Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю. Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»
Ход урока
1. Оргмомент. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем необычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь.
- Совсем недавно мы с вами прочитали немало книг о жизни ваших ровесников, действие в которых происходит во время Великой Отечественной войны или в послевоенные годы. Давайте вспомним эти книги и их авторов.
- «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера» «Уроки французского» В. П. Астафьева, «Конь с розовой гривой В. Г. Распутина.
- Что мы можем сказать о времени, которое объединяет эти произведения? (ВОЙНА – страшное время…)
2. Актуализация знаний и целеполагание.
- Сегодня наш урок посвящён ещё одному рассказу о ВОВ. Это урок внеклассного чтения по книге Ю. Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Давайте определим тему нашего урока. О чём этот рассказ? (Это рассказ о двух девочках – подругах). А чем он необычен? (Девочки живут в разное время: одна – во время ВОВ, а другая – намного после неё). А если точнее – в 70-е г.г. 20 века. Как же они могут дружить? (Одна из героинь, Валя Зайцева, знает всё про свою подругу Таню Савичеву. Ей рассказывали. Она хранит в памяти всё, что когда-то было важно для Тани). Постарайтесь сформулировать тему урока.
- Тема памяти в р-зе Яковлева «Девочки с Васильевского острова».
Запись в рабочих листах темы урока
- Каковы цели нашего урока?
- Познакомиться с рассказом, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок может предостеречь.
3. Аналитическая беседа
- Где происходит действие рассказа? (В Ленинграде – послевоенном, мирном, и военном, блокадном).
- Что вам известно о блокаде Ленинграда? (Ответы уч-ся)
-Давайте послушаем рассказ Алеши Бобнева об этом страшном времени, чтобы лучше понять содержание рассказа Яковлева.
Рассказ о блокаде Ленинграда
- Давайте обратимся к презентации, чтобы увидеть страшные цифры (Слайд «Только факты»)
- История Тани Савичевой – это лишь одна трагическая страница страшной блокадной книги – книги Памяти и Скорби. Давайте послушаем отрывок из рассказа.
Чтение отрывка из рассказа
- Что же объединяет героинь Яковлева? (Ровесницы, в одном доме, учатся в одной школе, почерк одинаковый)
- Чем удивителен образ Тани Савичевой? (Для Вали она живая девочка).
- Ребята, в тексте упоминается Дорога жизни? Что вы о ней знаете?
(Дорога по Ладожскому озеру, которая соединяла город с Большой землей. По ней в город ввозили продовольствие, снаряды, вывозили детей и женщин. Находилась под постоянным обстрелом немецких самолетов).
- По этой дороге из города в Горьковскую область вывезли и Таню – единственную оставшуюся в живых из большой семьи Савичевых. Но спасти девочку не удалось. Она умерла в возрасте 14 лет.
- Почему Валя Зайцева так дорожит этой дружбой? Какие черты характера девочки показывает нам автор? (Решительность, упорство, способность переживать чужое горе, настойчивость в достижении цели, сила воли, чувство ответственности за свои поступки). В чем она видит свой долг перед Таней, всеми погибшими и оставшимися в живых ленинградцами? (Рассказать о них, сделать то, что в её силах, чтобы о Тане знали и помнили другие люди). Именно поэтому девочка пишет на бетонных плитах мемориала страшные слова из Таниного дневника.
- «Цветок жизни» - так называется памятник, посвящённый детям блокадного Ленинграда. Прочитайте в рабочем листе историю его создания. Подчеркните главную информацию. Что у вас получилось?
Сообщение учащегося об истории памятника «Цветок Жизни»
Показ слайдов презентации
- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Прочитайте эти строки из текста.
Просмотр видеофрагмента «Дети войны»
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
Давайте подведём итоги урока.
- О чем заставляет задуматься рассказ Яковлева?
- Чему он нас может научить? (Научить дружить, уважать ветеранов войны, которые победили фашистов, ценить то, что мы имеем, – нашу мирную счастливую жизнь, своих родителей и друзей, своё беззаботное детство, дорожить своим настоящим, делать всё, чтобы наше будущее было мирным и о войне мы знали только из книг и фильмов).
