Факультатив по русскому языку. Лингвистический тренажер. Тема урока: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»

0
0
Материал опубликован 22 September

Факультатив по русскому языку. Лингвистический тренажер.

Тема урока: «Буквы О, Ё после шипящих и Ц»

Цель:

Формировать у учащихся умения выбора и правильного написания о и ё в разных морфемах разных частей речи.

Повторить и систематизировать знания о правописании букв е, ё после шипящих в изученных частях речи

Совершенствовать орфографические и орфоэпические навыки;

развивать логическое и абстрактное мышление, умения обобщать и делать выводы;

 прививать культуру речи; воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку, стремление быть грамотным.

Оборудование:

Мультимедийные средства, учебник, демонстрационные слайды с заданиями и образцами их выполнения, листки для подготовленного словарного диктанта.

Тип урока:

Урок систематизации знаний, совершенствование навыков и умений с элементами практикума.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Реализация домашнего задания

Работа в парах по тестовым заданиям «Лингвистического тренажера».

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Морфологически-орфографическая разминка

(Учитель проецирует задание на экран)

Определите, слова каких частей речи помещены на слайде.

Слайд № 1                                                                                       Слайд № 2

В каких морфемах этих слов пропущены буквы е, ё, о после шипящих? Назовите их, объясните свой выбор правилами.

Перепишите в тетради слова со слайда, вставляя пропущенные буквы.

Проверьте написание.

(После выполнения задания на экране появляется слайд со вставленными буквами для проверки)




Слайд № 1

Тихий ш. .пот

Ровный ш..в

Солнечным луч.. м

Тёмной туч.. й

Выпал снеж. .к

Плюш.. вый медведь

Освещ.. нный фонарём

Выкраш.. иная скамейка








Слайд № 2

Тихий шёпот (шептать)


Ровный шов (существительное)


Солнечным лучом (существительное)


Тёмной тучёй (существительное)


Выпал снежок (существительное)


Плюшевый медведь (прилагательное)


Освещённый фонарём (причастие)


Выкрашенная скамейка (причастие)




2. Мотивационное слово учителя

— Цель сегодняшнего урока — повторить  условия выбора букв о, ё после шипящих, отработать навык выбора и обозначения этой орфограммы.

  1. Морфологически-орфографический практикум по теме урока
  1. Повторение правописания гласных О, Ё после шипящих  в причастиях

Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное  ?  причастие

Какое?

Страдательное

  1. Униженное               завершённый

Обиженное              – ё –

– е –                           – о –

Как вы определите выбор гласных после шипящих в суффиксах причастий?

  • Обосновать свой выбор

Освещенный, освеженный, решенный, закопченный

2.            Комментированный диктант (по цепочке)

Задание. Запишите причастия, обозначьте условия выбора букв е, ё по образцу на слайде № 3.

Слайд № 3

Образец: завершённый; завершён; скошенный; скошена

Изученный, изучен, исключённый, исключён, погружённый, погружён, измельчённый, измельчён, изображённый, изображён, приглушённый, приглушён, сожжённый, сожжён, окружённый, окружён, острижен, очищенный, очищен, рассерженный, рассержен.

  1. Повторение правописания гласных О, Ё после шипящих и Ц в существительных и глаголах

1)            Преступник ночью дом поджег,

Но совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

 Найдите однокоренные слова

 Определите часть речи

 Сделайте вывод в выборе букв Ё, О после шипящих

Вывод I

2)            Расскажите веселую рифмовку на О после шипящих

Шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба

Что объединяет эти слова?

Чем они отличаются?

Слова-исключения с ударной О

Слова иностранного происхождения с непроверяемой О

3)            Шепот                 шорох

Тушенка             ручонка

Стережет           плащом

Решение проблемы Ё/О

4)            Работа с таблицей

Расскажите о выборе Ё/О в корне слова после шипящих?

                О выборе Ё/О в суффиксе         ?

                О выборе Ё/О в окончании      ?

Обобщение: работа с таблицей

ТАБЛИЦА!!!

3.            Объяснительно-распределительный диктант

Задание. Распределите слова по группам орфограмм, обозначьте условия выбора букв о, ё и е:

1)            в корнях слов;

2)            в суффиксах существительных;

3)            в суффиксах прилагательных;

4)            в суффиксах причастий;

5)            в окончаниях глаголов;

6)            в окончаниях существительных.

Бережёт, снежок, на жердочке, галчонок, с мечом, шорох, мячом, освещён-ный, стережёт, зайчонок, освежённый, сучок, чёрным, свечой, крыжовник, ежовый, стрижёт, рассечёт, крючок, овражек, бежевый, шапчонка, испечёт, решённый, товарищем, ситцевый, рощей, кукушонок, холщовый, в горячем, грушевый, песцовый, лапшой, лягушонок, закопчённый, медвежонок, доро-женька, дубочек, пересечёт.

4.            Творческое задание. Эссе.  Как вы различаете написание -о-,- ё- после шипящих в словах душонка, пшенка?

                Лексическая игра с орфографическим заданием


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

«Работая на сегодняшнем занятии я научился …»

«Каждому ученику при изучении правописания гласных –о-, -ё- после шипящих я бы посоветовал  .»

«В этом мне больше всего помогла работа с …»


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации