12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анжелина20
2

Урок «Евангельский сюжет в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»»

Бондарчук Анжелина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Родниковская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

+79788531497


anzhelinabondarchuk@mail.ru

Урок литературы в 11 классе № 1

Тема: Переосмысление евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Цели:

Обучающие:

учить одиннадцатиклассников постигать идею художественного произведения посредством компаративного анализа евангельского сюжета и повести Л. Андреева «Иуда Искариот»;

познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета Л. Андреевым;

показать общие и отличительные черты евангельского сюжета и сюжета повести «Иуда Искариот»

совершенствовать навыки филологического анализа текста;

формировать навыки работы с различными источниками информации;

развивающие:

развивать критическое мышление учащихся, умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группах);

воспитательные:

формировать чувство ответственности за свои поступки и решения в ситуации нравственного выбора;

воспитывать нравственные ценности и критическое отношение к злу;

формировать нравственную позицию, закладывать основы нравственного поведения, раскрыв понятие предательства;

развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать;

прививать эстетические ценности.


 

Оборудование:

портрет Л. Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота, центр ассоциативного куста ( слово «предательство» напечатано на цветной принтерной бумаге и расположено под портретами Христа и Иуды);

тексты повести Л. Андреева «Иуда Искариот», распечатки с фрагментами Евангелий от Матфея, Иоанна и Луки, распечатки с таблицей для сравнительного анализа евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева;

репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

Форма проведения урока: урок-исследование

На доске оформлен эпиграф


 

И как нет конца у времени,

так не будет конца рассказам о предательстве

Иуды и страшной смерти его.

Л. Андреев


 

Ход урока


 

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности


 

Работа с эпиграфом.

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф, в конце урока мы вернемся к нему и поделимся своим размышлениями. Я не случайно выбрала именно это высказывание Л. Андреева. Мне кажется, в нем легко увидеть тревогу писателя о несовершенстве мира. Давайте вместе попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах, волнующих человечество не одну тысячу лет и раскрываемых в повести «Иуда Искариот». Вы, конечно же, знаете, что тема предательства Иуды всегда была в центре внимания писателей, живописцев, скульпторов, зодчих и обычных людей.

 

Создание эмоционального настроения для восприятия текстов из Евангелия и произведения Л. Андреева (Индивидуальные сообщения о картинах Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»)

1ученик

Картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, одного из самых ярких представителей искусства Высокого Возрождения, была создана в 1495-1498 гг в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Принято считать, что на картине изображены момент, когда Иисус говорит о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из учеников. Картина имеет неоднократные отсылки к числу 3:

апостолы сидят группами по три человека;

позади Иисуса — три окна;

контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

В центре – фигура Иисуса, расположенная и освещенная так, что внимание зрителя обращено прежде всего на него. Апостолы сидят за столом на одной его стороне, чтобы можно было разглядеть их лица. «Один из вас предаст меня...» - и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми сребрениками...Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой картине выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими. Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. Перед зрителем, благодаря силе таланта великого мастера, развертывается древняя евангельская трагедия. 

2 ученик


 

Картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» была написана приблизительно в 1305 году. Флорентийский живописец был одним из первых художников, изобразивших Иуду-предателя. Эта знаменитая картина показывает вечную борьбу добра и зла, света и темноты, величия души и подлости. Фон полотна – небо темно-синего цвета, на котором отчетливо видны копья и зажженные факелы. В центре – фигуры Иисуса и Иуды, стоящих друг против друга. Христос изображен автором картины с безупречной античной красотой, а Иуда отталкивает зрителя своим уродливым видом. Конечно, сюжет картины заимствован из евангельской истории о предательстве Иуды Искариота. Джотто показал на картине фрагмент, когда Иуда привел стражей, чтобы те схватили Учителя, однако перед этим лицемерно обнимает и целует Христа. Полотно насыщено драматическим волнением. Толпа в тревоге, сошлись нравственное и безнравственное, искренность и лицемерие, вера в человека и предательство. С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами.Всеми средствами художник старается придать сцене жизни: он преподносит взору фигуры в профильном изображении, уводя их в глубь картины. Кажется, Джотто приглашает публику занять свое место на картине, чтоб легче было определиться с отношением к происходящему.Ценители творчества Джотто считают «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.

3. Вопросно-ответная беседа:

- Что общего в картинах великих мастеров? (В основе – евангельские сюжеты, в центре – Иисус Христос.)

- Можно ли утверждать, что обе картины имеют общую тему? (Да, это тема предательства Иисуса Христа Иудой.)

- Выделите ключевое слово в теме (Предательство)

-Что такое предательство? Выскажите свое мнение, составляя ассоциативный куст к понятию «Предательство»

Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст»

В ходе обсуждения одиннадцатиклассники создают на доске ассоциативный куст, который выглядит приблизительно так:


 


 

 

Веролом-ство

 

 


 


 

Смерт-ный грех

Нару-шение клятвы

 

 


 


 

ПРЕДА-ТЕЛЬСТВО

 

 


 


 

 

Наруше-ние верности

Злоумыш-ленные действия

 

 


 


 


 

 

Нравствен-ное преступление

Ложный донос, клевета

 

 


 


 

 

 


 

Подводя итог, учитель задает вопрос: «Имеет ли какое-то отношение созданный ассоциативный куст к прочитанной вами повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»?

