Мастер-класс по изобразительному искусству на тему «Наряди ёлочку»
|
Автор: Смирнова Т.Ю. воспитатель ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа», г. Шуя Ивановской области.
Средний школьный возраст и старшеклассники без специальной подготовки по изобразительному искусству, работа в мини-группах.
Тема занятия: «Уникальная открытка на Новый год»
Тип занятия: Декоративная работа, аппликация.
Цели из задачи: эстетическое воспитание, развитие способностей к изобразительной деятельности, закрепление навыков создавать композицию работы, формирование знаний о колорите, цветоведении, морально-нравственное воспитание, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, обучение работы с новыми материалами, ознакомление с представлением о фактуре предметов.
Планируемые результаты занятия: создание уникальной открытки к Новому году или Рождеству, уравновешенной, цельной композиции, формирование умений создавать гармоничные цветовые сочетания, работать с новыми материалами, воспитание заботливого отношения к близким людям.
Оборудование: цветной картон, пайетки, полубусины, конфетти, стразы, декоративная лента, ножницы, карандаш, клей «Титан», зубочистки (для нанесения клея), для детей с низкой подготовкой – шаблоны елочки и ангела, белая гуашь, вода, кисточка.
Ход занятия
Воспитатель (учитель, руководитель кружка ИЗО):
Организационный момент (3-5 минут)
-Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
-Кто знает, какие праздники приближаются? Правильно, Новый год и Рождество. Почему вы любите эти праздники?
Ребята рассказывают про подарки, каникулы, новогодние праздники.
-А что обязательно должно быть на этих праздниках? Какое дерево нужно нарядить? Посмотрите, какая у нас нарядная елочка! (Включается небольшой фрагмент фонограммы песни «Маленькой елочке холодно зимой»)
-Каждый из вас получит подарок на Новый год. А хотите сами сделать уникальный подарок своими руками, например, вот такую открытку? Это будет отличным презентом вашему близкому человеку! (Демонстрирует образцы открыток).
Дети соглашаются.
Постановка цели (до 1-й минуты):
- Наша открытка должна передавать атмосферу долгожданного праздника: быть яркой и блестящей, как елочная игрушка, создавать радостное настроение. Самая простая открытка будет содержать изображение новогоднего дерева, а к Рождеству можно добавить изображение ангела.
Этапы выполнения работы (Объяснение нового материала 7 минут):
-Давайте выберем цвет фона, из которого будет сделана наша открытка. (предлагает выбрать цветной картон). Дети выбирают.
-Я покажу вам, как вырезать елочку из картона. Для этого сначала вырезаем треугольник, затем скруглим немного его основание, чтобы создать видимость объема. Дальше по бокам сделаем горизонтальные надрезы, а затем вырежем уголки веток. Если наблюдаются трудности – предлагаем наметить линии, по которым будем вырезать, карандашом.
-Теперь давайте разместим нашу елочку на открытке. Ровно в центр лучше не ставить, сместите ее немного влево или вправо, снизу и сверху тоже не должно быть одинакового расстояния. На край листа елочку не ставим, так как будет нехорошая композиция. Сначала размещаем крупные элементы. Потом – мелкие. Под елочку можно «положить подарки».
-Приступаем к украшению нашей елочки! Выберите, пожалуйста стразы, пайетки, конфетти, можно разрезать декоративную ленту из снежинок на элементы, разложите их перед приклеиванием. Обратите внимание, чтобы блестящие детали не были приклеены на части с аналогичной фактурой, так как их не будет видно. Посмотрите, пожалуйста: елочка имеет непрозрачную и не отражающуюся фактуру, сплошной однородный цвет, а игрушки на ней должны быть блестящими, яркими, хорошо читаться. Лучше выбирать игрушки контрастных цветов, например, синий и желтый, на зеленом - хорошо смотрится красный цвет, оранжевый гармонирует с фиолетовым, но также можно компоновать и на сближенную цветовую гамму.
-Элементы не должны вываливаться за границу открытки, если только это специально не задумано и не используется как композиционный прием.
- Если необходимо – в конце работы нарисуем белой гуашью падающий снег.
Самостоятельная работа учащихся (25 минут)
Дети подбирают украшения, перед приклеиванием просят педагога оценить композицию. При необходимости учитель (воспитатель) оказывает помощь. После одобрения композиции приклеивают декоративные детали. Лицевая сторона открытки готова! Если картон содержит обратную серую сторону – приклеиваем на двухсторонний скотч лист белой бумаги по размеру открытки и подписываем.
Оформление результатов работы. Выставка (5 минут):
-А теперь давайте посмотрим, какие открытки у нас получились! Разложите, пожалуйста, ваши работы! (указывает место демонстрации работ) Они вам нравятся? Чья открытка вам нравится больше всего?
Дети довольны результатом. Указывают, какая работа понравилась больше.
Рефлексия (5 минут).
-А теперь давайте оценим, понравилось ли вам делать такие новогодние открытки. Вот здесь у нас есть схематичная елочная игрушка. Ее надо украсить. Если занятие вам понравилось – приклейте большую снежинку любого цвета в любом месте, если не очень понравилось – большую звезду, если совсем не понравилось – приклейте маленькую звездочку. Дети клеят украшения на шар. В целом, занятие очень понравилось ребятам.
Результативность работы: поставленные цели, в основном, достигнуты. Созданы уникальные открытки с уравновешенной композицией и гармоничной цветовой гаммой, дети проявили заботу о своих близких, научились работать с новыми материалами.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Татьяна Смирнова