12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46478
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
15

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю. Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»



Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Ход урока

1. Оргмомент. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем необычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь.

- Совсем недавно мы с вами прочитали немало книг о жизни ваших ровесников, действие в которых происходит во время Великой Отечественной войны или в послевоенные годы. Давайте вспомним эти книги и их авторов.

- «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера» «Уроки французского» В. П. Астафьева, «Конь с розовой гривой В. Г. Распутина.

- Что мы можем сказать о времени, которое объединяет эти произведения? (ВОЙНА – страшное время…)

2. Актуализация знаний и целеполагание.

- Сегодня наш урок посвящён ещё одному рассказу о ВОВ. Это урок внеклассного чтения по книге Ю. Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Давайте определим тему нашего урока. О чём этот рассказ? (Это рассказ о двух девочках – подругах). А чем он необычен? (Девочки живут в разное время: одна – во время ВОВ, а другая – намного после неё). А если точнее – в 70-е г.г. 20 века. Как же они могут дружить? (Одна из героинь, Валя Зайцева, знает всё про свою подругу Таню Савичеву. Ей рассказывали. Она хранит в памяти всё, что когда-то было важно для Тани). Постарайтесь сформулировать тему урока.

- Тема памяти в р-зе Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

Запись в рабочих листах темы урока

- Каковы цели нашего урока?

- Познакомиться с рассказом, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок может предостеречь.

3. Аналитическая беседа

- Где происходит действие рассказа? (В Ленинграде – послевоенном, мирном, и военном, блокадном).

- Что вам известно о блокаде Ленинграда? (Ответы уч-ся)

-Давайте послушаем рассказ Алеши Бобнева об этом страшном времени, чтобы лучше понять содержание рассказа Яковлева.

Рассказ о блокаде Ленинграда

- Давайте обратимся к презентации, чтобы увидеть страшные цифры (Слайд «Только факты»)

- История Тани Савичевой – это лишь одна трагическая страница страшной блокадной книги – книги Памяти и Скорби. Давайте послушаем отрывок из рассказа.

Чтение отрывка из рассказа

- Что же объединяет героинь Яковлева? (Ровесницы, в одном доме, учатся в одной школе, почерк одинаковый)

- Чем удивителен образ Тани Савичевой? (Для Вали она живая девочка).

- Ребята, в тексте упоминается Дорога жизни? Что вы о ней знаете?

(Дорога по Ладожскому озеру, которая соединяла город с Большой землей. По ней в город ввозили продовольствие, снаряды, вывозили детей и женщин. Находилась под постоянным обстрелом немецких самолетов).

- По этой дороге из города в Горьковскую область вывезли и Таню – единственную оставшуюся в живых из большой семьи Савичевых. Но спасти девочку не удалось. Она умерла в возрасте 14 лет.

- Почему Валя Зайцева так дорожит этой дружбой? Какие черты характера девочки показывает нам автор? (Решительность, упорство, способность переживать чужое горе, настойчивость в достижении цели, сила воли, чувство ответственности за свои поступки). В чем она видит свой долг перед Таней, всеми погибшими и оставшимися в живых ленинградцами? (Рассказать о них, сделать то, что в её силах, чтобы о Тане знали и помнили другие люди). Именно поэтому девочка пишет на бетонных плитах мемориала страшные слова из Таниного дневника.

- «Цветок жизни» - так называется памятник, посвящённый детям блокадного Ленинграда. Прочитайте в рабочем листе историю его создания. Подчеркните главную информацию. Что у вас получилось?

Сообщение учащегося об истории памятника «Цветок Жизни»

Показ слайдов презентации

- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Прочитайте эти строки из текста.

Просмотр видеофрагмента «Дети войны»

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Давайте подведём итоги урока.

- О чем заставляет задуматься рассказ Яковлева?

- Чему он нас может научить? (Научить дружить, уважать ветеранов войны, которые победили фашистов, ценить то, что мы имеем, – нашу мирную счастливую жизнь, своих родителей и друзей, своё беззаботное детство, дорожить своим настоящим, делать всё, чтобы наше будущее было мирным и о войне мы знали только из книг и фильмов).

- Ребята, а какова наша тема сегодня? Что главное мы должны вынести с урока? Для чего еще мы читали книгу? Рассказать другим о том, что узнали о войне, о Тане, чтобы не порвалась связующая нить между настоящим и прошлым. Вспомните, как часто говорит Валя Зайцева фразу «Мне рассказывали». Наш долг – помнить!

- Спасибо всем за урок. Домашнее задание чтение ст-я о войне

Сегодня я поняла, что…

________________


Технологическая карта урока
DOC / 69 Кб

      Рабочий лист ученика_______________________________________________

      Тема занятия  ______________________________________________________                   

                                                                                 Поклонимся великим тем годам!

