Урок биологии в 8-9 классе «Функциональные нарушения кровеносной системы и их профилактика»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
атеросклероз, атеросклеротическая бляшка, тромбофлебит, простой тромб и смешанный тромб, варикозное расширение вен, гипертония, артериолы, ишемическая болезнь сердца, тахикардии
Изучение нового материала
Функциональные нарушения кровеносной системы и их профилактика
При неблагоприятных факторах воздействия на сосудистую кровеносную систему человека: магнитные бури, изменение климата, малоподвижный образ жизни, нарушение гигиены питания могут происходить нарушения человеческого организма.
Особенно распространенным заболеванием является атеросклероз, который как ржавчина разъедает кровеносные сосуды и нарушает их функцию. Развитие заболевания связано с внутренней оболочкой кровеносного сосуда где развивается отек. При отеке увеличиваются промежутки между клетками и во внутрь стенки проникают все компоненты будущей бляшки: жиры, жироподобные вещества, фибрин и т. д. Мышечная стенка кровеносного сосуда заполняется жиром, становясь пенистой, затем; пенистая клетка распадается, и на этом месте образуется атеросклеротическая бляшка. Бляшки заполняют внутреннюю часть кровеносного русла, сужая его поток. В результате при передвижении крови повышается артериальное давление. Факторами риска при повышенном артериальном давлении являются стрессовые ситуации. Атеросклеротические бляшки опасны еще тем, что легко изъязвляются, распадаются и продукты их распада .разносятся с током крови, создавая угрозу закупорки мелких кровеносных сосудов. Кроме того, изъязвленная бляшка становится центром образования пристеночного тромба, который может закупорить просвет кровеносного сосуда, а оторвавшись от места прикрепления, стать угрозой серьезных нарушений кровоснабжения органов и тканей.
Образование тромбофлебита. Кровь способна свертываться, т. е. переходить в студнеобразное состояние образуя сгусток. Процесс тромбо образования жизненно важен в борьбе с кровопотерями, образующимися в результате травм, ранений. Тромбо- образование в сосудистом русле обусловлено превращением белка крови фибриногена в нерастворимый или плохо растворимый сгусток фибрина этом сложном процессе принимает участие, большое количество различных ферментов — ускорителей и замедлителей процесса. Участвуют в нем и форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Тромбы бывают простые и смешанные. Простые тромбы образуются в мелких артериях и капиллярах и состоят либо из тромбоцитов, либо из фибрина и эритроцитов. Смешанные тромбы состоят из компонентов: тромбоцитов, лейкоцитов и фибрина и располагаются преимущественно в венах. Наличие смешанных тромбов-В крупных и мелких сосудах опорно-двигательного аппарата приводит к тромбофлебиту. При этом заболевании происходит закупорка вен, «образование-венозных узлов» и как следствие, варикозное расширение вен. При развитии тромбофлебита кровоснабжение восстанавливается через обходные более мелкие вены.
Есть данные, свидетельствующие о том, что образование тромбов в сосудах в той или иной степени влияет на возникновение, течение и исход ревматизма, болезней почек, легких и других недугов. Существуют определенные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, такие, как повышение в крови холестерина, малоподвижный образ жизни, злоупотребление алкоголем, физические перегрузки, эмоциональные стрессы, в процессе которых в кровеносное русло выделяется большое количество адреналина и других биологически активных веществ, активизирующих процесс свертывания крови. Факторы, снижающие риск образования тромбов в кровеносных сосудах: здоровый образ жизни, активизация движения, лечение лекарственными препаратами только по назначению врача.
Гипертоническая болезнь. В основе гипертонической болезни лежит нарушение артериального давления, контролируемое сосудодвигательным центром, расположенным в головном мозге. Нарушение регуляции давления возникает под влиянием различных внешних раздражителей, в том числе эмоциональных стрессов и нервно-психологического перенапряжения. 11од влиянием раздражителей происходит активизация симпато-адреналиновой системы, включающей надпочечники и симпатическую систему, регулирующую деятельность всех органов и сосудов. В результате в кровь поступает большое количество адреналина, гормона, который способствует возникновению спазма сосудов, увеличивает частоту и силу сокращения сердечной мышцы, которая увеличивает объем крови, выбрасываемой в сосуды. Все это и приводит к увеличению артериального давления.
Гипертоническая болезнь проявляется в трех стадиях.
1 стадия характеризуется функциональными изменениями, которые проявляются в быстрой утомляемости, слабости, бессоннице, головной боли. Показатели артериального давления колеблются от 160/95 до 179/104 мм рт.ст. По мере прогрессирования болезни происходит сужение мелких артериальных сосудов — артериол, что вызывает резкое изменение притока крови к органам тела. В результате нарушается функция этих органов.
II стадия гипертонии, которую называют стадией начальных гипертонических изменений. Артериальное давление достигает 180/105 199/114 мм рт.ст. Если больной не выполняет распоряжения врача, то происходят гипертонические кризы.
В ответ на психоэмоциональное возбуждение, стресс, физические перегрузки на фоне высокого артериального давления происходит мощный выброс в кровь адреналина и других гормонов, которые способствуют резкому повышению давления в артериях! У больного возникают сильные головные боли, боль в глазах, тошнота, шум в ушах, учащенное сердцебиение. При этом быстро развивается атеросклероз. Такое состояние может стать причиной возникновения ишемической болезни сердца (ИБС). При этом появляются сильные боли в сердечной мышце. В результате внезапного нарушения притока крови к сердечной мышце может развиться инфаркт. Погибшая мышечная ткань заменяется соединительной; и развивается кардиосклероз,
III стадия гипертонической болезни, развивается сердечная недостаточность, при которой сердце уже не может обеспечить нормальное снабжение кровью всех-органов и тканей. Появляется одышка, учащенное сердцебиение (тахикардия), отеки (в первую очередь на ногах), синюшность кожных покровов, артериальное давление держится стабильно 200/115 мм рт. ст. и выше. Из-за длительного спазма кровеносных сосудов на этой стадии заболевания повышается риск развития мозгового инсульта, или кровоизлияния в мозг.
Для предотвращения развития гипертонической болезни необходимо строго следовать советам врача: увеличить физическую нагрузку, не связанную с сильным мышечным напряжением, на- пример больше ходить на воздухе, следить за массой тела, ограничить потребление соли, исключить алкоголь, курение, перейти на молочно-овощную диету.
Подумайте и ответьте.
1. Какие причины вызывают заболевание атеросклероз?
2. Каков механизм данного заболевания?
3. Какие причины вызывают-тромбофлебит и каков механизм этого заболевания?
4.Каковы факторы риска возникновения атеросклероза и тромбофлебита?
5. Каков .пути профилактики этих заболеваний.
6. Какие, признаки характеризуют гипертоническую~ болезнь, какие стадии она проводит?
7. Какие заболевания провоцирует гипертония?
8. Каковы меры профилактики заболевания гипертонией?
Объясните значение терминов: атеросклероз, атеросклеротическая бляшка, тромбофлебит, простой тромб и смешанный тромб, варикозное расширение вен, гипертония, артериолы, ишемическая болезнь сердца, тахикардия
Чем опасен тромбоз?
ТРОМБОЗ ГЛУБОКИХ ВЕН
ЧТО ТАКОЕ АРИТМИЯ
Гипертоническая болезнь
Аритмия. Заболевания Сердечно-Сосудистой Системы
Аритмия сердца. Современный подход.
Ресурсы:
УМК Анастасава Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html