Конспект урока литературы в 6 классе «Уроки французского» (3 урок, Душевная щедрость учительницы в рассказе)
Конспект урока №4
Класс: 6
Тема: «Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского»
Цели урока: показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, формировать навыки анализа текста произведения.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика, фонохрестоматия.
Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель |
Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно) |
Комментарий речевого поведения учителя |
Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. |
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. - Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека. Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта и драматурга Бенджамина Джонсона «Добрые люди подобно звездам, озаряют свои времена» (на доске). |
|
Вопросы на выявление вторичного восприятия Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения |
Эпизод «Посылка»: с.109, ученик и следят по тексту, текст Фонохрестоматия. - Почему затея с посылкой учительнице не удалась? - Попробуйте раскрыть позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка. - Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? - Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? - Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны? (Зачитать эпизод игры, обратить внимание на внешний вид Лидии Михайловны, сравнить с внешним видом эпизода беседы). Чем заканчивается игра? - Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»? - Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек). – Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося». Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.) - Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление). |
Обратить внимание учеников на то, как поступает Лидия Михайловна и почему. |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу |
Попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? Написать мини-сочинение рассуждение на заданную тему. |
|
Домашнее задание Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение |
Закончить написание мини-сочинения. Читать рассказ «Критики» В. Шукшин. |
|