Ученики отмечают, что все характеристики предательства, предложенные ими, передают суть поступка Иуды в повести, в которой автор, один из известнейших писателей начала ХХ века, предложил свою интерпретацию евангельского сюжета о предательстве Иисуса Христа Иудой две тысячи лет назад.

Слово учителя

Сегодня мы будем анализировать повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева, писателя, популярность которого в начале ХХ века вполне могла конкурировать с популярностью Максима Горького.

Российский писатель, литературовед и литературный критик, член Союза российских писателей Павел Басинский однажды заметил: «Леонид Андреев во всем парадоксален. Известен и несчастен. Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю».

Может быть, потому Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее вообще людям? Ведь евангельский сюжет, который переосмысляет Л. Андреев в своем произведении, привлекал, привлекает и будет привлекать человечество во все времена. Картины Леонардо да Винчи и Джотто ди Бондоне, о которых мы говорили в начале урока, еще раз доказывают актуальность темы, поднятой Л. Андреевым. Максим Горький в очерке о Л. Андрееве описывает события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. И наша задача – проанализировать повесть «Иуда Искариот», раскрывая авторскую позицию и формулируя собственную.


 

II Работа по теме урока

Учитель. На мой взгляд, нельзя говорить об интерпретации Леонидом Андреевым евангельского сюжета, не восстановив очередность событий, описанных евангелистами Лукой, Иоанном, Марком и Матфеем. Они поведали людям о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из авторов по-своему рассказывает об этом. Давайте обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к текстам Евангелия от Иоанна и Луки.

Работа в группах. Каждая группа работает с фрагментами Евангелия от Матфея, Иоанна и Луки, готовит краткий пересказ и комментированное чтение отдельных эпизодов.


 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Глава 10

2.Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем,

4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его

Глава 26

14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам

15. и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16. и с того времени он искал удобного случая предать Его.

20. Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками;

21. и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

25. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;

46. встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня.

47. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.

48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его

Глава 27

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Глава 6

70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

71. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из

двенадцати.

Глава 12

Он был хранителем денег апостолов и вором. Он любил опустошать коробку, в которой

хранились деньги и которую все время носил при себе.

Глава 13

20. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю. Меня принимает; а

принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно

говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Тогда ученики озирались друг на друга, неудомевая, о ком Он говорит.

23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон

Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал

Иуде Симонову Искариоту.

27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай

скорее.

 

 


 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

Глава 22

39. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из

двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его.

Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50. И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него,

сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше

время и власть тьмы.

54. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с

Ним.

57. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59. Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он

Галилеянин.

60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он,

запел петух.

61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он

сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62. И, выйдя вон, горько заплакал.

63. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64. и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65. И много иных хулений произносили против Него.

66. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели

Его в свой синедрион

67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.


 

Компаративный анализ евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева «Иуда Искариот» (по мере обсуждения учащиеся заполняют таблицу, выделяя общие и отличительные черты). Перед началом работы, надо уточнить, что, несмотря на незначительные расхождения в деталях евангельских фрагментов, можно выделить общий сюжет произошедшей 2000 лет назад трагедии.

Заполненный вариант таблицы выглядит следующим образом.


 

Евангельские сюжеты

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»

Общие черты

Иуда – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа

Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея,

но «он не столько заботился о нищих, но … был вор»

Иуду сопровождает дурная слава, поступки его осуждаются учениками Христа и простыми людьми

Иуда пошел к первосвященникам и предложил

за 30 сребреников предать Учителя.

Иисус узнает об измене и говорит об этом на тайной вечере

Предательство Иуды

Иуда – виновник крестных страданий и смерти своего Учителя

Раскаяние Иуды в содеянном, добровольный уход из жизни

Язык евангельских фрагментов и повести

(притчи, наставления, цитаты из Евангелия мы находим и в повести; часто предложения и в Евангелии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер)

Отличительные черты

Главный герой – Иисус Христос. Он в центре повествования.

Главный герой – Иуда. Внимание автора приковано к нему. Иисус на заднем плане повествования.

Внешность Иуды ничем не отличается от внешности других учеников Христа

Внешность Иуды, неприятная и отталкивающая, выделяет его среди других учеников. Особенно поражает  двойственность облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Иуда один, у него нет жены, нет детей

Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания

Иуда предал Христа, потому что «диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя»

Иуда предал Христа по собственной воле

Ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.

Целуя Христа, указывает легионерам на Учителя.

Ученики заступаются за Христа. Они убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедуют учение Христа, за это многие из них поплатятся жизнью.

Ученики убегают, бросают Христа.

За это их оскорбляет Иуда.


 

Учитель: компаративный анализ евангельского сюжета и повести Л. Андреева позволяет нам сделать вывод о том, что писатель, заимствуя сюжет из Евангелия, вносит свои изменения. В основе повести – исследование механизма предательства. Поэтому Иуда Л. Андреева – двуличный, непонятный, но умный, а ученики Христа – трусы и предатели. Автор отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды и предлагает нам свою интерпретацию евангельского сюжета и создает «своего» Иуду.

Итоги урока. Рефлексия.


 

Метод «Микрофон»

Один из учащихся берет интервью у одиннадцатиклассников, предлагая выразить свое согласие/несогласие с высказыванием Леонида Андреева (эпиграф к уроку)

Возможные высказывания:

Я согласен с точкой зрения Леонида Андреева. Иуда совершил страшный грех, предал Иисуса Христа, продал его за 30 сребреников. В православной религии предательство – один из самых страшных грехов человека. Грех этот начинается с Иуды. К сожалению, уже 2000 лет предательство существует и вряд ли человечество от него избавится.

Нельзя не согласиться с цитатой Л. Андреева, вынесенной в качестве эпиграфа к нашему уроку. Время безжалостно, многое уходит из жизни людей навсегда. Но история предательства Иуды, его раскаяние и добровольный уход из жизни всегда будут жить в мире. Иуда и его грех – герой и поступок вне времени. К сожалению, история Иуды – вечный сюжет, который всегда будет сопровождать людей.

Я разделяю мнение Л. Андреева. Рассказы о предательстве Иуды живут уже 2000 лет, потому что один из апостолов Христа преступил нравственные законы и предал своего Учителя. Такому поступку нет объяснений и нет оправданий. Мы будем возвращаться к осмыслению предательства Иуды всегда, потому что нет однозначного ответа на вопрос: что побудило Иуду предать Учителя, любившего его и доверявшего больше, чем остальным апостолам.

К моему искреннему сожалению, тема предательства остается актуальной. Люди переступают через дружбу, порядочность, долг и предают. Началось предательство тысячи лет назад с Иуды, однако мы и в ХХI веке не можем избавиться от этого порока. Человечество пытается понять, каковы истоки предательства, почему его совершают даже близкие люди. Даже горький опыт Иуды, его раскаяние и уход из жизни не останавливают нас от совершения подобных поступков. Хотя, казалось бы, что может быть страшнее мук совести. Но, увы… Предательство живет и будет жить, пока будет существовать человеческая цивилизация. Поэтому я уверен, что конца рассказам о предательстве Иуды и его страшной смерти не будет никогда.

Мне кажется, что Л. Андреев совершенно прав. Хочу только, с Вашего разрешения, внести маленькую поправку. Думаю, если бы не было Иуды, нашелся бы другой. Уверен, ни один Иуда, сопровождавший Христа, был способен на предательство. Ключевым словом в цитате Андреева надо считать слово «предательство», рассказам о котором не будет конца никогда.

Я прочитал повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» и вдруг осознал, что Иуда живет в каждом из нас. Такова человеческая природа. Вечна борьба добра и зла, вечен нравственный выбор, перед которым человек может оказаться в любую минуту своей жизни. Думаю, бывают такие трудные моменты, когда не знаешь, как поступить и мучаешься сомнениями. Я не знаю, действительно ли только из-за денег Иуда предал Христа. Сомневаюсь. Последующие события в жизни Иуды заставляют задуматься о том, что есть нравственный выбор, что есть подлость, что есть предательство. Заставляют задуматься, но не могут помочь дать точный ответ. Поэтому сколько будет человек жить на Земле, столько он будет искать ответы на эти вопросы и стараться понять, что же все-таки произошло с Иудой.


 

Домашнее задание (по выбору)

подготовить материал для проведения «Литературной разминки» по содержанию повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

2 . устные сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе Иуду в повести

Л. Андреева?»


 


 

ЛИТЕРАТУРА


 


 

Андреев Л. Собр. соч.: В 6 т. / Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков / Вступ. ст. А. Богданов. Между стеной и бездной: Леонид Андреев и его творчество. М., 1990.

Аверинцев С. С. Иуда Искариот // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

3. Арсентьева Н. Н. О природе образа Иуды Искариота // Творчество Леонида Андреева. Курск, 1983.

Басинский П. Поэзия бунта и этика революции: реальность и символ в творчестве Л. Андреева // Вопросы литературы. 1989. № 10.

Бродский М. А. Последний аргумент Иуды // Русская словесность. 2001. № 5.

Волошин М. Евангелие от Иуды // Независимый альманах "Лебедь". 2002. № 270. 5 мая.

Горький М. Леонид Андреев // Горький М. Литературные портреты. М., 1959.

Крючков В.П. Образ Иисуса в повести Л. Андреева "Иуда Искариот", или Смеялся ли Христос? // Литература: Прил к газ. "Первое сентября". 2003. № 15.

Ясенский С. Ю. Искусство психологического анализа в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Андреева // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.