Урок литературы по рассказу Л. Андреева «Кусака»
Урок литературы по рассказу Леонида Андреева «Кусака».
Тема урока: Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа Л. Андреева.
Цели урока:
Обучающая – знакомство с произведением Л. Н. Андреева «Кусака», учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном. Помочь ученикам понять изобразительные и наглядно-выразительные средства литературы, живописи и музыки.
Развивающая – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.
Оборудование: Рассказ Л. Андреева «Кусака», иллюстрации к рассказу, запись музыки «Каварадосси «Тоска».
Методические приёмы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, составление плана и беседа по вопросам, работа в группе.
Методы: иллюстративно-наглядный, словесный, наблюдения.
Ход урока.
1. Работа в группе по тексту «Милосердие»
Учитель: "Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одного из таких чувств – чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее и необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется…
…В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Гарина-Михайловского и Андреева, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, трудно оценимая. Я убеждён, что наша литература не может отказаться от пушкинского завета" (Д. Гранин).
Учитель: Какую проблему поднимает автор? Актуальна ли она? (Дети отвечают, что проблема милосердия, сострадания актуальна, о ней нужно говорить.)
Какие факты говорят об актуальности проблемы? (Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры. Много бездомных животных). Каково мнение других людей по этому вопросу? ( Пушкин призывал быть милосердными к «падшим», Тургенев защищал «сирых и убогих». Литература способна пробудить чёрствое сердце читателя).
Какие изменения могут произойти в ходе решения этой проблемы? (Если в человеке будет воспитано милосердие, сострадание, изменится общество, люди будут добрее. Общество станет гуманнее).
2. Новый материал.
Учитель: Леонид Андреев писал: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев своими рассказами выступает в защиту слабых и обездоленных, несчастных. Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателя к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви», - сказано в одной из проповедей.
Л. Андреев рассказал нам историю собаки, заставляя нашу душу работать и страдать, сопереживать прочитанному. Он побуждает нас быть милосердными.
а) Беседа
- Назовите ваши ассоциации со словом «собака», «кусака». (Дети называют ассоциации со словом «собака» - друг человека, защитник, любовь, привязанность; со словом «кусака» - злобность, обида, укус).
- Почему такие ассоциации возникают у вас? (Мы увидели в рассказе, как изменилась собака под воздействием человека. Собака была разной, долго жила одна. Её обижал всякий, кто мог. Она не хотела идти на сближение с человеком, но после некоторого времени поняла, что её не обидит, и её сердце оттаяло. Но она опять стала одинокой, когда Леля уехала. Ей тоскливо, обидно. Она воет от этого).
-Какой вы увидели Кусаку? Почему именно такой вы её запомнили?
-Какая из этих собак похожа на Кусаку? Почему? (Это были рисунки детей. Такой они увидели собаку. Она добрая, независимая. Она рядом с человеком. Ей хорошо, потому что у неё есть хозяин, которому она служит).
- Прочитайте план, который вы составили дома.
Учитель читает начало 1-ой части рассказа под музыку Каварадосси «Тоска». (Я беру эту музыку, п. ч. она очень ярко отражает переживания, настроение рассказа. Музыка помогла детям почувствовать, когда собака искала уехавших хозяев дачи. Музыка очень ярко передаёт настроение и состояние души Кусаки, когда она опять одинока. Музыка помогает представить метания собаки, её бег к вокзалу и возвращение к себе на дачу).
Учитель: Перескажите дальнейшие события 1-ой части.
- Почувствовали ли вы авторское отношение? Какое оно? ( Автор жалеет собаку. Он с ней рядом. Он её чувствует).
- Как дальше развиваются события? (Приехали дачники. Они шумно заселяются на даче. Собака наблюдает).
- Как ведёт себя Леля? (с. 93)
- Почему собака так отреагировала на поведение девочки? (А ведь собаку всегда обижали. Она ждёт не очень ласковых действий от шумной девочки. Решает сама напасть).
- А как ведёт себя собака ночью? (с. 93)
- Как складываются отношения между дачниками и собакой? Найдите словосочетания, характеризующие душевное состояние собаки (с. 94).
- Как вы поняли выражение «всею своей собачьей душою расцвела Кусака»?
У НЕЁ ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ;
У НЕЁ ЕСТЬ ЕДА --- ПОХОРОШЕЛА;
ЛАСКА --- НЕОЖИДАННОСТЬ, ЧУДО --- ИСКАЛА, ПРОСИЛА.
ПОЯВИЛСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ОНА ЖИЛА ДЛЯ ДАЧНИКОВ, СВОИХ ХОЗЯЕВ.
- Но почему же тогда автор говорит, что когда она кувыркалась, прыгала и вертелась, «её тело становилось неповоротливым, смешным и жалким»?
- Какие слова Лели говорят о том, что она неискренна во время последнего общения с Кусакой? (с. 98)
- Как ведёт себя Кусака, когда люди уехали? Назовите глаголы, которыми описывает автор действия собаки. Какое состояние Кусаки передано? (отчаяние, страх, надежда) (с. 98)
б) Работа с презентацией
Учитель: Есть в рассказе ещё одно действующее лицо. Это пейзаж. Какую функцию он выполняет? ( Он является фоном, где происходят действия; средством раскрытия характера; предвещает, как могут закончиться события).
Как описание природы перекликается с описанием Кусаки?
Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? (Осень – пора грусти в природе. Тоскливо и одиноко собаке. Саша нарисовал собаку такой маленькой в окружающем её мире. Она с надеждой смотрит на крыльцо, на дверь и ждёт, что вдруг оттуда появится её прежняя весёлая хозяйка)
«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под террасой». Пахло людьми… она почувствовала запах душистого дёгтя, который « манил в светлеющую даль». Какое значение имеют эти слова для понимания состояния Кусаки?
Жёлтыми огнями загорелась осень… Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их… Какое настроение вызывают эти строки?
в) Чтение пятой главы
Каким настроением проникнуто описание? Как это удаётся передать автору? (С помощью слов)
Слушание музыки «Каварадосси «Тоска»
Какую картину вы видите за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие).
Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).
С помощью каких средств это делает композитор? (с помощью звука)
Помогла ли вам музыка ту истину, которую искал Л. Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л. Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил).
- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством? ( В основном дети сказали: нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие).
г) Учитель: А вот ещё одна история о собаке. Её написал Сергей Грубов. Называется она «Собачье сердце» (Читает ученик)
От самолёта трап отходит.
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пёс ещё не понимает,
Он ждёт команды и молчит.
А самолёт уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть.
Проходит время – пить охота-
Придётся потерпеть…
А к глотке подступали слёзы.
Он выполнял команду «ждать».
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли всё трудней собрать…
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых ему есть нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трёхлетка, -
На трассу выползал старик.
«Эх, люди, люди, мне вас жалко
И этот мир не для меня» -
Так думала три дня собака,
Хлебнувшая людского зла.
Собрав остаток сил и злости,
С обочины, что было сил,
Под грузовик – и к Богу в гости
Он без приказа сам решил.
3. Рефлексия.
Учитель: Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке? Что хотели узнать?
В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?
- Помог ли рассказ осознать своё отношение к животным? Как?
- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?
- Кто сегодня оценил себя на «9»?
Учитель: Что же такое милосердие? Что значит быть милосердным?
Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой. Ты не можешь пройти равнодушно.
Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.
Послушайте притчу «Всё в твоих руках».
«Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.
Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»
Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».
Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».
Дома: Написать сочинение «Сон Кусаки».
Прочитать: Е. Носов. «Трудный хлеб», Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге».
Ключевые слова: милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души, актуальность, нравственная проблема.