12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трофимова Алёна Сергеевна28
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район

МБОУ «СОКШ села Знаменка»

Урок литературы.

Учитель Трофимова Алёна Сергеевна.


 

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.

Оборудование: Текст рассказа Л. Андреева «Кусака», иллюстрация, тетради учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

умение работать в группе — умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

понимание литературы как особого способа познания жизни.

формирование потребности в диалоге с текстом.

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.

Ход урока

I этап – мобилизующий– включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

1. Слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших добрых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мыслей,

И с пользой проведем урок.

2. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.

От самолёта трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота-

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.

И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать…

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка, —

На трассу выползал старик.

«Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня» —

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла.

Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

Он без приказа сам решил.

3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения — это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).

II этап –целеполагание.

Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. Назовите, какие произведения вы знаете? (Ребята называют произведения).

А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока.

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Эпиграф:«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

III этап – коммуникация– приходим к общему решению.

Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?

(Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души.)

Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.

IV этап – совместная деятельность— Эксперимент-исследование:«Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли других людей, чьи роли вы сегодня на себя примерите, я сейчас вам расскажу. Но перед этим обратите внимание на иллюстрации, которые висят на доске. В ходе выполнения задания вы должны определить подходит ли какая-либо из этих иллюстраций к вашему заданию, и какой эпизод на ней изображен.

Работа в группах.

Первая группа – исследователи.

1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа – психологи.

1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

2. Отношение к Кусаке дачников.

3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

4. Почему дачники оставили Кусаку?

Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

В чем причина отказа Лели от Кусаки?

Третья группа – аналитики.

Составляют план по рассказу.

1. Бездомная собака.

2. Приручили.

3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

4. Брошенная собака.

Четвертая группа – законодатели.

Составляют правила для людей, приручающих животных.

Пятая группа – творцы.

Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».

Шестая группа – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и

громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой

монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама

беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла».

Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

Физкультминутка:

Раз-подняться, подтянуться,

Два-согнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4- руки шире,

5- руками помахать,

6- на место тихо сесть.

V этап— представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.

В чем заключается собачье счастье?

Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?

VI этап— рефлексия.

Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?

Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?

Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?

Слово учителя.

Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.

Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».

VI этап — домашнее задание.

1. Напишите сочинение — рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).

2. Зачем Л. Андреев написал рассказ «Кусака»?


 


 

Самоанализ урока литературы в 7 классе.

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

В классе есть как сильные учащиеся, так и учащиеся со средними умственными способностями и слабые уч-ся. Роли раздавались с учетом умственных способностей учащихся, чтобы были смешанные группы.

Урок был построен в форме ролевой игры. Тип урока: урок получения новых знаний. Контроль за усвоением знаний осуществлялся на всех этапах урока.

Методы, используемые на уроке: словесный ( слово учителя), наглядно-иллюстративный (иллюстрации на доске), исследовательский ( самостоятельная работа уч-ся по ролям), поисковый, метод синтеза.

УУД: Регулятивные ( формулировка темы, контроль), познавательные (анализ, подведение под понятие, рефлеския), коммуникативные, личностные (выражение своего мнения, аргументация).

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял уч-ся на самостоятельную, познавательную, творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, этапы урока соблюдены, логический переход от одного этапа урока к другому.

Применялся как устный, так и письменный вид работы. Ребята учились думать, высказывать свое мнение, уважать мнение высказывающихся.

Считаю, что цели и задачи реализованы.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.