                                                                                            (М. Львов, слова из песни)

Работа с текстом произведения. Аналитическая беседа.

 

Где происходит действие рассказа?

Что вам известно о блокаде Ленинграда?

- Прослушайте рассказ о блокаде Ленинграда, чтобы лучше понять содержание рассказа Яковлева.

- Выпишите в рабочий лист наиболее важную, по вашему мнению, информацию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Выпишите из презентации следующие цифры:

 

Более __________ тысяч ленинградцев умерло от голода

На Пискаревском кладбище - месте массовых захоронений в блокаду - похоронено более ________ тысяч человек

- Внимательно прослушайте отрывок из рассказа.

Опираясь на него и на текст рассказа, подумайте над вопросами:

 

Что объединяет героинь Яковлева?

 _______________________________________________________

Чем удивителен образ Тани Савичевой?

 ____________________________________________________

- Ребята, в тексте упоминается Дорога жизни? Что вы о ней знаете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- Почему Валя Зайцева так дорожит этой дружбой?

_____________________________________________________________________________

- Какие черты характера Вали показывает автор? Запишите их.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

- В чем она видит свой долг перед Таней, всеми погибшими и выжившими ленинградцами?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

- Прочитайте текст об истории создания памятника «Цветок жизни». Подчеркните (выделите) главную информацию. Что у вас получилось?

Мемориал «Цветок жизни» сооружён в 1968 году на 3 километре легендарной Дороги жизни. В состав мемориала входит памятник "Цветок жизни", аллея Дружбы и траурный курган "Дневник Тани Савичевой", состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника.

На большой площадке стоит пятнадцатиметровый мраморно- белый цветок. У него пять больших распустившихся лепестков весом по 17 тонн каждый и четыре малых - весом по 5 тонн.
«Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввысь. Из лепестков тянется высокий стебель. Он несёт главную часть цветка - венчик размером в диаметре 4,6 метра. На венчике детским почерком вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце!» И рядом - улыбающаяся рожица мальчугана. В центре площадки стела.

На ней надпись:


ВО ИМЯ ЖИЗНИ

ПРОТИВ ВОЙНЫ

ДЕТЯМ - ЮНЫМ ГЕРОЯМ

ЛЕНИНГРАДА

1941- 1944 годов

Авторы монумента - А. Левенков и П. Мельников.

В 1971 году у «Цветка жизни» были установлены каменные плиты. На них высечены слова из дневника Тани Савичевой.

- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Выделите эти строки в тексте.

- Просмотрите видеофрагмент о блокаде «Дети войны». Какие чувства он у вас вызывает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос:

«О чем рассказ Ю. Яковлевича «Девочки с Васильевского острова»?». Оформите краткую запись

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов. Рефлексия.

- О чем заставляет задуматься рассказ Яковлева?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

- Чему он нас может научить?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Творческое задание (трёхминутное эссе) на тему «Сегодня я поняла, что …»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Домашнее задание

1). Выписать из Интернета высказывание о памяти, которое вам показалось наиболее значимым и подходящим к теме урока.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

     2). Выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» - стр. 83 учебника

                                                        Спасибо за сотрудничество!

Презентация к уроку
PPTX / 3.79 Мб

Технологическая карта урока
DOC / 69 Кб

Видеофрагмент МЫ ПОМНИМ https://youtu.be/dTn5WF3hPXk
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Лихина Елена Викторовна, 18.07.19 в 18:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна! Хороший урок!!! Спасибо за идею и беру в копилку!!!!!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 01.08.19 в 13:29 2Ответить Пожаловаться
Очень рада. Стараюсь всегда в 5 - 6 классах его проводить, чтоб современные дети иногда задумывались о главном и радовались настоящему.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 18.07.19 в 19:02 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна! Хорошая разработка! Только почему-то у меня видео и звук не пошли на 12 слайде в презентации.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 01.08.19 в 13:31 2Ответить Пожаловаться
Наталья Юрьевна, я надеюсь, что сейчас с видео всё нормально, ссылку я добавила. Спасибо за отзыв.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Комментарий был удалён пользователем 19 июл 2019 в 13:07
Суслопарова Людмила Юрьевна, 19.07.19 в 13:08 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за отзывы. Рада быть полезной. Добавила ссылку на видео. Не знаю, будет ли идти в презентации

Отредактировано 19-07-2019 14:27

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.08.19 в 06:17 2Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Обязательно воспользуюсь!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 06.08.19 в 11:54 2Ответить Пожаловаться
Спасибо. Детям нравится. Девочки всегда плачут...
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.08.19 в 12:11 2Ответить Пожаловаться
Точно ! Мои тоже плакали!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.