Конспект урока литературы в 6 классе «Уроки французского» (3 урок, Душевная щедрость учительницы в рассказе)

2
0
Материал опубликован 29 October 2018

Конспект урока №4

Класс: 6

Тема: «Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского»

Цели урока: показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, формировать навыки анализа текста произведения.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., рабочая тетрадь ученика, фонохрестоматия.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».

На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

- Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека.

Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта и драматурга Бенджамина Джонсона «Добрые люди подобно звездам, озаряют свои времена» (на доске).

 

Вопросы на выявление вторичного восприятия

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

Эпизод «Посылка»: с.109, ученик и следят по тексту, текст Фонохрестоматия.

- Почему затея с посылкой учительнице не удалась?

- Попробуйте раскрыть позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка.

- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

- Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?

- Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?

(Зачитать эпизод игры, обратить внимание на внешний вид Лидии Михайловны, сравнить с внешним видом эпизода беседы).

Чем заканчивается игра?

- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?

- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).

– Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося». Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.) 

- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).

Обратить внимание учеников на то, как поступает Лидия Михайловна и почему.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

Попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?

Написать мини-сочинение рассуждение на заданную тему.

 

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

Закончить написание мини-сочинения. Читать рассказ «Критики» В. Шукшин.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.