Тема урока: Факторы размещения производственных сил.
Цели и задачи урока: ознакомить обучающихся с основными факторами размещения производительных сил; развивать умения работать с учебником и дополнительными источниками знаний; продолжить экологическое воспитание обучающихся.
Оборудование: политическая карта мира, компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент:
доклад дежурного, приветствие;
проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Географический диктант по проверке изученных терминов.
Термины ( смотрим презентацию):
1) Мировое хозяйство
2) МГРТ
3) Экономическая интеграция
4) Европейский союз (ЕС)
5) АСЕАН
6) ОПЕК
7) Специализация
8) НАФТА
9) НТР
10) ЛАИ
Учитель читает определение этих терминов и понятий, а обучающиеся выбирают правильный термин и расставляют цифры в том порядке, в котором о них говорится . ( характеристики понятий можно раздать ученикам приложение 1).
1.Н.Н.Баранский назвал его основным понятием экономической географии.
2.Оно сформировалось в конце XIX-XX в. в результате развития машинной индустрии, мирового рынка, транспорта.
3. Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу.
4. Группировка стран экспортеров нефти.
5. Отрасли, ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в МГРТ.
6. Представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной международной политики.
7. Интеграционная группа стран основанная в 1957г. как «Общий рынок».
8.Ассоциация стран Юго- Восточной Азии.
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли, в которую входят США, Канада, Мексика.
10. В эту интеграционную группировку входят: Бразилия, Аргентина, Перу и другие страны этого региона.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КОД: 2, 1, 9, 6, 7, 3, 4, 5, 8, 10
III. Изучение нового материала.
1) На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с основными факторами размещения производственных сил.
При изучении географии в 9 классе с некоторыми из факторов размещения производства мы уже знакомились.
Давайте вспомним, с какими факторами мы уже знакомы.
Ответы учащихся( трудовой, сырьевой, транспортный и др.)
2) Все факторы размещения можно разделить на две группы: старые и новые.
Факторы размещения
Старые Новые
- фактор территории - фактор наукоёмкости
- фактор ЭГП - экологический фактор
- природно- ресурсный фактор
- фактор трудовых ресурсов
- транспортный фактор
- фактор территориальной концентрации
Старые факторы возникли в эпоху промышленных переворотов, а новые факторы в эпоху НТР ( презентация).
3) Работа с учебником и дополнительной литературой.
Задание: проработать текст учебника, дополнительную литературу и заполнить таблицу « Факторы размещения производственных сил».
Факторы |
Характеристика фактора |
1. Территории |
Территория- важнейший элемент географической среды общества. Обычно, чем больше территория, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы. Больше вариантов размещения населения и производства. В небольших по территории странах нет острой проблемы дальних перевозок, но многие страны испытывают «дефицит» территории. |
2.ЭГП |
Центральное и приморское положение выгодные черты ЭГП. Глубинное может замедлять экономическое развитие страны. Влияние соседского положения зависит от отношений между государствами. |
3.Природно- ресурсный |
Для размещения отраслей добывающей промышленности фактор остаётся решающим. В эпоху НТР притяжение размещения производственных сил уменьшилось. |
4.Транспортный |
В эпоху НТР фактор продолжает оказывать влияние на размещение производства, особенно в больших по территории стран. |
5.Трудовых ресурсов |
Всегда влиял на размещение производства. В эпоху НТР приобрело значение ориентация на высококвалифицированные трудовые ресурсы. |
6.Территориальной концентрации |
В эпоху НТР характерен процесс территориального рассредоточения производства путём создания небольших и средних предприятий. |
7.Фактор наукоёмкости |
В эпоху НТР становится важным фактором размещения производства, особенно наукоёмких отраслей. |
8.Экологический |
В период НТР приобрел особо значение. В некоторых случаях «грязные» производства размещаются в других районах, где их влияние на природу будет минимальным. |
4) Технополис. Технопарк.
В эпоху НТР сложились новые формы территориальной организации наук- технополисы и технопарки. ( смотрим презентацию).
Выступление обучающегося по теме « Технополис. Технопарк».
IV. Проверка таблицы и подведение итогов.
V. Д/З: прочитать параграф 4. Проработать блок самоконтроля и подготовится к проверочной работе по теме «НТР».
Литература: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл.- М.: Просвещение, 2001г.;
Экономическая и соц. География мира. Поурочные планы 10 класс/Сост. О.И.Ануфреева.-Волгоград: Учитель, 2003г.;
География. Учебное пособие/ Сост. М.О.Полякова.- М.: «Экзамен», 2004г.