Урок-повторение по русскому языку на тему «О-Ё после шипящих» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
О – Ё после шипящих и Ц
Цели урока: повторить и систематизировать правило о правописании О-Ё после шипящих и Ц; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся с целью подготовки к ЕГЭ.
Орфоэпические нормы А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? I вариант II вариант 1) катАлог; 1) клалА 2) нАверх; 2) бАнты 3) красИвее; 3) щАвель 4) вклЮчит. 4) врУчит
Грамматические нормы А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. I вариант II вариант 1) килограмм апельсинов; 1) в шестьюстах метрах; 2) после заморозков; 2) много яблок; 3) политические лагери; 3) стакан сока; 4) в полторастах километрах. 4) согласно договору.
Орфографические нормы А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? I вариант II вариант 1) нагр_вать, стр_мление; 1) зам…рла, соч_тающий; 2) под_рить, хв_тать; 2) д…летант, гр_фический; 3) переб_решь, к_варный; 3) ст_рона, усм…рённый; 4) об_яние, прик_снуться; 4)заг…рать, л_скающий.
Словообразовательные нормы В1. Укажите, каким способом образовано слово I вариант II вариант заплыв синь
Пунктуационные нормы А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В этих краях (1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать все потаённые лесные тропы. 1) 1, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2, 4.
Проверь и поставь себе оценку. I вариант II вариант А1. 3) красИвее А1. 2) бАнты А3. 4) в полутораста А3. 1) в шестистах метрах А 13. 2) подарить,хватать А 13.3)сторона, усмирённый В1. бессуффиксный В1.бессуффиксный А 20. 2) «5» – 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 ошибки
О – Ё после шипящих в корне слова Есть чередование с Е Нет чередования с Е Шёпот – шептать Дешёвый – дешевизна Жёлоб – желоба Пшёнка – пшено Жёрнов – жернова Печёнка – печень Начёс – начесать Бечёвка – бечева По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим. О ё
Существительные О Глаголы Ё Сильный ожог Пережог горючего Обвинение в поджоге Недожог кирпича Изжога Ожёг лицо Пережёг дрова Поджёг дом Пережёг топливо Прожёг куртку Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в существительных пишется О, в глаголах - Ё Обратите внимание!
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи В суффиксах существительных и отымённых прилагательных, в суффиксах наречий: под ударением – О, без ударения - Е Существит. Отымённые прилагательн. Наречия ó балычок галчонок речонка княжон чащоба камышовый парчовый холщовый смешон общо горячо хорошо Е овражек Книжечка грушевый хрящевой певуче ещё (искл.)
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи В суффиксах глаголов, отглагольных существительных , отглагольных прилагательных, страдательных причастий пишется Ё Глаголы Причастия перекочёвывать размежёвывать выкорчёвывать раскорчёвывать взбешённый смещённый освещённый уличённый Существительные Прилагательные тушёнка сгущёнка копчёности ночёвка корчёвка кочёвка протяжённость тушёный копчёный золочёный бережёный посажёный (отец) жжёный лущёный
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи Исключения: 1) учёба 2) Ё в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр-: дирижёр ретушёр стажёр монтажёр По аналогии с ними в русском ухажёр
Буквы О – Ё в окончаниях разных частей речи В окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения – Е, в окончаниях глаголов - Ё Существительные Прилагательные Глаголы- Ё ó плечó калачóм Фомичóм чужóй большóго жжёшь бережём печёт е кашей смерчем Петровичем колючего старшего
Правописание О, Е после Ц После ц в любой части слова под ударением – О, без ударения – Е (в русских словах), Ë после Ц не пишется никогда. цóколь, пальтецó – зéркальце отцóв – колóдцев облицóвывать – облицевáть. Исключения: цокотýха, скéрцо, гéрцог и др.
Вывод: Осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям: определению морфемы и 2) принадлежности слова к части речи.
Первые пять групп: заполните таблицу словами, перечисленными ниже. 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа о ё ё о ё В суффиксах и окончаниях под ударением В корне под ударением В глаголах и отглагольных формах Слова-исключения Суффикс -ёр Медвежонок Чёрный Точёный Шоколад Тренажёр Шестая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё. В раннее весеннее утро, когда солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки. Седьмая группа. Найдите и исправьте ошибки. Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Проверка 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа о ё ё о ё В суффиксах и окончаниях под ударением В корне под ударением В глаголах и отглагольных формах Слова-исключения Суффикс -ёр медвежонок чёрный точёный шоколад тренажёр должок бечёвка корчёвка ожог руки дирижёр ножовка печёнка орошённый обжора ретушёр княжон дешёвый ожёг руку мажорный стажёр чащоба шёпот выкорчёвывать крыжовник ухажёр книжонка тушёнка чопорный холщовый кипячёное смешон сражён горячо Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже. Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки, ож_г руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать, книж_нка, печ_нка, ретуш_р, туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш_н, горяч_, ухаж_р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный
6- ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё. В раннее весеннее утро, когда солнце ещё не горяч и в воздухе свеж , ребята во главе со стаж ром провели в старом саду борьбу с листож ром на груш вых и алыч вых деревьях. В камыш вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч нка, из-под пиджака выглядывает холщ вая рубаш нка, на шее кумач вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ тки и трещ тки, затем угощает всех спелым крыж вником. А ребята предлагают ему ш коладки. о о о ё е о о о о о о ё о о о
7-ая группа. Найдите и исправьте ошибки. Исходный текст. Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания. Исправленный текст. Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая медвежонку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. Затем мы ставим вместо стола бочонок и садимся обедать. Из сумок достаём тушёнку, сгущёнку, пирожки с печёнкой, копчёности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчонок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Работа с текстом Берёза милое русское дерево. Это (по)истине крестьянское дерево; в нём есть всё и бабий деш_вый ситц_вый платок и побелё(н, нн)ая хата и русская печ_ и холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле. Всматр_ваясь в берёзовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ... А молодые берёзки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминают девичью красоту радуют глаз и душу.
Проверка. Берёза - милое русское дерево. Это поистине крестьянское дерево; в нём есть всё: и бабий дешёвый ситцевый платок , и побелённая хата , и русская печь, и холщовая рубаха , и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, вслушиваясь в его шёпот, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу... А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, с шёлковыми косами, как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу неба, напоминают девичью красоту . В1. Из предложения 2 выпишите все частицы. В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Домашнее задание: § 23, 32, упр. 145 (п.), 144, 186 (с карандашом)
Похожие публикации
Горбачёва Марина Юрьевна