12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заргарова Ирина Михайловна280
Россия

Эволюция кровеносной системы. Кровь.

Цель:

Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;

Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;

Изучить состав крови и ее функции.

Задачи:

Образовательная: 

Учащиеся должны знать состав и функции крови;

Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;

Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.

Развивающая: 

Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;

Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;

Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.

Воспитательная: 

Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;

Умение выражать свою мысль;

Применять свои знания на практике;

Формирование правильного восприятия окружающей природы

Оборудование: таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.


Учитель: Какую общую тему мы изучаем?

Ученик: Эволюция строение и функций органов и их систем

Учитель: Что такое эволюция?

Учащиеся: Эволюция – это историческое развитие органического мира.

Учитель: При изучении многообразия животного мира, перед нами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов

Слайд №1 -родословная животного мира


Учитель: Эволюцию, каких органов и систем органов мы изучили?

Ученики: Покровы тела, опроно-двигательная система, способы передвижения, органы дыхания, органы пищеварения)

Учитель: Какую функцию выполняет дыхательная система?

Ученик: доставка кислорода клеткам, газообмен.

Ученик: Какую функцию выполняет пищеварительная система?

Ученик: поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии


Учитель: Знаете ли вы как доставляется питательные вещества и кислород к тканям и клеткам?

Ученики: с помощью кровеносной системы, крови

Учитель: Вот это и будет предметом нашего с вами разговора на данном уроке.

(Сообщение темы урока.)

Слайд №2- Эволюция кровеносной системы. Кровь.

Давайте определим цель нашего урока.

Слайд№3- Цель урока

Учитель: Все ли организмы имеют кровеносную систему?

Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.

Рассмотрите предложенные иллюстрации животных в печатной тетради и вспомните, у кого впервые в процессе эволюции появилась кровеносная система? Назовите систематическую группу этих животных

Ученики: У кольчатых червей.

Учитель: Учащиеся класса разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовила сообщение об отдельных этапах эволюции кровеносной системы

Слайд 4 – кровеносная система дождевых червей, Моллюсков, Членистоногих

Выступление учащихся 1 группы – Эволюция кровеносной системы кольчатых червей и Моллюсков и Членистоногих

Впервые кровеносная система в примитивном виде появляется у кольчатых червей Она образована спинным и брюшным кровеносными сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному - к хвостовому. Кровь постоянно находится в кровеносных сосудах и не изливается в полость. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Кровеносная система моллюсков и членистоногих незамкнутая. Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы, а затем снова собирается в сосуды.

Учитель: проанализируем КС кольчатых червей

Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

Капилляры – самые мельчайшие кровеносные сосуды.

Учитель: Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?

Ученики: Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды.

Учитель: Назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков и Членистоногих.

Учении: сосуды и сердце

Учитель: Сердце – специальный орган, обеспечивающий движение крови.

Учитель: Какие типы КС вам известны?

Ученики: Замкнутая и незамкнутая

Вывод: Какая КС у простейших и беспозвоночных животных?

Увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы

Учитель: У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения


Слайд №5 Кровеносная система Ланцетника и рыб


Выступление учащихся 2 группы – Эволюция кровеносной системы Ланцетника и Рыб

Учитель: Давайте проследим, каким образом изменялась кровеносная. система хордовых с усложнением организма.

Ланцетник.

У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует. Кровь движется благодаря сокращению стенок переднего отдела брюшного кровеносного сосуда.


Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов,

Образует один круг кровообращения

Сердце рыб двухкамерное.


Учитель: Что изменилось в кровеносной системе у рыб?

- 1 круг кровообращения;

- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.

В какой части тела расположено сердце?

-Передней части тела на брюшной стороне.

Артерии – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца.

Вены - это сосуды, по которым кровь течёт к сердцу.

Капилляры - тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.

От желудочка сердца отходит крупный кровеносный сосуд – аорта, которая разветвляется на артерии, по которым кровь течёт к жабрам, где происходит газообмен.

Что происходит с кровью по ходу движения?