- Ребята, а какова наша тема сегодня? Что главное мы должны вынести с урока? Для чего еще мы читали книгу? Рассказать другим о том, что узнали о войне, о Тане, чтобы не порвалась связующая нить между настоящим и прошлым. Вспомните, как часто говорит Валя Зайцева фразу «Мне рассказывали». Наш долг – помнить!
- Спасибо всем за урок. Домашнее задание чтение ст-я о войне
Сегодня я поняла, что…
________________
Технологическая карта урока
DOC / 69 Кб
Рабочий лист ученика_______________________________________________
Тема занятия ______________________________________________________
Поклонимся великим тем годам!
(М. Львов, слова из песни)
Работа с текстом произведения. Аналитическая беседа.
Где происходит действие рассказа?
Что вам известно о блокаде Ленинграда?
- Прослушайте рассказ о блокаде Ленинграда, чтобы лучше понять содержание рассказа Яковлева.
- Выпишите в рабочий лист наиболее важную, по вашему мнению, информацию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из презентации следующие цифры:
Более __________ тысяч ленинградцев умерло от голода
На Пискаревском кладбище - месте массовых захоронений в блокаду - похоронено более ________ тысяч человек
- Внимательно прослушайте отрывок из рассказа.
Опираясь на него и на текст рассказа, подумайте над вопросами:
Что объединяет героинь Яковлева?
_______________________________________________________
Чем удивителен образ Тани Савичевой?
____________________________________________________
- Ребята, в тексте упоминается Дорога жизни? Что вы о ней знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Почему Валя Зайцева так дорожит этой дружбой?
_____________________________________________________________________________
- Какие черты характера Вали показывает автор? Запишите их.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- В чем она видит свой долг перед Таней, всеми погибшими и выжившими ленинградцами?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Прочитайте текст об истории создания памятника «Цветок жизни». Подчеркните (выделите) главную информацию. Что у вас получилось?
Мемориал «Цветок жизни» сооружён в 1968 году на 3 километре легендарной Дороги жизни. В состав мемориала входит памятник "Цветок жизни", аллея Дружбы и траурный курган "Дневник Тани Савичевой", состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника.
На большой площадке стоит пятнадцатиметровый мраморно- белый цветок. У него пять больших распустившихся лепестков весом по 17 тонн каждый и четыре малых - весом по 5 тонн.
«Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввысь. Из лепестков тянется высокий стебель. Он несёт главную часть цветка - венчик размером в диаметре 4,6 метра. На венчике детским почерком вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце!» И рядом - улыбающаяся рожица мальчугана. В центре площадки стела.
На ней надпись:
ВО ИМЯ ЖИЗНИ
ПРОТИВ ВОЙНЫ
ДЕТЯМ - ЮНЫМ ГЕРОЯМ
ЛЕНИНГРАДА
1941- 1944 годов
Авторы монумента - А. Левенков и П. Мельников.
В 1971 году у «Цветка жизни» были установлены каменные плиты. На них высечены слова из дневника Тани Савичевой.
- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Выделите эти строки в тексте.
- Просмотрите видеофрагмент о блокаде «Дети войны». Какие чувства он у вас вызывает?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как бы вы сейчас ответили на вопрос:
«О чем рассказ Ю. Яковлевича «Девочки с Васильевского острова»?». Оформите краткую запись
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов. Рефлексия.
- О чем заставляет задуматься рассказ Яковлева?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Чему он нас может научить?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Творческое задание (трёхминутное эссе) на тему «Сегодня я поняла, что …»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Домашнее задание
1). Выписать из Интернета высказывание о памяти, которое вам показалось наиболее значимым и подходящим к теме урока.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2). Выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» - стр. 83 учебника
Спасибо за сотрудничество!
Презентация к уроку
PPTX / 3.79 Мб
Технологическая карта урока
DOC / 69 Кб
Лихина Елена Викторовна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Лихина Елена Викторовна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна