Конспект совместного мастер-класса для детей и родителей по изобразительному искусству по теме: «Этюд одуванчиков»

19
9
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

Конспект совместного мастер-класса для детей и родителей

по изобразительному искусству по теме:

«Этюд одуванчиков»

                                                                      Преподаватель художественных дисциплин

                                                                      высшей квалификационной категории

                                                                      МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»

                                                                        Максимова Валентина Ивановна

Пояснительная записка.

Возраст детей – 10-11 лет, соответствующий первому году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет).

Также мастер-класс может быть использован для совместной деятельности учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы и их родителей.

Время: 45 минут.

Обоснование выбора данного занятия.

Поступив на художественное отделение детской школы искусств, ребенок поступает еще в одну школу, требующую от него определенного времени и сил. Родители детей начального этапа обучения зачастую имеют лишь поверхностные представления о деятельности ДШИ. Задача педагога на данном этапе – не только осуществление образовательного процесса, но и организация работы с семьей. Ведь родители – это главные партнеры, которые при успешно поставленной работе становятся помощниками преподавателя, с пониманием относятся к занятиям детей и оказывают им поддержку. Благодаря такому сотрудничеству работа с детьми становится наиболее продуктивной.

Один из вариантов такой работы – совместные занятия детей и родителей. Что такое совместное занятие? На первый взгляд – то же самое, что и открытое занятие, но это не так! На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей – и дети, и родители являются активными участниками образовательного процесса.

Такие занятия обычно проходят очень эмоционально: тревога и радость, неуверенность и решительность, гордость и восторг испытывают участники мероприятия. Практика показывает, что на первое совместное занятие родители идут с тревогой, а уходят в приподнятом настроении, с воодушевлением. В результате, такая форма работы позволяет не только наладить эмоциональный контакт с родителями, но и улучшить отношения между всеми участниками образовательного процесса. Подобные мастер-классы проводятся в нашей школе систематически и всегда проходят очень интересно и оживленно.

Аннотация. Для проведения мастер класса необходимо:

заранее оценить возможность размещения двух человек за одним мольбертом;

продумать размещение художественных материалов таким образом, чтобы работать было удобно и взрослому, и ребенку;

прикрепить лист бумаги по периметру бумажным скотчем (т.к. при работе в технике «по-сырому» лист начнет сворачиваться и деформироваться);

при выборе восковых карандашей лучше отдать предпочтение «Каляке-маляке». Они яркие, их цветовая палитра более разнообразна (выпускаются наборы от 6 до 24 цветов), хорошо ложатся на бумагу, легко накладываются цвет на цвет, в руках не скользят, не пачкают руки.

Конспект совместного мастер-класса для детей и родителей.

Тема: «Этюд одуванчиков»

Цель мастер-класса:

сплотить детей и родителей в едином коллективе;

показать возможности сочетания графических и живописных материалов в работе.

Задачи:

активизировать совместную деятельность детей и родителей посредством включения их в практическую работу;

развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе;

познакомить со смешанной техникой – восковые мелки и акварель;

развивать умение грамотно и последовательно вести работу; умение работать без предварительного рисунка;

развивать способности к творческому самовыражению; фантазию, зрительно-образную память.

воспитывать любовь к природе.

Оборудование для преподавателя:

Оборудование

мультимедийное оборудование; презентация.

высокий мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

Муз.ряд

музыка для фона

Оборудование для участников мастер-класса:

мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент (2 мин.)

(Приветствие, знакомство с аудиторией, проверка рабочих мест)

1.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале мастер-класса «Цветок чувств» (1 мин.)

- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок – все его листочки разноцветные, и хочу поделиться с Вами его лепестками. Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и закрепите его в левом углу мольберта.

2. Беседа по теме мастер-класса (7 мин.)

- Отгадайте загадку:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)

- Как Вы думаете, почему его так назвали?

- В старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения – его опушенные семена легким дуновением ветра уносятся вдаль.

- Каких только названий не придумали для него люди: молочай, пустодуй, ветродуйка, зубной корень, пушица, придорожь и др. Как вы думаете, почему?

- За каждым названием прячется своя глубина, своя неповторимая история…

Легенда об одуванчике.

