слово, оно несет смерть. В нашем  сознании возникает  галерея блокадных образов: детей, тонких, как тростиночка, молодых людей, похожих на  старцев, стариков, полуживых-полумертвых. Это и есть блокада».

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.

Подготовленный ученик читает  На печке и на стенах лёд.
Молчит всё время репродуктор.
Блокада. Сорок первый год.
Сегодня выдача продуктов.
Никак не выйти в магазин,
Хотя он с нашим домом рядом.
На улице совсем вблизи
Ложатся снова артснаряды.
Мороз опять сковал меня.
Во что бы потеплей одеться?
Живу на линии огня
И не могу никак согреться…

Найдите запись

 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года». Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

"Бабушка  умерла 25 янв. Зч. дня 1942г.".

Пока я писала про Женю, умерла бабушка.

Если просто хочешь есть, это не голод - поешь часом позже.

Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод - когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце - все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.

125 блокадных грамм с огнем и кровью попалам… Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой.

Блокадный хлеб, хлеб, в котором было 2/3 примесей травы, соломы и бог знает чего еще,  те 125 грамм в сутки, которые были единственным источником жизни, на который молились.

Ребята, встаньте, пожалуйста. Возьмите на ладошку этот кусочек хлеба.

 Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет?  Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Спасибо, садитесь.

Работа в парах.

… "Лека  умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.".

У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.

Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером. Мне рассказывали.

Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила "буржуйка", где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...

- Пиши, - тихо сказали мне.

В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово "умер" исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:

- Пиши, Валя Зайцева, пиши.

И я снова написала - "умер".

 

     Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.".

"Дядя Лёша  10 мая в 4 ч. дня 1942г.".

Я очень устала писать слово "умер". Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась - жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.

- Что же ты не пишешь? - тихо сказали мне. - Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.

Я долго не решалась открыть страничку на букву "М". На этой страничке Таниной рукой было написано: "Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года". Таня не написала слово "умерла". У нее не хватило сил написать это слово.

Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый.

Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.

- Можешь еще писать?

- Я допишу, - ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева- моя... подружка.

Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила - значит, не сдавалась!

Открыла страничку "С". Там было два слова "Савичевы умерли".

Открыла страничку "У" – "Умерли все". Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву "О" – "Осталась одна Таня".

И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.

И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: "Почему одна?

А я? У тебя же есть подруга - Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?

 

РАБОТА В ПАРАХ. Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

Скорбная дата дневника

Чувства Вали(их нет на листочках детей)

«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.»

Стало холодно,  и захотелось уйти

 «Бабушка умерла 25 янв. 3ч. дня 1942г.»

Делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.»

Не хотелось писать снова слово «умер».

 «Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.»

Очень устала писать слово «умер»

«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»

С каждой буквой понимает, что Тане становилось все хуже и хуже

Мама 13 мая в 7.30 час. Утра 1942 года»

Крепко сжала палочку и коснулась бетона. Она писала изо всех сил

«Савичевы умерли»

Хотелось зачеркнуть последнюю страницу, но палочка сломалась, и бетон затвердел.

 

 

Вывод: Валя проживала жизнь своей подруги, она очень тонко чувствовала свою Таню…

Кто стал причиной её смерти? Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград? Прочитаем этот отрывок.

Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”.

Почему Валя говорит о них как о живых?

Остались в своём времени, значит, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для Вали все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.

ПРОЕКТ (задание) Ребята, а давайте Тане напишем небольшое письмо. (Играет саунтрек)

О чем мы ей напишем? У нас ведь есть, что сказать ей. Можно поделиться с ней своими мыслями, впечатлениями. Надо выдержать жанр письма. Вспомним, в  начале письма нужно поприветствовать, сказать, кто пишет, затем -основная часть,  письмо завершить прощанием.

Ребята,  мы сегодня познакомились с девочкой немыслимой судьбы, поговорили о книге, которая, на мой взгляд, оставила в вашей душе огромный след. Какие выводы мы сделали, прочитав этот рассказ?

1.     Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова» заставляет нас пережить ужас блокады, чтобы мы, последующие поколения, знали, что война и дети – понятия несовместимые.

2.     Человека помнят по его поступкам.

3.     Пережить войну сердцем возможно, обращаясь к произведениям о войне.

4.     Прикосновение к великому подвигу человеческого духа помогает ощутить благодарность тем, кто выстоял в трудной борьбе за Победу.  Я согласна с вами, ребята. А еще нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий. Не оборвется связь времен, если вы расскажете обо всем, что узнали сегодня на уроке.

 Оценки учителя. И закончим наш урок как всегда. «Звёздный дождь»

Капает одна капелька - одним пальчиком по ладошке.

Капают две капельки - двумя, и так далее.

Пошёл звёздный дождь - аплодисменты. Спасибо за урок!

 

Комментарии

Я присутствовала на этом уроке и мне очень понравилось. Такая тесная связь с историей!!!

21 April 2016

Похожие публикации