Венозная кровь превращается в артериальную, по артериям направляется к органам. В органах также происходит газообмен, в результате артериальная кровь возвращается по венам в предсердие сердца. В сердце у рыб кровь венозная

Артериальная кровь - кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом

Учитель: На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.

Вывод по КС рыб

- 1 круг кровообращения;

- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.

Слайд№ 6 Кровеносная система Земноводных и Пресмыкающихся


Выступление учащихся 3 группы

Земноводные

-У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземным образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый.

Большой круг кровообращения связан со всеми внутренними органами, от которых кровь венозная поступает в правое предсердие .

Малый круг кровообращения связан с легкими. В них кровь обогащается кислородом и становится артериальной. От легких артериальная кровь поступает в левое предсердие. Сокращение предсердий выталкивает кровь в желудочек, где артериальная и венозная кровь частично смешиваются.

Учитель:Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца?

Ученик: Смешанная

Учитель:Как называется круг кровообращения, который связан с легкими?

Ученик:малый

Учитель:Что происходит с кровью в легких?

Ученик:отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной

Пресмыкающиеся.


Учитель: В чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

Ученик : В желудочке сердца появляется неполная перегородка, которая не полностью делит эго две половинки. Благодаря ей кровь, поступающая в желудочек, меньше смешивается у крокодилов в желудочке сердца перегородка полностью делит его на две камеры, и сердце становится четырехкамерным.



Вывод по КС земноводных и пресмыкающихся.

У Земноводных и Пресмыкающихся сердце трехкамерное.

У Пресмыкающихся появляется неполная перегородка в желудочке сердца


Выступление учащихся 4 группы – эволюция кровеносная система Птиц и Млекопитающих

Слайд№7 Кровеносная система Птиц и Млекопитающих

Птицы и млекопитающие.

У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения. Сердце четырёхкамерное: два предсердия два желудочка.

Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения.

От левого желудочка сердца отходит аорта, разветвляющая на артерии. По ним течет артериальная кровь по всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. В капиллярах большого круга кровообращения, кровь осуществляет газообмен- отдает тканям кислород и уносит от них углекислый газ. Так же происходит и с веществами, поступающими из пищеварительной системы: они доставляются к клеткам, а от них забираются ненужные продукты обмена. Кровь переносит также вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от правого желудочка и сообщаются с легкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие.

Учитель: В чём преимущества замкнутой КС?

Ученики: Замкнутая кровеносная система более прогрессивная в эволюционном плане. Она обеспечивает высокую скорость метаболизма, быстро доставляя кислород и питательные вещества к клеткам.

Учитель: Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.

Учитель:В чем причина теплокровности?

Ученики: Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела.

Учитель: Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.

Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.

Артериальная и венозная кровь не смешивается

эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути

1) увеличения числа камер сердца

2) образования 3-х видов сосудов

3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма.

К р о в ь

Учитель: Кровь — это удивительная ткань. И именно ее, философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»

Учитель:почему же кровь носительница жизни?

Учитель: Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет?

Слайд № 8 Состав крови

Работа с учебником стр 218.

Изучение СТРОЕНИЯ КРОВИ И ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ.(стр.112 р.т №12)

t1585755011aa.png

Учитель: Что же такое кровь?

Ученик: Кровь –это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.

Учитель: В процессе эволюции изменялся состав и функции крови.У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции.

Учитель: Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?

Слайд № 9

Функции крови:

Транспортная:

перенос кислорода

доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела

удаление из тканей конечных продуктов обмена

2. Защитная

защита организма от инфекций и чужеродных тел

защита от кровопотери

Регуляторная– регуляция температуры тела.


Вывод по крови

В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.

Учитель: Мы весь урок произносили очень интересное слово «ЭВОЛЮЦИЯ», так, что же оно означает? (Эволюция - историческое развитие органического мира)

Слайд № 10 Закрепление.

Д/з §41


Источники

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-biologii-na-temu-evolyuciya-krovenosnoy-sistemikrov-klass-1670889.html

http://www.myshared.ru/slide/427773/

https://mydocx.ru/1-2366.html

https://urok.1sept.ru/статьи/533882/

https://pandia.ru/text/80/115/37040.php

https://mylektsii.ru/11-75746.html











Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.