- Существует легенда, что как-то богиня цветов спустилась с неба, чтобы выбрать любимый цветок. Ей хотелось, чтобы цветок мог расти повсюду и не требовал постоянного ухода. Сначала взор богини упал на розу, но та захотела жить в роскошном саду, и чтобы её лелеяли ежедневно не менее дюжины садовников. Тюльпан тоже потребовал ухода и восхищения. Даже фиалка сказала, что она не может жить без внимания и любви. Богиня ходила от цветка к цветку и слышала похожие ответы. И лишь одуванчик, который она поначалу даже не заметила, сказал, что готов жить везде, где есть дети, потому что их шумные игры и смех сродни его искромётному характеру. Обрадовалась богиня и воскликнула: «Вот мой любимый цветок!» и расселила одуванчик по всей планете. Теперь растёт он на полянках, в скверах, парках, дворах и на обочинах дорог, радуясь смеху детей и принося людям радость с весны до осени.

- А вы знаете, что одуванчик – лекарственное растение. Что такое лекарственное растение? (это растение которое используют в медицине для лечения).

- Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита, а из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

- В Китае его считают овощем. Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В Европе одуванчик считают сорняком.

- А кто любит прилетать к одуванчикам? (пчелы, шмели, бабочки - они едят сладкий нектар, а пчелы делают из него одуванчиковый мед – густой и ароматный).

- Давайте будем беречь природу, и наслаждаться её красотой.

- Чтобы сохранить эту красоту в нашей памяти, сегодня на мастер-классе мы напишем этюд одуванчиков и научимся сочетать графические и живописные материалы в работе.

3. Практическая часть (30 мин.)

Рассматривается букет, обращается внимание на форму листьев, цветов.

- Прежде, чем нарисовать одуванчик, нужно определить его форму. Какую форму имеет цветок одуванчика? (круглую, если посмотреть сверху на распустившийся цветок или цветок, который превратился в пушистый белый шар; треугольную, если смотреть на полураскрывшийся цветок сбоку или на бутон).

1 этап: Компоновка цветов в листе.

2 этап: Прорисовка цветов и листьев.

3 этап: Работа с фоном.

4. Итог мастер-класса “Картинная галерея”. (2 мин.)

Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу выйти и закрепить работы на доске.

Стали краски вдруг – цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

- Посмотрев на Ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты Вашей работы получились впечатляющими.

5. Рефлексия (1 мин.)

Что удивительного произошло для Вас на мастер-классе?

Что было самое интересное?

Какие трудности у Вас возникали? Почему?

Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем?

5.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце мастер-класса «Цветок чувств». (2 мин.)

- Вспомните про наш волшебный цветок – все его листочки разноцветные, я вновь хочу поделиться с Вами его лепестками. Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и закрепите его в правом углу мольберта.

- Сравните цвета ваших лепестков «до – после»:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

- Сравнение показывает, что эмоциональный фон и настроение улучшилось.

Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам!

Используемая литература и интернет-источники

при подготовке конспекта урока:

Н.В.Меркулова. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности - https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=8VhfZnOBKhiAdwokizvBD2ZiSI97InVybCI6Imh0dHA6Ly9zY2hvb2wyMTAwLmNvbS91cGxvYWQvaWJsb2NrL2MwNC9KdXJuYWxfNl8yMDE0XzczLTc1LnBkZiIsInRpdGxlIjoiSnVybmFsXzZfMjAxNF83My03NS5wZGYiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI4NzYzODE4NzAxNTAyNzI5NjA1Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNTExMjA2NDAxMzc5fQ%3D%3D&page=1&lang=ru

Загадки про цветы - http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_flowers.php

Легенда об одуванчике - http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post222176959

Приложение 1

Фоторепортаж с мастер-класса

11


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень красиво!!! Спасибо за прекрасный мастер класс!!!!

21 November 2017

Татьяна, спасибо! Рада, что мастер-класс Вам понравился.

22 November 2017

Очень красиво!!!! Спасибо за прекрасный мастер класс!!!

21 November 2017

Очень красиво! Теперь я тоже хочу достать акварель и изобразить что-нибудь! Спасибо!

21 November 2017

Татьяна, спасибо! То, что мастер-класс вдохновил Вас на творчество - это наверное самая высокая оценка, какая может быть! Спасибо!

22 November 2017

Валентина Ивановна, прекрасный мастер-класс! Спасибо!

23 November 2017

Светлана Николаевна, спасибо!

23 November 2017

Мастер- класс, замечательный! Интересно, как родители справились?

30 June 2018

Светлана Анатольевна, родители заходили в класс с чувством неуверенности, а ушли в приподнятом настроении. Дети были рады безмерно. Они помогали родителям, подсказывали, направляли. Работы получились чудесными, а время пролетело незаметно. Теперь такие уроки я провожу 1-2 раза в год.

3 August 2018

Похожие публикации