Факультатив по русскому языку. Лингвистический тренажер. Тема урока: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»
Факультатив по русскому языку. Лингвистический тренажер.
Тема урока: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»
Цель:
Формировать у учащихся умения выбора и правильного написания о и ё в разных морфемах разных частей речи.
Повторить и систематизировать знания о правописании букв е, ё после шипящих в изученных частях речи
Совершенствовать орфографические и орфоэпические навыки;
развивать логическое и абстрактное мышление, умения обобщать и делать выводы;
прививать культуру речи; воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку, стремление быть грамотным.
Оборудование:
Мультимедийные средства, учебник, демонстрационные слайды с заданиями и образцами их выполнения, листки для подготовленного словарного диктанта.
Тип урока:
Урок систематизации знаний, совершенствование навыков и умений с элементами практикума.
ХОД УРОКА
- Организационный этап
- Реализация домашнего задания
Работа в парах по тестовым заданиям «Лингвистического тренажера».
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
1. Морфологически-орфографическая разминка
(Учитель проецирует задание на экран)
Определите, слова каких частей речи помещены на слайде.
Слайд № 1 Слайд № 2
В каких морфемах этих слов пропущены буквы е, ё, о после шипящих? Назовите их, объясните свой выбор правилами.
Перепишите в тетради слова со слайда, вставляя пропущенные буквы.
Проверьте написание.
(После выполнения задания на экране появляется слайд со вставленными буквами для проверки)
Слайд № 1 |
Тихий ш. .пот Ровный ш..в Солнечным луч.. м Тёмной туч.. й Выпал снеж. .к Плюш.. вый медведь Освещ.. нный фонарём Выкраш.. иная скамейка |
Слайд № 2 |
Тихий шёпот (шептать) Ровный шов (существительное) Солнечным лучом (существительное) Тёмной тучёй (существительное) Выпал снежок (существительное) Плюшевый медведь (прилагательное) Освещённый фонарём (причастие) Выкрашенная скамейка (причастие) |
2. Мотивационное слово учителя
— Цель сегодняшнего урока — повторить условия выбора букв о, ё после шипящих, отработать навык выбора и обозначения этой орфограммы.
- Морфологически-орфографический практикум по теме урока
- Повторение правописания гласных О, Ё после шипящих в причастиях
Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное ? причастие
Какое?
Страдательное
- Униженное завершённый
Обиженное – ё –
– е – – о –
Как вы определите выбор гласных после шипящих в суффиксах причастий?
- Обосновать свой выбор
Освещенный, освеженный, решенный, закопченный
2. Комментированный диктант (по цепочке)
Задание. Запишите причастия, обозначьте условия выбора букв е, ё по образцу на слайде № 3.
Слайд № 3
Образец: завершённый; завершён; скошенный; скошена
Изученный, изучен, исключённый, исключён, погружённый, погружён, измельчённый, измельчён, изображённый, изображён, приглушённый, приглушён, сожжённый, сожжён, окружённый, окружён, острижен, очищенный, очищен, рассерженный, рассержен.
- Повторение правописания гласных О, Ё после шипящих и Ц в существительных и глаголах
1) Преступник ночью дом поджег,
Но совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
Найдите однокоренные слова
Определите часть речи
Сделайте вывод в выборе букв Ё, О после шипящих
Вывод I
2) Расскажите веселую рифмовку на О после шипящих
Шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба
Что объединяет эти слова?
Чем они отличаются?
Слова-исключения с ударной О
Слова иностранного происхождения с непроверяемой О
3) Шепот шорох
Тушенка ручонка
Стережет плащом
Решение проблемы Ё/О
4) Работа с таблицей
Расскажите о выборе Ё/О в корне слова после шипящих?
О выборе Ё/О в суффиксе ?
О выборе Ё/О в окончании ?
Обобщение: работа с таблицей
ТАБЛИЦА!!!
3. Объяснительно-распределительный диктант
Задание. Распределите слова по группам орфограмм, обозначьте условия выбора букв о, ё и е:
1) в корнях слов;
2) в суффиксах существительных;
3) в суффиксах прилагательных;
4) в суффиксах причастий;
5) в окончаниях глаголов;
6) в окончаниях существительных.
Бережёт, снежок, на жердочке, галчонок, с мечом, шорох, мячом, освещён-ный, стережёт, зайчонок, освежённый, сучок, чёрным, свечой, крыжовник, ежовый, стрижёт, рассечёт, крючок, овражек, бежевый, шапчонка, испечёт, решённый, товарищем, ситцевый, рощей, кукушонок, холщовый, в горячем, грушевый, песцовый, лапшой, лягушонок, закопчённый, медвежонок, доро-женька, дубочек, пересечёт.
4. Творческое задание. Эссе. Как вы различаете написание -о-,- ё- после шипящих в словах душонка, пшенка?
Лексическая игра с орфографическим заданием
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Работая на сегодняшнем занятии я научился …»
«Каждому ученику при изучении правописания гласных –о-, -ё- после шипящих я бы посоветовал .»
«В этом мне больше всего помогла работа с …»