Урок литературы в 7 классе по рассказу Л. Андреева «Кусака»
МБОУ «СОКШ села Знаменка»
Урок литературы.
Учитель Трофимова Алёна Сергеевна.
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.
Оборудование: Текст рассказа Л. Андреева «Кусака», иллюстрация, тетради учащихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
• умение работать в группе — умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в диалоге с текстом.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока
I этап – мобилизующий– включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших добрых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мыслей,
И с пользой проведем урок.
2. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.
От самолёта трап отходит.
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пёс ещё не понимает,
Он ждёт команды и молчит.
А самолёт уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть.
Проходит время – пить охота-
Придётся потерпеть…
А к глотке подступали слёзы.
Он выполнял команду «ждать».
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли всё трудней собрать…
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых ему есть нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трёхлетка, —
На трассу выползал старик.
«Эх, люди, люди, мне вас жалко
И этот мир не для меня» —
Так думала три дня собака,
Хлебнувшая людского зла.
Собрав остаток сил и злости,
С обочины, что было сил,
Под грузовик – и к Богу в гости
Он без приказа сам решил.
3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения — это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).
II этап –целеполагание.
Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. Назовите, какие произведения вы знаете? (Ребята называют произведения).
А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока.
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Эпиграф:«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
III этап – коммуникация– приходим к общему решению.
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?
(Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души.)
Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.
IV этап – совместная деятельность— Эксперимент-исследование:«Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли других людей, чьи роли вы сегодня на себя примерите, я сейчас вам расскажу. Но перед этим обратите внимание на иллюстрации, которые висят на доске. В ходе выполнения задания вы должны определить подходит ли какая-либо из этих иллюстраций к вашему заданию, и какой эпизод на ней изображен.
Работа в группах.
Первая группа – исследователи.
1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?
2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?
3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?
4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.
Вторая группа – психологи.
1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.
2. Отношение к Кусаке дачников.
3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)
4. Почему дачники оставили Кусаку?
Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?
Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?
В чем причина отказа Лели от Кусаки?
Третья группа – аналитики.
Составляют план по рассказу.
1. Бездомная собака.
2. Приручили.
3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.
4. Брошенная собака.
Четвертая группа – законодатели.
Составляют правила для людей, приручающих животных.
Пятая группа – творцы.
Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».
Шестая группа – литераторы.
«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла».
Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.
Физкультминутка:
Раз-подняться, подтянуться,
Два-согнуться, разогнуться,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4- руки шире,
5- руками помахать,
6- на место тихо сесть.
V этап— представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.
В чем заключается собачье счастье?
Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?
VI этап— рефлексия.
— Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?
— Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?
— Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?
Слово учителя.
Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.
Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».
VI этап — домашнее задание.
1. Напишите сочинение — рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).
2. Зачем Л. Андреев написал рассказ «Кусака»?
Самоанализ урока литературы в 7 классе.
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
В классе есть как сильные учащиеся, так и учащиеся со средними умственными способностями и слабые уч-ся. Роли раздавались с учетом умственных способностей учащихся, чтобы были смешанные группы.
Урок был построен в форме ролевой игры. Тип урока: урок получения новых знаний. Контроль за усвоением знаний осуществлялся на всех этапах урока.
Методы, используемые на уроке: словесный ( слово учителя), наглядно-иллюстративный (иллюстрации на доске), исследовательский ( самостоятельная работа уч-ся по ролям), поисковый, метод синтеза.
УУД: Регулятивные ( формулировка темы, контроль), познавательные (анализ, подведение под понятие, рефлеския), коммуникативные, личностные (выражение своего мнения, аргументация).
Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял уч-ся на самостоятельную, познавательную, творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, этапы урока соблюдены, логический переход от одного этапа урока к другому.
Применялся как устный, так и письменный вид работы. Ребята учились думать, высказывать свое мнение, уважать мнение высказывающихся.
Считаю, что цели и задачи реализованы.